Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.
Бюджетная система РФ, согласно Бюджетному кодексу состоит из бюджетов трех уровней:
— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Региональный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Расходы региональных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть оформлен бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование.
Субъекты
РФ в целях осуществления
Говоря
о финансах региона, нельзя не упомянуть
о контроле над их использованием.
Речь идет о постановлении правительства
РФ «О территориальных контрольно-
— осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
— проведение в пределах своей компетенции ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;
— проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
— проведение в установленном порядке по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на договорной основе ревизий и финансовых проверок поступления и расходования средств соответствующих бюджетов внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности. Расходы по проведению таких ревизий и финансовых проверок возмещаются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
—осуществление (в соответствии с поручениями Минфина РФ) контроля над качеством проведения, аудиторами и аудиторскими организациями, аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);
— участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;
— анализ практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции управления, предоставления в установленном порядке предложений по совершенствованию этого законодательства;
— осуществление в необходимых случаях контроля над своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций;
— координация своей деятельности с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности;
— соблюдение режима секретности проводимых Управлением работ, в том числе при обработке с использованием технических средств и документов, составляющих государственную тайну.
Региональное
контрольно-ревизионное
Принципы, на которых основываются межбюджетные отношения:
Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на:
— обеспечение деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;
— формирование государственной собственности регионов;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти регионов;
— содержание и развитие дорожной сети регионального значения;
— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
— обслуживание и погашение государственного долга регионов;
— проведение выборов и референдумов регионов;
— оказание финансовой помощи местным бюджетам;
— обеспечение реализации региональных целевых программ;
—
обеспечение осуществления
— компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия органами государственной власти регионов решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов местных бюджетов;
За счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и муниципальных образований финансируются расходы на:
—
государственную поддержку
— обеспечение правоохранительной деятельности;
—
обеспечение противопожарной
—
научно-исследовательские, опытно-конструкторские
и проектно-исследовательские
— обеспечение социальной защиты населения;
— обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
— обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
— развитие рыночной инфраструктуры;
— обеспечение развития федеральных и национальных отношений;
— обеспечение деятельности средств массовой информации;
— финансовую помощь другим бюджетам;
Существуют структурные подразделения, которые играют важную роль в функционировании финансовой системы и инвестиционной поддержке развития регионов.
Речь
идет о Федеральном фонде финансовой
поддержки регионов (ФФПР), Фонде регионального
развития (ФРР) и Фонде развития региональных
финансов (ФРРФ).
Инвестиционная политика на региональном уровне строится на следующих принципах:
— концентрация инвестиционного потенциала в тех сферах, где регион имеет реальное преимущество;
— структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах;
В мировой экономике идет этап структурных преобразований, который характеризуется организацией крупных межотраслевых корпораций; именно эти корпорации, по существу, являются основой расширенного воспроизводства.
Необходимость интеграции промышленного и финансового капитала не только на уровне государства, но и регионов — субъектов Федерации вполне очевидна. В конце 1995 г. принят федеральный закон «О финансово-промышленных группах». Этот закон гласит, что ФПГ (финансово-промышленные группы) должны принимать активное участие в формировании и реализации целевых программ, крупных проектов в режиме смешанного финансирования.
Финансово-промышленная группа — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Базой финансирования комплексных целевых региональных программ являются:
— средства «бюджетного развития» в составе региональных бюджетов;
— средства, получаемые в виде целевых инновационно-инвестиционных кредитов;
— собственные средства хозяйствующих субъектов;
— средства, мобилизованные путем организации региональных и муниципальных займов;
Именно региональные органы управления должны прорабатывать варианты мобилизации финансовых ресурсов по указанным выше и иным источникам.
Вопросы для самостоятельной работы:
Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Вопросы темы:
9.1.
Социальная сфера.
В социальной сфере, как и в других сферах общественного производства, складываются определенные экономические отношения. Они складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещественной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, потребляемого в процессе его производства.