Методические аспекты формирования сбалансированной системы показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 09:10, автореферат

Описание работы

Цель диссертационной работы: на основе изучения теоретических подходов к управлению предприятиями с использованием показателей эффективности разработать методические положения и рекомендации по формированию сбалансированной системы показателей и ее использованию в управлении предприятиями пищевой промышленности для повышения эффективности решения ключевых бизнес-задач.

Работа содержит 1 файл

Башилов ССП.doc

— 597.00 Кб (Скачать)

В дальнейшем результаты исследований рекомендуется использовать на предприятиях пищевой промышленности для формирования сбалансированных систем показателей, построения систем мониторинга и принятия управленческих решений по значениям показателей данных систем. 

Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационной работы доложены на:

      научной конференции «Современные тенденции экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК» (Москва, Московский государственный университет пищевых производств, 2003 год);

      Всероссийской научно-технической конференции «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации» (Москва, Московский государственный университет пищевых производств, 2004 год);

      Третьей юбилейной научно-технической конференции с международным участием «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации» (Москва, Московский государственный университет пищевых производств, 2005 год).

       Структура и объем диссертационной работы.  Диссертационная работа состоит из введения, трех глав с выводами по каждой главе, заключения и списка использованных источников из 159 наименований. Содержание работы изложено на 191 странице машинописного текста, вклю­чая 27 таблиц и 13 рисунков.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются его цель и задачи, предмет и объект исследования, отражаются научная новизна, практическая значимость, апробация и реализация результатов, публикации, а также приводится логическая схема проведения исследований.

В первой главе - «Теоретические основы управления промышленными предприятиями по системе показателей» - описана эволюция научных взглядов на роль информации в функционировании промышленных предприятий, проанализированы разработанные отечественными и зарубежными экономистами системы показателей деятельности предприятия, рассмотрены цели и принципы построения систем показателей, проанализированы вопросы практического использования ССП в целях управления предприятием для различных предметных областей.

Во второй главе - «Методические основы формирования сбалансированной системы показателей» - описана сущность и выбраны экономико-статистические методы, применяемые для анализа информации и значимые с точки зрения внедрения ССП, описан общий теоретический подход к применению ССП в задачах управления предприятием, доказано, что мониторинг показателей является необходимым этапом методики формирования ССП, проанализированы требования, выбрана структура ССП, дано определение и введены пять основных показателей, описывающих информационную обеспеченность предприятия, показаны связи этой составляющей ССП с остальными, разработаны подходы к построению систем агрегированных и интегральных показателей.  

В третьей главе - «Разработка методик и способов применения сбалансированной системы показателей на предприятиях пищевой промышленности» - описано современное состояние предприятий пищевой промышленности; уточнены механизмы взаимосвязи и определены логические зависимости между отдельными составляющими и показателями ССП; исследована взаимосвязь ССП и стратегии предприятия; рассмотрены задачи и мероприятия, осуществление которых необходимо при внедрении ССП; исследованы вопросы построения на предприятиях пищевой промышленности систем мониторинга. Кроме того, приведен практический пример использования ССП для решения задачи вывода на рынок нового вида продукции хлебопекарной промышленности.

В заключении приведены основные результаты и выводы исследования, приводятся рекомендации по их использованию и применению в перспективе.

 

Основное содержание работы

Управление предприятием есть по своей сути выявление влияния внешних и внутренних событий на параметры бизнес-процессов и целенаправленное регулирование этих параметров для достижения заданных целей. Соответственно, показатели деятельности предприятия являются оценочными критериями эффекта управленческого воздействия на бизнес-процессы.

Функционирование предприятия пищевой промышленности имеет ряд особенностей в сферах управления, производства, снабжения, маркетинга, сбыта продукции. К таким особенностям относятся: непрерывность производства, существенная зависимость от поставок, необходимость оперативного освоения нового ассортимента продукции и др. Эти особенности отражаются на характеристиках различных материальных, финансовых, информационных, людских и иных потоков, реализуемых на предприятиях.  Потоки взаимосвязаны, взаимозависимы; мощность и направления потоков определяются системами показателей.

Использование только финансовых показателей не позволяет составить исчерпывающего мнения обо всех аспектах функционирования хозяйствующего субъекта, его потенциале, возможностях и будущем развитии. Новый перспективный подход к контролю результатов бизнеса и другим функциям управления на предприятиях пищевой промышленности несет в себе концепция сбалансированной системы показателей (ССП). Под ССП мы понимаем инструмент управления предприятием на основе оценки его эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные с позиции реализации стратегии аспекты деятельности. Методы управления на основе ССП активно используются за рубежом, но на российских предприятиях их применение сдерживается слабой информатизацией процессов мониторинга ССП, то есть сбора, обработки и анализа информации.  

