Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 09:10, автореферат
Цель диссертационной работы: на основе изучения теоретических подходов к управлению предприятиями с использованием показателей эффективности разработать методические положения и рекомендации по формированию сбалансированной системы показателей и ее использованию в управлении предприятиями пищевой промышленности для повышения эффективности решения ключевых бизнес-задач.
Все показатели ССП разделены на два вида: диагностические и стратегические. Первые отражают текущее состояние бизнес-процессов и сигнализируют об изменениях, требующих немедленного реагирования (операционная деятельность, работа с персоналом, показатели инновационной деятельности и социальной активности). Вторые отражают результаты, достигнутые в ходе стратегического управления: показатели финансовой составляющей и составляющей работы с потребителями.
Преодоление барьеров на пути реализации стратегии предприятия связано с вопросами перестройки системы традиционного менеджмента, такими как, например:
- реализация информационного обеспечения всех подразделений предприятия, включающее доведение до сотрудников общей стратегии и промежуточных результатов процесса ее реализации, а также обучение сотрудников для повышения их компетентности в тех видах деятельности, которые связаны с решением стратегических задач;
- создание системы стимулирования, способствующей повышению мотивации работников предприятия в решении стратегических задач;
- интеграция процессов стратегического управления, распределения инвестиционных ресурсов и ежегодного бюджетирования;
- развитие стратегической обратной связи, направленной на сбор информации о том, насколько осуществляемые мероприятия приближают предприятие к стратегической цели.
Управление персоналом, управление инвестициями и инновациями следует признать областями, изменения в которых в первую очередь необходимы при внедрении ССП.
На этапе внедрения в систему управления ССП классифицируется как организационное нововведение. При этом возможно достаточно сильное сопротивление изменениям в каждой из обозначенных областей. Большинство факторов, определяющих скорость распространения нововведения, за исключением несовершенства самого нововведения и системы информационного обеспечения управления, имеют социально-психологическую природу. В их основе лежат источники индивидуального сопротивления: привычки людей, страх перед неизвестностью и стремление обеспечить собственную безопасность. Соответственно, основная работа по преодолению сопротивления внедрению ССП ложится на подсистему управления персоналом.
Алгоритм интеграции ССП и финансового планирования можно представить в виде последовательности трех этапов:
1) постановка напряженных, то есть достаточно трудных для выполнения, стратегических задач на несколько лет вперед и отражающих эти задачи значений показателей;
2) формулирование конкретных мероприятий в каждой из составляющих ССП, которые позволят преодолеть разрыв между текущим состоянием бизнес-процессов и напряженными стратегическими задачами. Эти мероприятия являются наиболее приоритетными направлениями капиталовложений. Инвестиционные проекты, не играющие большой роли для достижения целевых значений ССП, либо откладываются, либо отвергаются. Таким образом, показатели ССП становятся критериями выбора инвестиционных проектов;
3) отражение в бюджете денежных потоков по инвестиционным проектам в размерах, которые планируется достигнуть в следующем году. Кроме этого, сам процесс бюджетирования отталкивается от целевых показателей ССП, в т.ч. от планируемого объема продаж.
В связи с изложенными результатами в области преобразования процесса управления предприятием с использованием ССП особенно значимым является вопрос доведения всего разработанного методического аппарата до практически воспринимаемых менеджментом ППП рекомендаций и предложений. В этом контексте в диссертации предложены следующие методические инструменты: формулы расчета агрегированных показателей и рекомендации по практическому созданию системы мониторинга ССП на предприятиях пищевой промышленности.
Не являясь инструментом создания бизнес-стратегии, ССП в то же время может привести к необходимости ее переосмысления и доработки. В процессе исследования причинно-следственных связей между составляющими ССП дополнительно к четырем известным проблемам, существенно тормозящим реализацию бизнес-стратегии предприятия - отсутствием единства мнений высших менеджеров, связей между подразделениями, финансирования и обратных связей - было выявлено существование пятой причины - недостаточное внимание к «сигналам», получаемым по результатам мониторинга ситуации на предприятиях. На примере изменения стратегических показателей в зависимости от стадии жизненного цикла товара или отрасли показано, что каждый показатель, включаемый в ССП, должен быть элементом цепи причинно-следственных связей, посредством которой менеджеры всех уровней управления получают информацию о деятельности и стратегии предприятия. Причинно-следственные связи обеспечиваются сочетанием в ССП показателей-факторов, предназначенных для диагностики изменения бизнес-процессов на ранних этапах реализации стратегии, и результирующих показателей.
