К основным направлениям
государственной инновационной
политики можно отнести:
1)
Разработку и совершенствование
нормативно-правового обеспечения
инновационной деятельности, механизмов
ее стимулирования, системы институциональных
преобразований, защиты интеллектуальной
собственности в инновационной
сфере и введение ее в хозяйственный
оборот.
2)
Создание системы комплексной
поддержки инновационной деятельности,
развития производства, повышения
конкурентоспособности и экспорта
наукоемкой продукции. В процессе
активизации инновационной деятельности
необходимо участие не только
органов государственного управления,
коммерческих структур, финансово-кредитных
учреждений, но и общественных
организаций, как на федеральном,
так и на региональном уровнях.
3)
Развитие инфраструктуры инновационного
процесса, включая систему информационного
обеспечения, систему экспертизы,
финансово-экономическую систему,
производственно-технологическую поддержку,
систему сертификации и продвижения
разработок, систему подготовки
и переподготовки кадров. Накопившееся
в течение многих лет отставание
имеет в своей основе не
низкий потенциал отечественных
исследований и разработок, а
слабую инфраструктуру инновационной
деятельности, отсутствие мотивации
товаропроизводителей к реализации
новшеств как способа конкурентной
борьбы. Это приводит к невостребованности
потенциала отечественной прикладной
науки и техники.
4)
Развитие малого инновационного
предпринимательства путем формирования
благоприятных условий для образования
и успешного функционирования малых высокотехнологичных
организаций и оказания им государственной
поддержки на начальном этапе деятельности.
5)
Совершенствование конкурсной системы
отбора инновационных проектов
и программ. Реализация в отраслях
экономики относительно небольших
и быстро окупаемых инновационных
проектов с участием частных
инвесторов и при поддержке
государства позволит поддержать
наиболее перспективные производства
и организации, усилить приток
и частных инвестиций.
6)
Реализацию критических технологий
и приоритетных направлений, способных
преобразовывать соответствующие
отрасли экономики страны и
ее регионов. Ключевой задачей
формирования и реализации инновационной
политики является выбор относительно
небольшого числа важнейших базовых
технологий, оказывающих решающее
влияние на повышение эффективности
производства и конкурентоспособности
продукции в отраслях экономики
и обеспечивающих переход к
новому технологическому укладу.
7)
Использование технологий двойного
назначения. Такие технологии будут
применяться как для производства
вооружений и военной техники,
так и для продукции гражданского
назначения.
Государственная
инновационная политика в базовых
отраслях и производствах будет
направлена на ускоренное промышленное
освоение отечественных и зарубежных
научно-технических и технологических
достижений мирового уровня, воспроизводство
природных ресурсов (минерального сырья,
ресурсов питьевых и промышленных вод,
ресурсов флоры и фауны и др.).
Вопросы
для самостоятельной
работы:
- Объясните
понятия: «инновация», «инновационная
деятельность», «государственная инновационная
политика», «инновационный потенциал
(государства, региона, отрасли, организации)»,
«инновационная сфера», «инновационная
инфраструктура», «инновационная программа(федеральная,
межгосударственная, региональная, межрегиональная,
отраслевая)», «продукт - инновация».
- Основные
направления государственной инновационной
политики.
Тема
6. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И
РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ.
Вопросы
темы:
- Многонациональность.
- Особенности
национальной политики в России в современный
период.
- Региональные
аспекты национальной политики.
- Религиозные
аспекты регионоведения.
6.1.
Многонациональность.
По
Конституции РФ носителем суверенитета
и единственным источником власти в
РФ является ее многонациональный народ
(статья 3). Россия — одно из крупнейших
в мире многонациональных государств.
Согласно самоидентификации, в РФ проживает
176 этносов различной численности.
Для многонационального государства
особую значимость имеют права
граждан любой национальности. В
статье 19 Конституции РФ записано:
«Государство гарантирует равенство
прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются
любые формы ограничения прав
граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности».
- Особенности
национальной политики
в России в современный
период.
Для
российского федерализма как
формы государственного устройства
и в прошлом и теперь характерно
соединение национально-государственных
и территориальных принципов
формирования федерации. Разработкой
государственной политики в сфере
национальных отношений занимаются
многие государственные и общественные
структуры.
