Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)
  • осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом РФ.
 

      Бюджетная система РФ, согласно Бюджетному кодексу  состоит из бюджетов трех уровней:

      — первый уровень — федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      — второй уровень — бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • третий уровень — местные бюджеты.

      Региональный  бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

      Расходы региональных бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

      Капитальные расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть оформлен бюджет развития.

      Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование.

      Субъекты  РФ в целях осуществления собственной  бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ.

      Говоря  о финансах региона, нельзя не упомянуть  о контроле  над их использованием.  Речь идет о постановлении правительства  РФ «О территориальных контрольно-ревизионных  органах Министерства финансов Российской Федерации». В утвержденном Положении о контрольно-ревизионном управлении Минфина РФ в субъекте РФ определены основные функции этих региональных органов:

      — осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств  федерального бюджета, государственных  внебюджетных фондов и других федеральных средств;

      — проведение в пределах своей компетенции  ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;

      — проведение документальных ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности организаций любых  форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

      — проведение в установленном порядке  по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на договорной основе ревизий и финансовых проверок поступления и расходования средств соответствующих бюджетов внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности. Расходы по проведению таких ревизий и финансовых проверок возмещаются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

      —осуществление (в соответствии с поручениями  Минфина РФ) контроля над качеством  проведения, аудиторами и аудиторскими организациями, аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);

      — участие в разработке проектов нормативных  правовых актов по вопросам, относящимся  к компетенции управления;

      — анализ практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции  управления, предоставления в установленном  порядке предложений по совершенствованию этого законодательства;

      — осуществление в необходимых  случаях контроля над своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций;

      — координация своей деятельности с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности;

      — соблюдение режима секретности проводимых Управлением работ, в том числе  при обработке с использованием технических средств и документов, составляющих государственную тайну.

      Региональное  контрольно-ревизионное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Минфином РФ. Контроль над деятельностью управления осуществляет Минфин РФ, а финансируется за счет средств федерального бюджета.

      Принципы, на которых основываются межбюджетные отношения:

  • сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;
  • объективно обусловленное и транспарентное (прозрачное) перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы.

      Из  бюджетов субъектов  Российской Федерации  финансируются расходы  на:

      — обеспечение деятельности органов  государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;

      — формирование государственной собственности  регионов;

      — осуществление международных и  внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

      — содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти регионов;

      — содержание и развитие дорожной сети регионального значения;

      — обеспечение деятельности средств  массовой информации субъектов Российской Федерации;

      — обслуживание и погашение государственного долга регионов;

      — проведение выборов и референдумов регионов;

      — оказание финансовой помощи местным  бюджетам;

      — обеспечение реализации региональных целевых программ;

      — обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

      — компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия органами государственной власти регионов решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов местных бюджетов;

  • прочие мероприятия, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

      За  счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и муниципальных  образований финансируются расходы на:

      — государственную поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

      — обеспечение правоохранительной деятельности;

      — обеспечение противопожарной безопасности;

      — научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

      — обеспечение социальной защиты населения;

      — обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

      — обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

      — развитие рыночной инфраструктуры;

      — обеспечение развития федеральных  и национальных отношений;

      — обеспечение деятельности средств  массовой информации;

      — финансовую помощь другим бюджетам;

  • другие вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      Существуют  структурные подразделения, которые  играют важную роль в функционировании финансовой  системы и инвестиционной поддержке развития регионов.

      Речь  идет о Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР), Фонде регионального развития (ФРР) и Фонде развития региональных финансов (ФРРФ). 

         Инвестиционная политика  на региональном  уровне строится  на следующих принципах:

      — концентрация инвестиционного потенциала в тех сферах, где регион имеет  реальное преимущество;

      — структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах;

  • инвестирование в сферу инновационных технологий, обеспечивающих расширенное воспроизводство.

      В мировой экономике идет этап структурных  преобразований, который характеризуется  организацией крупных межотраслевых корпораций; именно эти корпорации, по существу, являются основой расширенного воспроизводства.

      Необходимость интеграции промышленного и финансового  капитала не только на уровне государства, но и регионов — субъектов Федерации вполне очевидна. В  конце 1995 г. принят  федеральный закон «О финансово-промышленных группах». Этот закон гласит, что ФПГ (финансово-промышленные группы) должны принимать активное участие в формировании и реализации целевых программ, крупных проектов в режиме смешанного финансирования.

      Финансово-промышленная группа — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

      Базой финансирования комплексных целевых региональных программ являются:

      — средства «бюджетного развития»  в составе региональных бюджетов;

      — средства, получаемые в виде целевых  инновационно-инвестиционных кредитов;

      — собственные средства хозяйствующих  субъектов;

      — средства, мобилизованные путем организации  региональных и муниципальных займов;

  • субвенции из федерального бюджета под реализацию целевых программ и высокоэффективных проектов.
 

      Именно  региональные органы управления должны прорабатывать варианты мобилизации финансовых ресурсов по указанным выше и иным источникам.

      Вопросы для самостоятельной  работы:

  1. Приоритетные направления научных исследований по проблемам региональной экономики.
  2. Оценка современного состояния экономики и социальной сферы в России и в регионах.
  3. Назначение целевых региональных программ в настоящее время.
  4. Какие факторы влияют на формирование регионального товарного рынка?
  5. Развитие межрегиональных экономических связей.
  6. «Региональный бюджет – это финансово-экономическая база региона». (Подберите соответствующие аргументы и факты).
  7. Основные функции территориальных контрольно-ревизионных органов в области финансовых отношений на региональном уровне.
  8. Функционирование бюджетной системы регионов.
  9. Инвестиционная политика в регионах.
 

      Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

      Вопросы темы:

    1. Социальная сфера.
    2. Основные направления государственной социальной политики Российской Федерации.
 

      9.1. Социальная сфера. 

      В социальной сфере, как и в других сферах общественного производства, складываются определенные экономические отношения. Они складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещественной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, потребляемого в процессе его производства.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"