Для различных предприятий пищевой промышленности является характерным сбор информации с детализацией с точки зрения специальных интересов руководящих органов предприятия. Так, руководство предприятий пищевой промышленности традиционно уделяет значительное внимание показателям операционной деятельности и финансовой составляющей ССП. Вместе с тем, практически на большинстве предприятий пищевой промышленности нет ни персонала, ни средств, фиксирующих инновационную активность (за исключением некоторого внимания к таким показателям, как «коэффициент обновления производственного оборудования» и «среднее время освоения нового продукта»). Поэтому расчет агрегированных показателей следует основывать на агрегировании данных по разным аспектам и направлениям развития ППП в единый показатель с использованием формализованных процедур. В диссертационном исследовании разработан подход к синтезу агрегированных показателей ССП и выведены формулы для пересчета показателей в вид, удобный для агрегирования (нормирование в единичном интервале, формулы 1 и 2):
(1)
где x – фактическое значение показателя ССП;
x1 – минимально допустимое значение показателя СП;
x2 – максимально допустимое значение показателя ССП;
y – преобразованное значение показателя ССП;
y1 – минимальное значение стандартного интервала ССП;
y2 – максимальное значение стандартного интервала изменения ССП.
Тогда для расчета нормированного значения у можно записать:
(2)
Указанные формулы целесообразно использовать при обработке отдельных показателей с целью их подготовки для дальнейшего обобщения.
Расчет агрегированных показателей предложено осуществлять в виде взвешенной суммы нормированных значений. Предусмотрено два практических способа назначения весов значимости показателям внутри составляющей их группы ССП: экспертное назначение весов и назначение весов по шкале Фишборна.
Систему мониторинга показателей ССП на предприятиях пищевой промышленности целесообразно создавать как человеко-компьютерную систему, ориентированную на сбор, обработку, хранение и анализ разнородной информации по различным составляющим ССП. Предложена общая структура мониторинга, определен состав подсистем и их функционал (рис. 3).
Рис. 3. Организационная структура системы мониторинга ССП на предприятиях пищевой промышленности
Разработаны требования по реализации системы мониторинга, включающие наличие правового статуса функционирования системы мониторинга, получения регулярной и объективной информации с объектов мониторинга по составляющим ССП, формирования баз ретроспективной и оперативной информации. В процессе анализа информации рекомендовано реализовывать функции автоматического вычисления агрегированных и интегральных показателей ССП, сравнение контрольных и фактических показателей ССП по всей выборке или каждому подразделению отдельно.
Таким образом, все разработанные в диссертации методические аспекты разработки ССП оказываются логически связанными следующей методической основой.
ССП рассматривается на предприятии пищевой промышленности как одно из важнейших средств управления предприятием. Руководство формирует стратегическую цель, а также ССП по семи основным составляющим с учетом взаимосвязей и взаимовлияния составляющих и декомпозиции целевой функции по отдельным подразделениям. В соответствии с выданными рекомендациями на предприятии строится система мониторинга ССП, осуществляющая сбор, хранение и анализ как отдельных, так и агрегированных показателей. Совокупность показателей определяет ситуацию, складывающуюся на данный момент на предприятии. Далее руководство принимает корректирующие решения либо по наращиванию усилий для достижения заданной цели, либо об ее изменении, что замыкает процесс управления.
