Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

      выравнивание  условий социально-экономического развития   регионов;

      — предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий  ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

      — приоритетное развитие регионов, имеющих  особо важное стратегическое значение;

      — максимальное использование природно-климатических  особенностей регионов;

      — становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

      Остановимся на основных направлениях, целях и  задачах региональной политики в  различных сферах — в экономике, социальной сфере, в обеспечении экологической безопасности, в области занятости, в повышении уровня жизни населения, национально-этнических отношениях. 

      Основной  целью региональной экономической политики на ближайшее десятилетие  является стабилизация производства, возобновление  экономического роста  в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических  предпосылок укрепления позиций нашего государства  на мировой арене, повышение его  роли в международном  разделении труда.

      К числу методов государственного регулирования регионального развития и регионального воздействия  «регионалисты» относят: фискальную политику (налоговое регулирование); монетаристскую политику (субсидируемые кредиты, инвестиционные субвенции, дотации), тарифную политику, прямую селективную поддержку жизнеспособности предприятий, фирм, предпринимателей: регулирование свертывания экономически бесперспективных производств, стимулирование развития сектора услуг и др.

        Выделяется ряд видов региональной  политики: 

      — по целям: выравнивание уровней развития регионов, расширение спектра социальных ролей в регионах, рационализация использования местных ресурсов, рационализация межрайонного сотрудничества и др.;

      — по механизму: автоматическая (распределение  по формуле), проблемная (по специальным  программам), целевая (по конкретным регионам);

      — по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы и т. п.), административная (разделения и запреты), инфраструктурная (строительство  дорог и т. д.);

      — по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства; суживание конкуренции регионов, снижение остроты противоречия «регион—страна», сглаживание контрастов «бедные» — «богатые» регионы;

  • по адресату: региональные власти, предприятия, организации, граждане.
 

      Региональная  политика РФ построена на  принципах, направленных на повышение благосостояния граждан. 
 
 

       Вопросы для самостоятельной  работы:

          1. Что понимается  под региональной политикой в Российской Федерации? Каковы цели и задачи региональной политики?
          2. Особенности региональной политики в России в начале 21 века.
          3. Виды региональной политики.
          4. Основные методы государственного регулирования регионального развития.

        Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ. 

        Вопросы темы:

      8.1 Экономическое развитие регионов.

      8.2 Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения.

      8.1. Экономическое развитие  регионов. 

      Региональная  экономика как отрасль экономической  науки изучает совокупность экономических  и социальных факторов и явлений, обусловливающих рациональное формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждого региона. Региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющие совершенствование территориальной организации страны.

      Приоритетным  направлением научных исследований по проблемам региональной экономики  стала разработка «Комплексного  прогноза развития и размещения производительных сил РФ и ее регионов». И другое научное обеспечение региональных программ. Важнейшими направлениями экономических региональных научных разработок являются:

      — выявление возможности использования  территориальных факторов в повышении  эффективности экономики;

      — определение перспективного территориального устройства регионов;

      — углубление территориального и международного разделения труда;

      — развитие и повышение эффективности  региональных рынков;

      — развитие межгосударственных, межрегиональных  и внешнеэкономических связей и  поддержание общего экономического пространства;

      — структурная перестройка экономики  регионов;

      — приватизация, демонополизация, конверсия  в регионах;

      — решение территориальных социальных проблем;

      — улучшение использования производственного, природно-ресурсного и экологического потенциала регионов;

      — решение проблем миграции населения  и рынков труда с учетом национальных особенностей и условий расселения населения;

      — привлечение и размещение инвестиций с использованием рентных выгод  местоположения и агломерационных  эффектов.

         В 1996 году Указом Президента  РФ была утверждена «Государственная  стратегия экономической безопасности  Российской Федерации (Основные  положения)», а спустя месяц  утверждены «Основные положения  региональной политики в Российской  Федерации». Буквально через несколько  дней был обнародован и третий  важнейший документ — «Концепция  государственной национальной политики  Российской Федерации». В этих  трех документах не только  дана оценка современного состояния  экономики и социальной сферы  в целом в России и регионах, но и определены стратегические  и тактические задачи общероссийского  и регионального развития.

          Наиболее вероятными угрозами  экономической безопасности России, по мнению авторов «Государственной  стратегии», на локализацию которых  должна быть направлена деятельность  федеральных и региональных органов  государственной власти, являются:

      1. Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня      бедности, что ведет к нарушению  социального мира и общественного  согласия. Относительный баланс  социальных интересов может быть  нарушен в результате действия  следующих факторов:

  • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
  • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т. п.;

      — рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

      — задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий, и т.д.

      2. Деформированность структуры российской  экономики, обусловленная такими  факторами, как:

      — усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

      — отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

      — низкая конкурентоспособность продукции  большинства отечественных предприятий;

      — свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

      — снижение результативности, разрушение технологического единства научных  исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов  и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

      — завоевание иностранными фирмами внутреннего  рынка России по многим видам товаров  народного потребления;

      — приобретение иностранными фирмами  российских предприятий в целях  вытеснения отечественной продукции - как с внешнего, так и с  внутреннего рынка;

      — рост внешнего долга России и связанное  с этим увеличение расходов бюджета  на его погашение.

      3. Возрастание неравномерности социально-экономического  развития регионов. Важнейшими факторами  этой угрозы являются:

      — объективно существующие различия в  уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных  и отсталых в экономическом отношении  районов на фоне структурных сдвигов  в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

      — нарушение производственно-технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов России;

      — увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения  между отдельными субъектами Российской Федерации.

      4. Криминализация общества и хозяйственной  деятельности. Для реализации «Государственной  стратегии» должны быть разработаны  количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

      — динамику и структуру валового внутреннего  продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства  и динамику отдельных отраслей, капитальные  вложения и тому подобное;

      — состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциала страны;

      — способность хозяйственного механизма  адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность  и тому подобное);

      — состояние финансово-бюджетной и  кредитной систем;

  • качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения),   

           уровень безработицы и дифференциации  доходов, обеспеченность основных  

           групп населения материальными  благами и услугами, состояние  окружающей   среды. 

        Осуществление задач региональной  экономической политики напрямую  связано с совершенствованием  механизма реализации региональной  экономической политики.

      Целевые региональные программы  призваны выполнять  в настоящее время  новую роль как  наиболее активный метод  регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления  крупных народнохозяйственных проектов проведения региональной политики государства. Региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс «проблемных» регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"