Проблемы
государственной
политики в отношении
национальностей
специалисты делят
на 3 группы:
1)
Государственно-правовые проблемы:
а)
обеспечение реального равноправия
граждан всех регионов России во всех
сферах общественной жизни независимо
от национальности, социального положения,
места рождения и проживания;
б)
создание на федеральном уровне достаточной
правовой базы регулирования национальных
процессов;
в)
укрепление российской государственности
в процессе становления федеративных
отношений;
г)
создание правовой основы национально-культурной
автономии в России;
д)
завершение намеченных Законом программ
по реабилитации депортированных народов;
е)
установление в рамках федерального
законодательства равного правового
статуса всех исповеданий, гарантирование
верующим реального равноправия
независимо от их численности и национальной
принадлежности.
2)
Социально-экономические проблемы:
а)
реализация экономических интересов
народов и регионов с учетом их
исторических производственных традиций,
потребностей общероссийского рынка,
обеспечение равенства возможностей
для представителей разных национальностей;
б)
развитие хозяйственной основы жизнедеятельности
национальных и политических общностей,
сохранение традиционных систем их жизнеобеспечения;
в)
рациональное использование многообразия
хозяйственных возможностей регионов,
объективных преимуществ территориального
разделения труда;
г)
соединение процесса федерализации
государственного устройства с формированием
общероссийского рынка как суммы
всех региональных рынков.
3)
Духовные проблемы:
а)
государственная поддержка национальных
языков и национальных культур, реальное
равноправие языков народов Российской
Федерации, функционирование русского
языка как общегосударственного
и средства межнационального общения;
б)
укрепление центров культуры и образования
федерального значения как главного
элемента сохранения духовного единства
России;
в)
распространение объективной информации
о жизни и проблемах народов,
населяющих российские регионы, пропаганда
общенационального мира и согласия,
идей духовного единства;
г)
развитие и укрепление национальной
шкалы как важнейшего условия
сохранения и развития этнического
своеобразия культур;
д)
создание условий для освоения народами
достижений культуры российского общества
на всем его историческом пути, включая
и культуру, созданную разными
поколениями российской интеллигенции
за пределами России.
В
Государственной
программе национального
возрождения и
межнационального сотрудничества
народов России выделены
и основные принципы
в сфере национальных
отношений:
1.
Безусловное уважение международно-признанных
прав и основных свобод граждан
независимо от их социального
положения, национальности, места
проживания.
2.
Восстановление справедливости
по отношению к депортированным
народам, при одновременном исключении
новых нарушений прав человека.
3.
Равные права национальностей
при различных формах мирного,
конституционного самоопределения
народов с обязательным условием
сохранения целостности Российской
Федерации.
4.
Равные возможности при равной
суверенности и ответственности
всех регионов — субъектов
Федерации.
5.
Мирное урегулирование межнациональных
конфликтов во всех регионах,
отказ при этом от применения
силы, кроме адекватных мер со
стороны государства при угрозе
массового нарушения прав человека.
6.
Государственная поддержка малочисленных
народов, сохранение их культуры,
языка и среды обитания.
7.
Государственная поддержка национально-культурной
автономии, представляющей собой
форму культурного самоопределения
и самоорганизации народов, этнических
групп, национальных меньшинств
в целях сохранения и реализации
их самобытности.
8.
Создание международных гарантий
защиты прав и свобод россиян
в иностранных государствах.
9.
Отказ от жесткой регламентации,
попыток давления в отношении
национальностей со стороны государства
и региональных органов власти.
Утверждение принципа вариативности
с учетом региональных, национальных,
религиозных особенностей субъектов
Федерации.
10.
Признание позитивного межнационального
сотрудничества высшим этическим
достижением и его поощрение
со стороны государства.
Многие
из этих положений были положены в
основу Концепции Государственной
национальной политики Российской Федерации.
Государственная
национальная политика основывается на
принципах Конституции РФ, договорах
о разграничении полномочий и
предметов ведения, Всеобщей декларации
прав человека, других общепризнанных
нормах международного права.
Рассмотрим
важнейшие разделы Концепции
Государственной национальной политики
РФ.
Основные
принципы государственной
национальной политики
Российской Федерации:
—
равенство прав и свобод человека
независимо от его национальности,
языка, отношения к религии, принадлежности
к социальным группам и общественным
объединениям;
—
равноправие народов;
—
сохранение исторически сложившегося
государственного единства Российской
Федерации;
—
равноправие субъектов Российской
Федерации во взаимоотношениях между
собой и с федеральными органами
государственной власти;
—
гарантия прав коренных малочисленных
и дисперсно проживающих народов
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, принципами и нормами
международного права, признанными
Российской Федерацией;
—
право каждого гражданина определять
и указывать свою национальную принадлежность
без всякого принуждения извне;