Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.
4.
Единство системы
5.
Разделение государственной
6.
Разграничение предметов
7.
Самостоятельное осуществление
органами государственной
8. Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Права и обязанности законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ:
Во-первых, законодательный (представительный) орган государственной власти РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.
Во-вторых, наименование этого органа и его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ определяется также число депутатов законодательного (представительного) органа, срок полномочий (но не более пяти лет), число депутатов, работающих на профессиональной основе.
В-третьих, законодательный (представительный) орган субъекта РФ обладает правом юридического лица, имеет гербовую печать; может самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности; расходы на обеспечение своей деятельности; расходы на обеспечение его деятельности утверждают им самим и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.
В-четвертых, законодательный (представительный) орган субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ имеет весьма широкие полномочия, к числу которых относится:
— принятие конституции или устава субъекта РФ и поправок к ним;
— осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ;
— утверждение (законом) бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае если указанная должность не установлена, то руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— установление (законом) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ основ организации и деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
— установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, а также — порядка деятельности органов местного самоуправления;
— утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ;
— установление налогов и сборов, которые отнесены к ведению субъекта РФ, а также порядка их взимания;
— установление порядка формирования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;
— установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
— утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ;
— установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;
— установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ;
—
установление административно-
— утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.
Заметим, что в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ законодательный (представительный) орган может состоять из двух палат, и в этом случае полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта РФ.
Основы деятельности и основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Высший исполнительный орган
государственной власти
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
— осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
—
разрабатывает для
— обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
— формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
—
управляет и распоряжается
— вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
— заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
10.3.
Вопросы регулирования
экономического развития
региона.
Рассматривая систему управления региональными структурами, обратим особое внимание на управление социально-экономическим развитием. Развитие регионов — это многомерный и многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:
—
рост производства, доходов и как
результат повышение
—
существенные сдвиги в социальной,
институциональной и
— перемены в общественном сознании;
— перемены в традициях и привычках;
— повышение уровня образования и улучшение здоровья;
— создание условий, которые будут способствовать росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем; все эти системы должны ориентироваться на уважение человеческого достоинства;
Государственное
регулирование осуществляется
в различных формах:
1) законодательной,
2) налоговой,
3) кредитной,
4) субвенционной.
Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают, а производство расширяется.
Субвенционная
форма регулирования предполагает предоставление
государственных субсидий и налоговых
льгот отдельным отраслям, предприятиям
(главным образом, таким отраслям, как
сельское хозяйство, добывающая промышленность,
судостроение, транспорт).
Среди методов государственного регулирования могут быть выделены:
-административное и правовое;
-прямое и косвенное.
Что понимается под социально-экономическим потенциалом региона? Это совокупность всех имеющихся в его границах ресурсов — материальных и духовных, природных и трудовых; как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех ресурсов, которые могут быть реализованы и использованы для укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня качества жизни населения, роста эффективности отраслей народного хозяйства.