Для управления конкретными пищевыми предприятиями предлагается использовать расширенную с учетом их особенностей ССП. Показано, что ССП позволяет оценивать эффективность функционирования предприятия по набору показателей. Их специальный, направленный, ориентированный на решение бизнес-задач подбор позволяет контролировать все существенные с позиции реализации стратегии аспекты его деятельности. Поэтому такие показатели деятельности предприятия могут рассматриваться как оценоч­ные критерии эффекта управленческого воздействия на бизнес-процессы.

Для решения поставленных в диссертации задач исследована применимость и предложены научные методы: для оценки вклада экстенсивных и интенсивных факторов в развитие пред­приятия - факторный анализ; для установления тесноты связей между значениями отдельных выбранных показателей ССП - корреляционный анализ; для реализации  управленческих функ­ций прогнозирования и планирования при работе с ССП – регрессионный анализ.

Исходя из необходимости трансформации миссии предпри­ятия в набор конкретных стратегических задач и показателей, традиционную методику формирования  ССП предлагается дополнить еще одним этапом  - мониторингом показателей ССП (рис. 1). С этой целью введено понятие «информационный мониторинг параметров ССП», как специально организованный процесс постоянного наблюдения за показателями ССП  с целью выявления их соответствия ожидаемым значениям.

Рис. 1.  Мониторинг как необходимый этап методики формирования ССП и управления предприятием по показателям

В результате проведенных исследований показано, что введение этапа мониторинга логически завершает формирование ССП  не только теоретически, но и практически, и позволяет получать полное и всестороннее представление о текущей ситуации в сфере управления предприятием на  основе ССП, выявлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы текущего состояния дел на предприятии по ключевым показателям, моделировать различные ситуации, связанные с изменением показателей ССП и оценивать их угрозы для предприятия, выявлять «критические» факторы в управлении предприятием.

В процессе разработки состава и структуры ССП установлено, что в предложенных ранее системах сбалансированных показателей  не учитывается влияние важной составляющей, значимость которой в последнее время неуклонно возрастает - использования на предприятиях информационных технологий, существенно влияющих на многие составляющие бизнеса. Более того, установлено, что для предприятий пищевой промышленности  в силу их значительной специфики требуется изменить и традиционный подход к построению иерархии составляющих. Поэтому в структуре ССП выделено семь составляющих, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия пищевой промышленности (рис. 2).

Рис. 2. Иерархия составляющих ССП для предприятий пищевой промышленности

Финансовые цели и показатели их достижения должны играть двойную роль: определять ожидаемое от применения стратегии улучшение финансового состояния и служить постоянными ориентирами для показателей всех других направлений. Составляющая работы с потребителями предназначена для оценки эффективности работы по сохранению и увеличению клиентской базы. Составляющая операционной деятельности фокусируется на улучшении качества, стоимости и времени работы отдельных подразделений основ­ного, вспомогательного производства и функциональных служб. Динамизм рыночных изменений обусловливает необходимость активной инно­вационной деятельности с целью гибкого реагирования на изменение потребитель­ского спроса в долгосрочной перспективе.

Выделение в отдельную составляющую ССП характеристик персонала связано с тем, что в современной экономике совокуп­ность знаний, навыков, умений человека, его креативность образуют интеллектуальный капитал и рассматриваются как важнейшие конку­рентные преимущества. Социальные и экологические обязательства - наиболее не­зависимая от других составляющая, характеризующая деятельность предприятия в области социальной сферы, систему охраны труда и соблюдение предприятием экологических стандартов. Информационная составляющая  характеризует «информационную обеспеченность предприятия», под которой понимается комплекс программно-технических средств и методов, в совокупности представляющих собой способность и возможности предприятия  достигать намеченных целей в заданных направлениях бизнеса за счет активного использования информационно-коммуникационных технологий. 

Для включения в каждую составляющую ССП предложен конкретный набор пока­зателей, представленный в табл.1, описаны взаимосвязи и взаимозависимости (непрямые, опосредованные связи) между показателями. Особое внимание уделено разработке показателей ССП, характеризующих  информационно-коммуникационную структуру предприятия. Проведенное теоретическое исследование, позже подтвержденное практическими результатами  по информационной обеспеченности функционирования конкретных предприятий пищевой промышленности, позволило в самом общем виде описать информационную обеспеченность пятью основными показателями.  

