Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:11, реферат
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.
Введение стр. 3-4
1. Методическая работа в системе образования стр. 5-7
2. Методическая работа в профессиональном развитии
педагога стр. 8-13
Заключение стр.14-15
Список использованных источников стр.16-17
Введение
педагога
Заключение
Список использованных
источников
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.
Для обеспечения основных направлений методической работы необходима действенная и эффективная структура методической службы в учебном заведении, которая отражала бы всю сущность учебно-воспитательного процесса. При этом важно помнить, что методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагога.
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая
педагогическая работа – это практическая
деятельность. Выпускники педагогических
вузов и педагоги со стажем знают,
что педагогическая культура - совокупность
умений учителя проявлять образцы
личностно-ценностного
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.
Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в школе и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало.
Актуальность выбранной нами темы совершенствования
научно-методической работы в школе объясняется
тем, что воспитать человека с современным
мышлением, способного успешно самореализоваться
в жизни, могут только педагоги, обладающие
высоким профессионализмом. При этом в
понятие “профессионализм” включаются
не только предметные, дидактические,
методические, психолого-педагогические
знания и умения, но и личностный потенциал
педагога, в который входят система его
профессиональных ценностей, его убеждения,
установки. В ходе этой деятельности педагог
становится активным субъектом процесса
совершенствования. Это требует комплексного
подхода к многогранной научно-методической
работе. Повышение квалификации помогает
учителю избавиться от устаревших взглядов,
делает его более восприимчивым к внешним
изменениям, что в конечном итоге повышает
его конкурентоспособность. Научно-методическая
работа стимулирует профессиональное
развитие педагога, способствует его самореализации,
решению профессиональных и личных проблем,
позволяет получить большее удовлетворение
от работы.
1. Методическая работа в системе образования
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Сегодня в школе проводится работа по внедрению программы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала. Созданы межпредметные и предметные научно-методические объединения, временные творческие группы, лаборатории педагогической инноватики. Все это позволяет говорить с уверенностью, что педагогический коллектив школы успешно решает вопросы повышения качества образования [11, c13].
Одной из постоянных
характеристик современного образования
являются изменения, инициируемые как
"сверху" - органами управления образованием,
так и "снизу" - педагогами. В этих
условиях должны изменяться формы и содержание
методической работы. Если подобных изменений
не происходит, то это означает, что методическая
служба не успевает за быстро меняющейся
практикой, опаздывает, а, значит, не отвечает
своему назначению. Являясь частью системы
образования, методическая работа не только
изменяется вместе со всей системой образования,
но и, при оптимальной ее организации,
направленность этих изменений вписывается
в контекст общих изменений. Мало того,
методическая работа в своем развитии
должна опережать существующую практику,
с тем чтобы профессиональное развитие
работников образования не только подготавливало
их к работе в измененных условиях, но
и опережало эти изменения: развитие не
в след изменениям, а впереди них.
Качество образования сейчас едва ли не
самая модная тема в педагогической литературе
[4, c 24]. Актуальность проблемы качества
образования обычно связывают с процессами
стандартизации и регионализации, ростом
инновационности образования, наличием
большого выбора среди учебников и учебно-методических
комплектов. Эти и ряд других процессов
объективно увеличивают свободы в выборе
содержания образования, организации
образовательного процесса, форм и методов
контроля достижений учащихся. В этих
условиях идея качества образования
становится не просто актуальной, а приобретает
значение системообразующего фактора
среди всех других факторов и направлений
деятельности, призванных обеспечить
единство образования и его уровень,
отвечающий требованиям современной
педагогики и вызовам нашего времени [
29, c 68].
Проблема качества
образования актуальна еще и потому, что
все большее значение приобретает контроль
качества образования. Функция контроля
выходит на первое место при лицензировании,
аттестации и аккредитации образовательных
учреждений, аттестации педагогических
работников [ 13, c 153].
Управление образованием становится эффективным,
когда оно направлено на развитие объекта
управления - образовательной системы
или образовательного учреждения. Ориентация
управления на развитие здесь противопоставляется
ориентации на сохранение сложившегося
положения дел. Развитие образовательного
учреждения или образовательной системы
достигается за счет последовательного
выполнения обязательных управленческих
действий: анализа сложившегося положения,
выбора цели, составления программы развития,
организации исполнения программы и т.д.