В диссертации для демонстрации работоспособности предлагаемых методических подходов, способов формирования сбалансированной системы показателей, в том числе составляющей информационной обеспеченности предприятия, приведен пример использования ССП на предприятии хлебопекарной промышленности при контроле достижимости цели производства нового продукта с использованием новых технологий и его продаже на рынке. В данном примере приведен перечень работ, мероприятий и вычисления необходимых числовых данных при уточнении и формулировании стратегической цели «начать производство и вывод на рынок новой продукции через 3 месяца». В соответствии с рекомендациями, изложенными в диссертации, поставлены стратегические задачи подразделениям, выбраны показатели по отдельным составляющим, определены формулы для их расчета (табл.2). Установлены плановые значения показателей в соответствии со стратегическими задачами и построена система мониторинга показателей. Для формирования отчетов руководству о состоянии дел по выполнимости основной поставленной стратегической цели сформирован интегральный показатель достижимости цели, который построен по правилам аддитивной свертки значений показателей по отдельным составляющим с соответствующими «весами» показателей, определенными экспертным путем. Показано, что эффективно построенный мониторинг позволил установить признаки недостижимости цели и вовремя внести необходимые коррективы в управление отдельными подразделениями предприятия и избежать возникновения критической ситуации.
Таблица 2
Сбалансированная система показателей применительно к задаче внедрения нового вида продукта
Показатель | Формула для расчета | Плановое значение |
Рентабельность продаж | Rпр = Прпр/Выр * 100% | Rпр зад ≥ 20% |
Экономический эффект привлечения новых потребителей.
| Rnomp = ∆Прпр /∆ЗСтис
| Rnomp зад ≥ 1.4
|
Продолжительность операционного цикла в днях
| ОЦ = Опз + Онзп + Огп + Одз
| ОЦ зад ≤ 3-х дней |
Удельные расходы на обучение и повышение квалификации персонала
| Роуд = Ро /Числ,
| Роуд зад ≤ 3000 руб. на 1 чел в месяц |
Удельный вес новой продукции в общем объеме
| Уи = Nи / N*100%
| Уи зад ≥ 5% |
Дополнительная совокупная стоимость владения средствами информационной поддержки
| ∑ = ∑доп средств + ∑ аренды оборудования | ∑ зад ≤ 300.000 руб. в квартал |
Основные выводы и результаты работы
В диссертационной работе с использованием современных научных методов получено решение актуальной научно-экономической задачи разработки сбалансированной системы показателей эффективности управления предприятиями пищевой промышленности с учетом использования современных информационных технологий.
В результате проведенных научных исследований по теме диссертации автором сделаны следующие выводы и рекомендации.
1. Сложившаяся специфика бизнеса в российских условиях - нестабильной экономики и несовершенной конкуренции - требует разработки специальных методов для аналитических исследований систем показателей деятельности и эффективности функционирования предприятий пищевой промышленности. При этом оптимально и обоснованно выбранная, взаимосвязанная система таких показателей может изменить саму концепцию достижения предприятием поставленных целей, его организационную структуру, подходы к принятию решений.
2. Специфические особенности предприятий пищевых производств отрасли условно разделены на следующие взаимосвязанные группы: управленческие; производственные; особенности снабжения, маркетинга и сбыта продукции. Предприятие пищевой промышленности проанализировано как объект управления; при этом показано, что оно является типовым объектом управления с обратной связью, причем его основные особенности в сферах управления, производства и снабжения реализуются в изменении характеристик материальных, финансовых, информационных и иных потоков, контролируемых посредством ССП.
3. Проведен общий анализ предприятий пищевой промышленности с точки зрения необходимости использования ССП при его управлении. Показано, что в настоящее время общее состояние предприятий пищевой промышленности можно характеризовать как «выход из кризиса». Низкая автоматизация и информатизация пищевых производств в условиях роста вложений иностранных инвестиций и потребления импортного сырья требуют разработки специальных целевых программ ускоренного развития и эффективного управления. Показано, что использование ССП будет эффективным средством при решении таких задач.
4. Для управления предприятием пищевой промышленности предлагается использовать расширенную ССП с учетом особенностей конкретного предприятия. Показано, что ССП позволяет оценивать эффективность функционирования предприятия по набору показателей; их специальный, направленный, ориентированный на решение бизнес-задач подбор позволяет контролировать все существенные с позиции реализации стратегии аспекты его деятельности.
Информация о работе Методические аспекты формирования сбалансированной системы показателей