Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

      — содействие развитию национальных культур  и языков народов Российской Федерации;

      — запрещение любых форм ограничения  прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной  принадлежности;

      — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

      — запрещение общественных объединений  и организаций, равно как и  пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжигание национальной и религиозной розни;

      — защита прав и интересов граждан  Российской Федерации за ее пределами  в соответствии с нормами международного права;  

      — поддержка соотечественников, проживающих  в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культур  и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной 

      6.3. Региональные аспекты  национальной политики. 

      В концепции государственной национальной политики России значительное место  отведено региональным проблемам. В  первую очередь отметим принципы, относящиеся к регионам:

      — выработка на уровне федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации  мер раннего предупреждения межнациональных  конфликтов;

      — выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

      — рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей республик, автономий, краев и областей, их природных  ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ  территориального разделения труда  и производственной кооперации при  общей направленности на комплексное  социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

      — осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных  регионах, мер по подъему депрессивных районов, в первую очередь в Центральной  России и на Северном Кавказе;

      — содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;

      — сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к  их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финноугорских, монгольских  и других народов России;

      — принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, устанавливающих  принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов РФ в целях укрепления общероссийской государственности  и повышения самостоятельности  субъектов РФ;

      — расширение полномочий органов государственной  власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение  дел  не только в своем регионе, но и  в стране;

           осуществление мер политического,  экономического и правового характера,  обеспечивающих государственную  поддержку и стимулирование экономической  активности регионов;

      — разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

  • совместная реализация федеральных и региональных программ развития. В Концепции указывается, что важнейшим инструментом реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и национальных сообществ в достижении общей цели — улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов РФ.

              Учитывая, что в абсолютном числе  регионов преобладает русское  население, важно подчеркнуть,  что наряду с разумной политикой  в отношении всех народов и  народностей России крайне важно  возрождение и развитие русской  нации как общегосударственная  задача.

      правящих  элит, их низкой правовой культурой. Отсюда исключительно важным является воспитание у молодежи чувства открытости, уважения к другим, солидарности и сопричастности, забытого чувства интернационализма.

      «Драматичная  и запутанная история сепаратизма  не отменяет единственно правильной политики в современном мире —  это мирное урегулирование внутренних конфликтов, связанных с жизнью многоэтничных  сообществ» . С этим выводом известного ученого нельзя не согласиться. Необходимо решать даже самые сложные межнациональные  проблемы через мирные и демократические  процедуры, через настойчивую и  последовательную политику отстаивания  интересов определенных групп и  регионов.

      6.4. Религиозные аспекты  регионоведения. 

      В межнациональных конфликтах, возникающих  в ряде регионов Российской Федерации (в основном в республиках), все  чаще используются религиозные лозунги, религиозная символика. Резко усилившийся  в последние годы рост национального  самосознания народов сопровождается повышенным интересом к национальному  языку, культуре, истории, роли ислама, буддизма, православия, других религий  в духовной жизни того или другого  народа. Но в этих процессах существуют неоднозначные оценки, суждения, точки  зрения. С одной стороны, правомерен, естественен интерес людей к  своему историческому прошлому, к  духовной культуре, хотя они нередко  рассматриваются как проявление национальной ограниченности, узости. С другой, - всячески преувеличивается, идеализируется роль религиозного фактора в судьбах народов.

      Особенно  обострились межнациональные отношения  на Северном Кавказе, где определенную роль играет и религиозный фактор, а именно — мусульманский.

      Религия (от лат. religio — благочестие, святыня, предмет культа) — одна из форм общественного сознания, специфичность которой относительно других выражается в том, что она, по мнению большинства атеистически настроенных ученых, является отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Непременным признаком религии как мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил и существ, именем которых религия освещает возникающие в ходе общественного развития нормы морали. Будучи явлением в основе своей идеологическим, религия порождает и ряд социально-политических институтов — церкви, клерикальные партии, профсоюзы, молодежные организации, социальные учреждения и др.

      Вопросы для самостоятельной  работы:

        1. Государственно – правовые, социально – экономические и духовные проблемы в сфере национальных отношений в современный период.
        2. Основные принципы государственной национальной политики в России и в регионах.
        3. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях на региональном уровне.

      Тема 7. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

      Вопросы темы:

    1. Методологические аспекты региональной политики.
    2. Основные направления региональной политики.
 

      7.1. Методологические  аспекты региональной  политики. 

      Под региональной политикой в Российской Федераций понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации

      Следует различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в  отношении регионов и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федераций в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.

      Определяя региональную политику, необходимо учитывать  ряд особенностей. Во-первых, огромные размеры территории России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн км2, страна занимает первое место в мире). Во-вторых, сложные природные условия (11 млн км2 территории находится в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% земельной площади). В-третьих, неравномерность расселения (3/4 населения сосредоточено в Европейской части, на долю которой приходится лишь 1/4 территории; при средней плотности по России, равной 8 человек на 1 км2, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель равен менее 1 человека на 1 км2). И, наконец, неравномерность экономического развития регионов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных размерах регионов, в численности населения.

      К числу причин пространственного  неравенства можно отнести и  такие, как:

  • разные темпы экономических преобразований, например процессов 

             приватизации, конверсии;

  • незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между

             федеральными и региональными  органами государственной власти;

  • предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и

             социальных льгот по сравнению  с другими;

  • недоучет региональных последствий проведения федеральной

             макроэкономической политики;

  • неравномерность в пространственном отношении, в скорости
  • распространения и в глубине экономического спада.

      Одними  из важнейших положений региональной политики, как отмечается в «Основных  положениях региональной политики...», является провозглашенное Конституцией РФ многообразие форм собственности, новое  геополитическое положение России, что радикально изменило критерии рациональности территориальной организации производства, специализации регионов

        Региональная политика — это своеобразный компромисс между региональными интересами государства (т. е. интересы государства в отношении регионов) и местными интересами самих регионов.

           Важнейшие положения региональной  политики в России:

  • децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти; эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных органов власти и органов государственной власти регионов РФ;
  • обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом особенностей, специфики каждого региона. Разумеется, подчеркнем еще раз, для этого необходимо и дальше совершенствовать законодательный процесс, но обязательно с учетом мнения самих регионов еще на стадии разработки концепций законопроектов.
 
      
    1. Основные  направления региональной политики.
 

      Региональная  политика России охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических  и других мероприятий, которые должны проводиться федеральными и региональными  государственными органами власти. В  уже названном правовом документе  «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» определяются цели и задачи этой политики. К ним  относятся:

      — обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ  федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

      — обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических  возможностей регионов;

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"