Важнейшая задача методической работы
здесь накопление и фиксация опыта разработки
и реализации программ развития, возможно
- разработка образцов таких программ
[1, c 17]. И одновременно с этой задачей методическая
работа должна решать другую: обучение
руководителей образовательных учреждений
умению управлять. Семинары, обмен опытом,
обсуждение проблем управления в профессиональном
сообществе - это самостоятельная работа,
которая должна быть в каждом районе, области,
а методические службы должны, если не
руководить этой работой, то принимать
самое активное участие в ее организации
и проведении [ 5, c 189]. Кроме этого, необходима
постоянная связь с институтом повышения
квалификации работников образования,
участие в организации обучения, осуществляемого
институтом по проблемам управления.
Для развития любого образовательного
учреждения или образовательной системы
определяющее значение имеют инновации.
Справедливость этого утверждения подтверждается
тем, что инновационность - основное условие
успешной экономической деятельности,
а образование - это часть экономики, мало
того, именно образование "отвечает"
за подготовку специалистов (не будем
забывать, что общее образование - это
фундамент, на который опирается профессиональное
образование и его роль в подготовке специалистов
весьма велика), которые будут работать
в педагогике с повышенной инновационностью,
а некоторые из них будут управлять организациями,
учреждениями, отделами, участками и т.п.,
значит им придется управлять инновационной
деятельностью [23, c 3].
Инновации могут осуществляться в разных
сферах образования: управление, содержания
образования, методы и технологии обучения,
воспитания и развития учащихся, средства
обучения, контроль и оценка знаний и многое
другое.
Тогда возникает
вопрос: в чем же заключается изменение
роли образовательного учреждения в формировании
содержания образования, свободы и так
больше чем достаточно и почему это декларируется
как одно из стратегических направлений
модернизации образования? Дело все в
том, что, несмотря на существующие уже
продолжительное время приведенные здесь
нормы Закона "Об образовании", большинство
учителей и педагогических коллективов
предпочитают пользоваться готовыми вариантами
образовательных программ. Их позиция
по отношению к органам управления образованием
и методическим службам в этом вопросе
заключается в требовании: дайте! Дайте
нам рабочие программы учебных предметов,
поурочные разработки, учебные планы и
т.п.
Никто не спорит, образцы рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин,
а также образовательных программ, учебных
планов, содержащие подробные и понятные
указания по их разработке, необходимы.
Они должны показывать как надо формировать
содержание образования. Но эти образцы
не учитывают и не могут учитывать специфику
того или иного образовательного учреждения
[15, c 76]. Конкретные, учитывающие все особенности
именно этого образовательного учреждения,
образовательные программы и все их компоненты
должны разрабатываться педагогическим
коллективом данного образовательного
учреждения под руководством его администрации
[7, c 51].
Задачи методической работы здесь понятны.
Во-первых, разработка образцов образовательных
программ и их компонентов, которые будут
помогать образовательным учреждениям
составлять свои оригинальные образовательные
программы, обобщение и распространение
опыта этой работы. Во-вторых, обучение
педагогов этой непростой работе. Задачи
эти крайне важны, потому что педагогические
коллективы, не владеющие на хорошем качественном
уровне умениями формировать содержание
образования, не смогут давать хорошее
образование, обеспечить индивидуализацию
обучения, гармонизировать запросы и возможности
учащихся, полноценно использовать все
имеющиеся ресурсы образовательного учреждения
[10, c 66].
2.Методическая работа в профессиональном развитии педагога
В наступившем ХХI веке происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются вариативные содержания образования и педагогические технологии, новые современные педагогические концепции и идеи. Содержание образования насыщается различными образовательными программами, способствующими развитию у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи. Использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба меняют традиционные способы информации. Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностным ориентиром в образовании все более становится личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и применять полученные знания в жизни. Иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Возрастает роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Усиливается интеграция школы, семьи, микро- и макросоциума. В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях и применительно к различным ситуациям [18, c 44].
В реальной педагогической практике этот переход осуществляется недостаточно профессионально, противоречиво, чаще в условиях отсутствия системы подготовки к такой деятельности, которую необходимо проводить через серию научных, методических консультаций и мероприятий, где ведущим проводником педагога к изменению процесса обучения должны стать методические центры, институты развития образования и в первую очередь - методист.
В современных условиях образовательная система является территориальной, учитывающей все связи внутри данного территориального образования. Это влияет на появление новых аспектов в методической деятельности в образовательных учреждениях и образовательных системах района и города. Это - создание системы организационно-педагогической деятельности, обеспечивающей комплекс социально-ориентированных мер, направленных на удовлетворение образовательных потребностей личности и общества [28, c 9].
Информация о работе Методическая работа в системе образования