Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 09:10, автореферат
Цель диссертационной работы: на основе изучения теоретических подходов к управлению предприятиями с использованием показателей эффективности разработать методические положения и рекомендации по формированию сбалансированной системы показателей и ее использованию в управлении предприятиями пищевой промышленности для повышения эффективности решения ключевых бизнес-задач.
2
На правах рукописи
Башилов Дмитрий Владимирович
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва, 2007
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Московский государственный университет пищевых производств" Министерства образования и науки Российской Федерации.
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор
Жигалов Анатолий Николаевич
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Гусев Валерий Владимирович
кандидат экономических наук, ст.научн.сотр. Ушаков Тихон Иванович
Ведущая организация: ОАО «Мосгорхлебопродукт».
Защита состоится « » июня 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.148.06 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств» по адресу : 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 11, корпус Б, аудитория 6-06.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПП.
Автореферат размещен на официальном сайте МГУПП www.mgupp.ru
Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью учреждения, просим направлять по указанному адресу.
Автореферат разослан « » мая 2007 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.э.н, доцент Чайкина И.И.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия изменились концептуальные взгляды на содержание управления промышленными организациями, в том числе и предприятиями пищевой промышленности. Реализуется новая управленческая парадигма, основанная на признании важности быстроты и адекватности реакции органов управления на изменения факторов внешней и внутренней сред, рассматриваемых в единстве взаимодействия. Для обеспечения конкурентоспособности руководству и топ-менеджменту промышленных предприятий требуется иметь достоверную информацию о показателях бизнеса. В связи с этим возникает потребность в существенном расширении системы показателей оценки бизнеса за счет показателей достижения определяющих конкурентных преимуществ.
Особенности предприятий пищевой промышленности – непрерывность производства, необходимость постоянного контроля качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, зависимость от поставок сырья и др. требуют использования системы показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий пищевой промышленности не только в целях измерения и оценки, но и в качестве инструмента управления. Применение подобного инструмента особенно важно при работе предприятия в условиях современной конкурентной ситуации, диктующей жесткие условия оперативной перестройки бизнес-процессов в интересах потребителей и эффективного ведения бизнеса. Оптимально и обоснованно выбранная система таких показателей может изменить саму концепцию достижения предприятием поставленных целей, ее организационную структуру, принципы и подходы к принятию решений.
Указанные обстоятельства определяют актуальность темы диссертационной работы.
Таким образом, в общей проблеме повышения эффективности функционирования промышленных предприятий можно выделить актуальную научно-экономическую задачу разработки сбалансированной системы показателей эффективности управления предприятиями пищевой промышленности с учетом использования современных информационных технологий.
Степень изученности проблемы. Теоретическим и методологическим аспектам эффективного управления было посвящено немало исследований и монографий. Большой вклад внесли зарубежные ученые: Абрамс Ф., Ансофф. И., Каплан Р., Макконел П., Нортон Д., и др, а также отечественные экономисты: Азоев Г.Л., Голубков Е.П., Грузинов В.П., Кныш. М.И., Фатхутдинов Р.А. и др.
Различные аспекты данной проблемы применительно к пищевой промышленности отражены в научных трудах Гусева В.В., Денискина В.В., Жигалова А.Н., Магомедова М.Д., Рябовой Т.Ф., Тульской Н.С.. Определенное внимание уделялось и использованию сбалансированных систем показателей (Маликов С.Г., Побыванец В.С., Стрижова О.И. и др.). Известны своими научными результатами в области разработки методологии управления предприятиями пищевой промышленности в условиях конкурентной среды такие организации, как МГУПП, ВНИИЭСХ, Высшая Школа экономики и др.
В трудах этих организаций и отдельных ученых раскрыты основные методы повышения эффективности управления предприятиями, выбора систем разнообразных показателей, определены наиболее эффективные способы поведения в разнообразных ситуациях, которые возникают в условиях рынка, учтены основные особенности организации бизнес-процессов на предприятиях пищевой промышленности.
Вместе с тем вопросы построения систем взаимосвязанных показателей эффективности деятельности и управления предприятиями пищевой промышленности с учетом новых возможностей по сбору, обработке, анализу и принятию стратегических решений, предоставляемых современными информационными технологиями, исследованы еще недостаточно. Это вызвано совокупностью разнообразных факторов, к основным из которых относятся неоперативность предоставления информации «с мест», слабое использование возможностей вычислительных средств, проблемы понимания актуальности таких задач высшим руководством предприятий и др. Слабое внимание уделялось разработке показателей информационной готовности предприятия к внедрению системы показателей, их сбору и анализу с учетом специфики взаимодействия информационных показателей с показателями других сфер деятельности предприятия пищевой промышленности. Разработанные способы и методы решения соответствующих задач не в полной мере раскрывают вопросы агрегирования показателей одной содержательной группы в единую функцию, что является одним из важнейших элементов их эффективного применения.
Цели и задачи исследования. На основании изложенного, можно сформулировать следующую цель диссертационной работы: на основе изучения теоретических подходов к управлению предприятиями с использованием показателей эффективности разработать методические положения и рекомендации по формированию сбалансированной системы показателей и ее использованию в управлении предприятиями пищевой промышленности для повышения эффективности решения ключевых бизнес-задач.
Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи:
уточнен понятийный аппарат концепции сбалансированной системы показателей (ССП), определены и выбраны необходимые научные методы обработки и анализа значений показателей, включенных в сбалансированную систему;
уточнена методика формирования ССП с целью учета в ней всех важнейших этапов обеспечения результативности использования ключевых показателей эффективности;
определена необходимость и достаточность составляющих ССП с учетом особенностей предприятий пищевой промышленности как объектов управления;
разработаны показатели ССП, учитывающие влияние новых информационных технологий на процессы принятия решений.
Объектом исследования являются предприятия пищевой промышленности как субъекты предпринимательской деятельности.
Предмет исследования - комплекс теоретических и методических вопросов формирования сбалансированной системы показателей деятельности предприятия пищевой промышленности в условиях повышения роли современных информационных и коммуникационных технологий.
Научная новизна работы заключается в следующем:
разработаны методические основы формирования ССП предприятий пищевой промышленности с учетом использования новых информационно-коммуникационных технологий;
обоснован базовый расширенный состав ССП пищевого предприятия, характеризующий его финансовое состояние, операционную деятельность, инновации, работу с потребителями, эффективность деятельности персонала, социальные и экологические обязательства, информационную обеспеченность предприятия;
определена сущность новой составляющей ССП – информационной обеспеченности предприятия, и методика определения ее характеристик;
разработан подход к построению системы мониторинга показателей ССП на предприятиях пищевой промышленности и совокупность требований к ее практической реализации;
разработан метод синтеза и использования агрегированных и интегральных показателей;
разработан и апробирован алгоритм использования ССП для решения задачи вывода на рынок нового вида продукта хлебопекарного предприятия.
На защиту выносятся следующие положения, в комплексе представляющие собой методическую основу формирования ССП для предприятий пищевой промышленности и их применения для повышения эффективности достижения стратегических целей предприятий, а именно:
1. Сбалансированная система показателей может и должна рассматриваться как инструмент стратегического управления предприятием пищевой промышленности, обеспечивая трансформацию миссии предприятия в набор конкретных стратегических задач и показателей для его отдельных подразделений и служб и формируя оценку эффективности его функционирования.
2. Методика формирования ССП для предприятий пищевых производств должна учитывать как отдельный и самостоятельный этап мониторинг показателей, обеспечивающий оперативный сбор, обработку, хранение и анализ разнородной информации по показателям различных составляющих ССП.
3. В ССП предприятия пищевой промышленности включается новая составляющая - «информационная обеспеченность предприятия», характеристиками которой для пищевых предприятий должны являться показатели технической, программной и информационной оснащенности, информационного взаимодействия с внешней средой и совокупная стоимость владения информационной инфраструктурой.
4. Синтез агрегированных показателей ССП должен осуществляться по группе функционально единых показателей ССП с использованием их нормированных значений и весов значимости.
Методическая база исследования. При разработке методических положений, обосновании выводов и предложений были приняты во внимание научные исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области экономических теорий, стратегического управления, маркетинга, финансового менеджмента, экономического анализа. В качестве источников экономической информации использовались материалы специализированных периодических изданий, Госкомстата РФ, данные глобальной информационной сети Интернет и фактические данные по нескольким промышленным предприятиям пищевой промышленности. В процессе диссертационного исследования применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция), методы экономического анализа, методы теории принятия решений в условиях неопределенности исходной информации.
Разработанные методические положения могут быть полезны на предприятиях не только пищевой, но также и других отраслей промышленности для решения аналогичных задач. Кроме того, указанное методическое обеспечение можно рассматривать как основу методологии построения процессов мониторинга ССП и решения вопросов влияния информационной оснащенности предприятия на реализацию стратегической миссии компании.
Практическая значимость работы. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработанные положения могут быть применены для решения конкретных задач повышения эффективности управления предприятиями пищевой промышленности, обоснования рекомендаций по организации процессов контроля функционирования предприятия на базе методов ССП. Результаты исследования применены для определения оптимальных направлений реинжиниринга нескольких крупных российских предприятий пищевой промышленности.
Основные теоретические и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть полезными как в практической деятельности предприятий пищевой промышленности в целях диагностики состояния бизнес-процессов и в процессе реализации стратегии развития, так и для дальнейших научно-теоретических исследований эффективности функционирования предприятий пищевой промышленности с использованием адаптированной ССП.
К новым результатам, имеющим практическую значимость, относятся:
показатели составляющей «информационная обеспеченность предприятия», а именно: показатели технической, программной и информационной оснащенности, информационного взаимодействия с внешней средой и совокупная стоимость владения информационной инфраструктурой;
практические рекомендации по построению системы мониторинга показателей ССП на предприятиях пищевой промышленности;
основные направления трансформации системы управления предприятием пищевой промышленности при внедрении ССП: внедрение системы мониторинга, управление персоналом, управление инвестициями и инновациями на основе и с активным использованием новых информационных технологий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью применяемых научных подходов к исследованию, использованием для исследований практически апробированных научных методов и подходов, а также положительным результатом практического применения предложенных рекомендаций при решении задач разработки стратегий развития предприятий пищевой промышленности.
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 опубликованных работах общим объемом 2,0 печатных листа, в т.ч. 1,6 печатных листа авторских.
Реализация результатов исследований. Основные результаты диссертационной работы реализованы на трех предприятиях пищевой промышленности при разработке и корректировке стратегий их развития на 2006-2010 гг., что подтверждается соответствующими актами об использовании результатов.
Информация о работе Методические аспекты формирования сбалансированной системы показателей