Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

      Экономика социальной сферы — наука, призванная изучать экономические проблемы как сферы в целом, так и ее отдельных отраслей, в частности жилищно-коммунального хозяйства. Становление экономики социальной сферы как самостоятельного научного направления обусловлено наличием широкой области социально-экономических отношений, связанных с необходимостью вовлечения в оборот многочисленных и дорогостоящих экономических ресурсов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и образования.

      Непосредственным  предметом изучения экономики социальной сферы являются теоретические и  практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации отраслей этой сферы.

      Отрасли социальной сферы тесно связаны  с деятельностью других отраслей общественного производства, в том числе и производственной сферы, поставляющей социальной сфере свою разнообразную продукцию. С другой стороны, отрасли социальной сферы, предоставляя населению, в том числе и занятому в общественном производстве, разнообразные услуги, оказывают реальное воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень.

        «Услуги» — это различные виды деятельности, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. Услуга — это полезное действие, полезный эффект, который создается в процессе целесообразной деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей людей. 

      9.2. Основные направления  государственной  социальной политики  Российской Федерации. 

      Социальная  политика представляет собой совокупность решений, принимаемых  органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.

      Основным  элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных  государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

      Главными  целями региональной политики в области  доходов являются:

      — обеспечение максимально благоприятных  экономических, правовых и организационных  условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

  • стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для ее повышения во всех регионах Российской Федерации.

           В целях минимизации отрицательных  последствий расслоения общества  региональная политика должна  быть ориентирована на:

           — совершенствование налоговой  системы путем постепенной отмены  налогов на     средства, направляемые  организациями на потребление,  при одновременном усилении налоговой  нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

      — расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

      — введение на региональном уровне системы  страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда;

  • формирование социально-экономических индикаторов уровня жизни населения на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения, а также с использованием других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

      Положения основных подходов в  проведении социальной политики, на ближайшую  перспективу:

      Первое. Расходы по заработной плате и  социальным выплатам в бюджетах всех уровней должны быть в числе приоритетных и защищенных, а средства, выделяемые на эти цели, использоваться только строго по назначению.

        Второе. Обязательства государства  должны строго соответствовать  его возможностям, иначе гарантии  государства ничего не стоят. 

      Третье. Переход на адресный принцип социальной помощи. Что потребует внесения значительных изменений в законодательство, разработки конкретных механизмов формирования минимальных социальных стандартов, выявления действительно нуждающихся и реального роста заработной платы

      Четвертое. Внедрение страховых принципов. Именно здесь находятся реальные источники для адресной социальной политики.

      Пятое. Назрела потребность в тщательной инвентаризации активов и результатов деятельности социальных ведомств, внебюджетных фондов, а также многочисленных ведомственных фондов развития.

      Шестое. Создание экономических механизмов, стимулирующих работодателей к  заботе о кадровом потенциале. Укрепление  социального партнерства, используя  Российскую трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений. Корректировка политики занятости.

      Седьмое. Стратегия триединства здоровья нации – физического, психического и духовного – основа социальной политики в сфере здравоохранения, образования, культуры и науки. 

      При рассмотрении вопросов социальной политики важное место занимают показатели «уровня  жизни» населения.

      Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, они условно объединяются в 6 групп:

      1. Для оценки производства —  показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование.

      2. Для обобщения оценки потребностей  — показатели доходов и расходов  населения, состава и объема  «продовольственной корзины».

      3. Для оценки уровня потребления  — показатели потребления населением  материальных благ и услуг,  в том числе обеспеченности жильем.

      4. Для оценки культурно-бытовых  условий жизни — показатели образования и культуры.

      5. Для оценки социальных условий  жизни — показатели занятости и бюджета времени населения.

      6. Для оценки демографических последствий  роста уровня жизни — показатели  численности, состава и воспроизводства  населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни)

      Данные  показатели в основном соответствуют  международным параметрам, обозначенным в «Программе развития ООН» (ПРООН).

      В 90-е гг. ООН стал исчислять «совокупный  индекс развития человеческого потенциала». В нем учитываются по странам  предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах). В 2001 г. этот индекс был определен для 174 стран.

      В первую десятку входят (по индексу  развития человеческого материала):

      1. Канада - 0,932

      2. Норвегия - 0,927

      3. США - 0,927

      4. Япония - 0,924

      5. Бельгия - 0,923

      6. Швеция  -0,923

      7. Австралия  -0,922

      8. Нидерланды      -0,921

      9. Исландия  - 0,919

           10.Великобритания   - 0,918 

      Россия  занимала 71 место с показателем 0,747 (ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 66,6 лет; уровень грамотности взрослого населения 99%; совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней — 77%; реальный ВВП на душу населения — 4370 долл.).

      Рассматривая  возможные сценарии преодоления  кризиса российской государственности, большинство ученых и политиков сходится в одном: нужна сильная социальная политика, в основе которой — разработка системы мероприятий, смягчающих трудности, связанные с осуществлением рыночных реформ для населения страны. 

      Вопросы для самостоятельной  работы:

  1. Объясните содержание понятия «социальная сфера».
  2. Главные цели региональной политики в сфере распределения доходов.
  3. Особенности социальной политики в регионах на ближайшую перспективу.
  4. Роль показателя «уровень жизни» в социальной политике на федеральном и региональном уровнях.

                           Тема 10. РЕГИОНАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ.

      Вопросы темы:

    1. Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе.
    2. Принципы организации региональных органов государственной власти.
    3. Вопросы регулирования экономического развития региона.
 

      10.1. Проблемы функционирования  органов региональной  власти на современном  этапе. 

      Конституция РФ предусматривает  два уровня государственной  власти — федеральный и субъекта РФ, с четко обозначенным разграничением полномочий.

      Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо другую территорию РФ.

      Субъектам РФ предоставлено право - самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений. В отсутствие других необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

      Региональное  и внутрирегиональное управление осуществляется через разветвленную сеть различных  органов, основным звеном которых являются органы государственного и муниципального управления.

      Классифицируются  эти органы по следующим признакам:

      — государственному устройству;

      — видам организационно-правовых форм;

      — объему и характеру компетенции;

      — территориальной сфере деятельности;

  • порядку принятия управленческих решений.

      Власть  в регионе делится на - законодательную  и исполнительную.

      Основной  целью исполнительной власти субъектов  Федерации является реализация воздействия  на объект управления для его перевода в состояние, обеспечивающее производство и воспроизводство  жизненноважных факторов  и свободное развитие человека. 

      10.2. Принципы организации  региональных органов  государственной  власти. 

      Система  законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов  Федерации устанавливается  ими самими в соответствии с Конституцией РФ, а  образование, формирование и  деятельность этих органов регулируются кроме Конституции РФ и федеральных  законов  региональным  законодательством.

      Принципы  деятельности органов  государственной  власти субъектов Федерации, определенные федеральным законодательством:

  1. Государственная и территориальная целостность Российской Федерации.
  2. Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию.

      3. Верховенство Конституции РФ  и федеральных законов на всей  территории РФ.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"