      Расширенный состав показателей ССП                            Таблица 1

Составляющая ССП

Показатели

Финансы

Рентабельность продаж

Рентабельность совокупных активов

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собствен­ными оборотными средствами

Чистый денежный поток

Работа с потребителями

Доля рынка (прирост объема продаж)

Лояльность потребителей (число потребителей, сде­лавших повторные покупки)

Расширение потребительской базы

Число претензий на тыс. единиц продукции

Прибыльность потребителя

Инновационная деятельность

Удельный вес инновационной продукции в ее общем объеме

Доля прибыли от реализации инновационной продукции в об­щем объеме прибыли от продаж

Влияние на финансовых результат процессных инноваций

Доля средств от оборота, направляемая на финансирование инноваций

Среднее время освоения нового продукта

Коэффициент обновления производственного оборудования

Операционная деятельность

Продолжительность операционного цикла в днях

Средняя величина незавершенного производства             

Длительность переналадки основного оборудования с целью перехода к выпуску другого вида продукции

Удельный вес брака, обнаруженного в процессе производства и контроля качества, в общем объеме выпуска

Показатели, характеризующие время ответной реакции на запрос (время обработки заказа, срок доставки)

Характеристики персонала

Степень удовлетворенности работников

Стабильность кадров

Выработка на одного работающего в стоимостном выражении

Удельные расходы на обучение и повышение квалификации персонала

Процент рабочих с высшими квалификационными разрядами

Число внесенных сотрудниками предложений по совершенствованию   бизнес-процессов   (Доля предложений, принятых к реализации)

Социальные и экологические обязательства

Показатель частоты производственного травматизма

Расходы, связанные с охраной труда

Коэффициент условий труда

Доля прибыли, направляемая на социальное развитие
Число случаев невыполнения экологических стандартов
Расходы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды              

Информационная

обеспеченность   предприятия

Показатель технической оснащенности

Показатель программной оснащенности

Показатель информационной оснащенности

Показатель информационного взаимодействия с внешней средой

Совокупная стоимость владения информационной основой предприятия 

Показатель технической оснащенности, включающий оценку таких характеристик, как наличие доступа в сеть Интернет, наличие специальной локальной сети на предприятии, степень связности телекоммуникаций, наличие технических специалистов для поддержки инфраструктуры.  Показатель программной оснащенности, оценивающий наличие лицензионного общесистемного программного обеспечения, наличие специального программного обеспечения  для решения бизнес-задач предприятия, а также степень совершенности указанных программных средств. Показатель информационной оснащенности, включающий оценку совершенности информационного документооборота на предприятии, наличие и условия хранения ретроспективной информации, информации по различным характеристикам бизнеса (инновационных патентов, сведений об условиях поставок продукции и др.). Показатель информационного взаимодействия с внешней средой, оценивающий наличие сайта или портала организации в сети Интернет, электронных систем  продаж продукции, проведения тендеров и др. Последним, но не менее важным, чем предыдущие показатели, предложено включить в ССП совокупную стоимость владения информационной основой предприятия, под которой понимается сумма финансовых и материальных затрат за определенный период времени, связанных с приобретением, развертыванием, конфигурированием и обслуживанием программного и аппаратного обеспечения информационной основы предприятия.

Понятно, что каждый показатель информационной обеспеченности предприятия должен обладать свойством измеряемости. Следует указать, что во многих случаях указанные показатели имеют условный характер, их трудно точно и объективно измерить, они могут измеряться лишь путем некоторых словесных описаний. Чаще ищется ответ на вопрос  - соответствует или не соответствует

значение показателя требуемому или ожидаемому. Тогда по своему характеру и способности быть измеренной величиной показатели информационной обеспеченности предприятия можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели информационной обеспеченности предприятия описываются величинами, которые возможно характеризовать количественно (например, совокупную стоимость владения информационной основой предприятия). Качественные показатели информационной обеспеченности предприятия, соответственно, можно представить и описать только словесно.  Для измерения и сравнения показателей целесообразно  в дальнейшем использовать балльные или так называемые «лингвистические» оценки.

Необходимо отметить, что предложенный набор показателей ССП может быть скорректирован с учетом особенностей конкретного предприятия пищевой промышленности и его первоочередных страте­гических задач.

Информация о работе Методические аспекты формирования сбалансированной системы показателей