Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

      — работодатели — это лица, управляющие  собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые  профессиональной деятельностью или  ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных  работников;

      — неоплачиваемые работники семейных предприятий — это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;

      — члены производственных кооперативов и партнеры — это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями;

  • лица, не поддающиеся классификации по статусу — это безработные, ранее не  занятые трудовой деятельностью, приносящий доход, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их тому или иному статусу в занятости.

      Отметим еще одно понятие — «баланс  трудовых ресурсов». Это система  показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс составляется ежегодно по стране в целом, субъектам  РФ с распределением на городскую  и сельскую местности. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов — ресурсной и распределительной  частей. Ресурсная отражает наличие  трудовых ресурсов и источники их

      формирования. Распределительная — распределение  трудовых ресурсов на экономически активное население и экономически неактивное население.

      В переходный период особую значимость приобретают региональные рынки  труда. Выделяются три основных типа региональных рынков труда:

      1. Асимметричные рынки труда. Им  присущи значительные перекосы  в соотношении закрытого и  открытого, регулируемого и «теневого»  рынков труда, диспропорции в  отраслевой структуре занятости  и экономической активности населения.

      2. Равновесные региональные рынки  труда. Это рынки с относительно  развитыми структурами при переходе  от ранее существовавшей системы  полной занятости к системе  экономической активности населения  в условиях регулируемого рынка  безработицы и стабилизации социально-трудовых  отношений; это чаще всего проявляется  в процессах трансформации скрытой  безработицы в открытые формы.

      3. Диверсифицированные региональные  рынки труда. Они, как правило,  характеризуются высоким уровнем  реструктуризации занятости и  саморегуляции, ускоренным развитием  рыночного сектора экономики  и системы экономической активности  населения (обеспечивают разнообразие  форм занятости, низкую продолжительность  регистрируемой безработицы под  воздействием социально-экономических  регуляторов спроса и предложения  рабочей силы).

          К безработным, применительно  к стандартам Международной организации   труда (МОТ), относятся лица в  возрасте старше 16 лет,  которые  в рассматриваемый период: не  имели работы (доходного занятия),  занимались поиском работы, были  готовы приступить к работе.

      Ежегодно  регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается  и утверждается федеральная программа  занятости.

      В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:

      1) состояние рынка труда;

      2) экономическую ситуацию;

      3) социальную ситуацию;

      4) демографическую ситуацию. 

      Экономическими  показателями, характеризующими ситуацию в регионе  и напрямую связанными с политикой занятости, являются:

      — динамика производства промышленной продукции. Этот показатель весьма важен, ибо промышленность дает значительную часть рабочих  мест (к примеру, по многим отраслям — от 25 до 35%). В тех регионах, где  наблюдается значительный спад промышленного  производства, как правило, высока безработица. И здесь важно сохранение рабочих  мест.

      — удельный вес убыточных предприятий  в промышленности, ибо промышленность дает значительную часть поступлений  в бюджет и соответственно — в Фонд занятости.

      — динамика инвестиций в основной капитал. Нужно помнить, что именно инвестиционная активность является важнейшим фактором создания и сохранения рабочих мест.

      — удельный вес в общем объеме инвестиций собственных средств предприятий  и организаций. Этот показатель определяет предпосылки улучшения ситуации на региональных рынках труда за счет экономической деятельности хозяйствующих  объектов.

      Социальные  показатели дают нам реальную картину  состояния рынка труда с точки  зрения изменений ситуации в социальной сфере. Здесь отметим такие показатели, как показатель динамики реальных денежных доходов населения, показатель доли прироста сбережений населения по вкладам  в учреждениях Сбербанка в  объеме текущих денежных доходов, показатель динамики розничного товарооборота  в сопоставимых ценах.

      Рассматривая  региональный рынок труда, необходимо проанализировать такой важный показатель, как численность постоянного  населения в трудоспособном возрасте.

      По  отдельным регионам России показатель доли трудоспособного населения  в общей численности характеризуется  так:

      — I группа регионов (с удельным весом постоянного населения в общей численности более 65%); Магаданская и Камчатская области; Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; всего 5 регионов.

      — II группа (от 60,1 до 65,0%): Сахалинская, Амурская, Тюменская, Томская, Мурманская области, республики Коми, Саха (Якутия); Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Ненецкий округа; Хабаровский, Приморский края; всего 12 регионов.

      — III группа (от 55,1 до 60,0%): республики Карелия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, Ингушетия, Удмуртия, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края; Кемеровская, Новосибирская. Омская, Иркутская, Читинская, Калининградская, Челябинская, Свердловская, Пермская, Оренбургская, Курганская, Ростовская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Волгоградская, Астраханская, Липецкая, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Московская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Новгородская области; Еврейская автономная область; города Москва и Санкт-Петербург; всего 50 регионов.

      — IV группа (от 50,1 до 55,0%): Псковская, Брянская, Костромская, Рязанская, Тверская, Тульская, Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская области; Коми-Пермяцкий и Агинский Бурятский автономные округа, республики Адыгея, Дагестан, Чеченская, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Башкортостан, Алтай; всего 20 регионов.

      Менее 50% составляет доля постоянного населения  в трудоспособном возрасте к общей  численности в одном регионе: Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

      Государственная политика в области  содействия занятости  населения направлена на:

      — развитие трудовых ресурсов;

      — обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии  в реализации права на Добровольный труд и свободный выбор занятости;

      — создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие   

           человека;

  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым, по заключению уполномоченного на то органа, необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

      — предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

      — поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места прежде всего для  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы;

      — сочетание самостоятельности органов  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в  обеспечении занятости населения  с согласованностью их действий при  реализации федеральной программы  содействия занятости населения;

      — координацию деятельности в области  занятости населения с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая инвестиционно-структурную  политику, социальное обеспечение, регулирование  роста и распределение инфляции;

      — координацию деятельности государственных  органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

      — обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных  народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся  видов занятости;

      — международное сотрудничество в  решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с  трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации и  иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных  трудовых норм.

      Политика  занятости имеет существенное значение для формирования цивилизованного  рынка и предотвращения социальных взрывов. Эта политика должна быть тесно  увязана с другими программами, со структурной перестройкой, с преобразованием  форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию малого и среднего предпринимательства.

        Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Укажите основополагающие показатели, используемые при оценке демографической ситуации в регионе.
  2. Объясните понятия: «региональный рынок», «рынок труда», «рабочая сила», «занятость», «наемные работники», «работодатели», «безработные», «трудовые ресурсы».
  3. Укажите три основных типа региональных рынков труда.
  4. Охарактеризуйте экономические показатели в сфере занятости в регионе.
  5. Проанализируйте основные направления государственной политики занятости.

      Тема 4. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

      И ПРОБЛЕМА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОГО  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

      Вопросы темы:

    1. Методологические вопросы природоведения и экологии.
    2. Природно-ресурсный потенциал регионов и проблемы его рационального использования.
 

      

  • 4.1 Методологические  вопросы природоведения  и экологии. 
  • <

    Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"