Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;
— запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжигание национальной и религиозной розни;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;
—
поддержка соотечественников, проживающих
в зарубежных странах, в сохранении
и развитии родного языка, культур
и национальных традиций, укреплении
их связей с Родиной
6.3.
Региональные аспекты
национальной политики.
В
концепции государственной
—
выработка на уровне федеральных
органов государственной власти
и органов государственной
—
выравнивание уровней социально-
—
рациональное использование многообразия
хозяйственных возможностей республик,
автономий, краев и областей, их природных
ресурсов, накопленного научно-технического
и кадрового потенциала, преимуществ
территориального разделения труда
и производственной кооперации при
общей направленности на комплексное
социально-экономическое
—
осуществление специальных
— содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;
— сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финноугорских, монгольских и других народов России;
—
принятие федеральных законов, заключение
договоров и соглашений, устанавливающих
принципы организации и взаимодействия
федеральных органов
— расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в стране;
осуществление мер
—
разработка правовых механизмов реализации
совместных полномочий федеральных
органов государственной власти
и органов государственной
Учитывая, что в абсолютном числе
регионов преобладает русское
население, важно подчеркнуть,
что наряду с разумной
правящих элит, их низкой правовой культурой. Отсюда исключительно важным является воспитание у молодежи чувства открытости, уважения к другим, солидарности и сопричастности, забытого чувства интернационализма.
«Драматичная и запутанная история сепаратизма не отменяет единственно правильной политики в современном мире — это мирное урегулирование внутренних конфликтов, связанных с жизнью многоэтничных сообществ» . С этим выводом известного ученого нельзя не согласиться. Необходимо решать даже самые сложные межнациональные проблемы через мирные и демократические процедуры, через настойчивую и последовательную политику отстаивания интересов определенных групп и регионов.
6.4.
Религиозные аспекты
регионоведения.
В межнациональных конфликтах, возникающих в ряде регионов Российской Федерации (в основном в республиках), все чаще используются религиозные лозунги, религиозная символика. Резко усилившийся в последние годы рост национального самосознания народов сопровождается повышенным интересом к национальному языку, культуре, истории, роли ислама, буддизма, православия, других религий в духовной жизни того или другого народа. Но в этих процессах существуют неоднозначные оценки, суждения, точки зрения. С одной стороны, правомерен, естественен интерес людей к своему историческому прошлому, к духовной культуре, хотя они нередко рассматриваются как проявление национальной ограниченности, узости. С другой, - всячески преувеличивается, идеализируется роль религиозного фактора в судьбах народов.
Особенно
обострились межнациональные
Религия (от лат. religio — благочестие, святыня, предмет культа) — одна из форм общественного сознания, специфичность которой относительно других выражается в том, что она, по мнению большинства атеистически настроенных ученых, является отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Непременным признаком религии как мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил и существ, именем которых религия освещает возникающие в ходе общественного развития нормы морали. Будучи явлением в основе своей идеологическим, религия порождает и ряд социально-политических институтов — церкви, клерикальные партии, профсоюзы, молодежные организации, социальные учреждения и др.
Вопросы для самостоятельной работы:
Вопросы темы:
7.1.
Методологические
аспекты региональной
политики.
Под региональной политикой в Российской Федераций понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации
Следует
различать государственную
Определяя региональную политику, необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, огромные размеры территории России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн км2, страна занимает первое место в мире). Во-вторых, сложные природные условия (11 млн км2 территории находится в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% земельной площади). В-третьих, неравномерность расселения (3/4 населения сосредоточено в Европейской части, на долю которой приходится лишь 1/4 территории; при средней плотности по России, равной 8 человек на 1 км2, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель равен менее 1 человека на 1 км2). И, наконец, неравномерность экономического развития регионов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных размерах регионов, в численности населения.
К числу причин пространственного неравенства можно отнести и такие, как:
приватизации, конверсии;
федеральными и региональными
органами государственной
социальных льгот по сравнению с другими;
макроэкономической политики;
Одними
из важнейших положений
Региональная политика — это своеобразный компромисс между региональными интересами государства (т. е. интересы государства в отношении регионов) и местными интересами самих регионов.
Важнейшие положения
Региональная
политика России охватывает комплекс
законодательных, административных, социально-экономических
и других мероприятий, которые должны
проводиться федеральными и региональными
государственными органами власти. В
уже названном правовом документе
«Основные положения
— обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
— обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;