Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.
Комплексное
планирование регионального развития
проводится в двух направлениях —
общетерриториальном и
Федеральные целевые программы,
8.2.
Региональный товарный
рынок и межрегиональные
экономические отношения.
Важной составной частью социально-экономического комплекса региона является региональный товарный рынок. В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный товарный рынок определяется как сфера обращения товара в пределах субъекта Федерации — республики, края, области, округа.
В систему региональных рынков
включаются: потребительский рынок, рынок
средств производства, рынок кредитно-финансовых
ресурсов и ценных бумаг, рынок капиталов,
рынок подрядных работ, рынок основных
фондов и недвижимого имущества, рынок
труда, рынок информации и знаний и др.
Какие
факторы влияют на
формирование регионального
товарного рынка?
Во-первых, природно-географические (природные условия, сырьевая база, экономико-географическое положение);
во-вторых,
экономические (состояние транспортно-
в-третьих, технологические (взаимозаменяемость товаров в производстве и потреблении);
в-четвертых,
национально-административные (административно-
в-пятых, организационно-экономические (схема управления в объединениях предприятий — концернах, холдингах, АО и др.);
в-шестых,
политические и исторические.
При
изучении закономерностей
— определить территориальные и продуктивные границы конкретных товарных рынков;
— определить общий объем и структуру платежеспособного спроса населения на отдельные товары и товарные группы;
— изучить сезонные и территориальные колебания спроса;
— рассчитать объемы предложений на конкретных товарных рынках (на основе информации о производстве и поставках данных товаров на региональный рынок, баланса ввоза-вывоза, данных об объемах импорта-экспорта товара);
— оценить степень удовлетворения потребности в том или ином товаре, степень насыщенности рынка;
—
изучить остроту конкуренции
и степень монополизации
— сформировать механизм регулирования рыночных отношений.
Речь
идет о стимулировании производства
и распределения социально значимых
товаров и услуг льготной налоговой, кредитной,
имущественной политикой; формировании
региональных схем товаропотоков внутри
регионов и между регионами; о ценовом
регулировании товаров регионального
рынка, обеспечении пропорциональности
между денежными доходами населения и
товарной массой, информационном обеспечении
участников регионального товарного рынка;
о демонополизации и развитии конкуренции
на региональных товарных рынках.
Функционирование региональных товарных рынков непосредственно связано с развитием региональных экономических связей.
Межрегиональные экономические связи (МЭС) — это система экономических отношений и интересов регионов, формирующаяся и развивающаяся в процессе территориальной специализации.
В условиях формирования национального рынка РФ важную роль в развитии межрегионального обмена играет государственное регулирование.
Межрегиональные связи проявляются на разных уровнях экономики:
1.
на микроэкономическом уровне
субъектами межрегиональных
2.
на межэкономическом уровне
3.
на макроэкономическом уровне
субъектом межрегиональных
Номенклатура
товаров, которые формируют
I группа — это продукция, которая должна производиться в каждом регионе для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий и организаций.
По первой группе речь идет о повышении уровня самообеспечения региона. Не имеет смысла ввозить продукцию, выпуск которой может быть организован на месте.
II
группа — это товары, которые могут выпускаться
только в одном или нескольких регионах
в зависимости от природных и иных условий,
а также те виды продукции, сформировавшийся
объем выпуска которых превышает собственные
потребности региона.
8.3.
Финансовые ресурсы
региона.
Финансово-экономический механизм федеративных отношений — это совокупность инструментов, направленных на интеграцию хозяйственных и социальных комплексов регионов в единое экономическое пространство, эффективно функционирующее на общих нормативно-правовых, финансовых, имущественных, социально-экономических принципах.
Наиболее важные сферы их применения:
— бюджетно-финансовая, налоговая сфера;
— кредиты, субвенции, субсидии федерального правительства;
— отношения собственности между регионами, центром и регионами;
— рынок товаров, услуг, научно-технической информации, рабочей силы;
— помощь, взаимопомощь, экологические отношения, трансферты и другие сферы и инструменты.
Финансовой базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных регулирующих источников доходов. В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.
Куда направляются средства бюджета развития ?
Во-первых,
на финансирование экспортно-ориентированных
и импортозамещающих
Во-вторых, на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов (включая средства в объеме 10% на инновационные проекты).
В-третьих, на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности.
В-четвертых, на формирование резервного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии.
В 2000 г. в России функционировали следующие целевые бюджетные фонды:
— Федеральный дорожный фонд РФ;
— Федеральный экологический фонд РФ;
— Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
— Государственный фонд борьбы с преступностью;
— Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
— Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
— Федеральный фонд восстановления и охрана водных объектов;
— Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
—
Фонд контрольно-ревизионных
Основной финансовый ресурс регионов — налог на прибыль, две трети которого остается в субъектах РФ, где на его долю приходится от 35—39 до 46—50% доходной части казны. Вторыми по значению остаются прямое фискальное обложение товаров и услуг, налоги с продаж и на измененный доход, регистрационные и лицензионные сборы.
Большинство регионов решают финансовые вопросы, перераспределяя бюджетные статьи, задерживая налоговые перечисления в федеральную казну, широко используя взаимозачеты между провинциальными бюджетами различных уровней и естественными и искусственными монополиями, местными предприятиями.
Общими
условиями установления налогов
и сборов являются определение налогоплательщиков
и следующих элементов
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
Основой в стабилизации социально-экономического положения в России и в ее регионах по праву считается принятие в июле 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной сферы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.
В
Бюджетном кодексе четко
К
компетенции органов
— установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
— распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
—
определение порядка
— разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
—
установление совместно с органами
государственной власти РФ порядка
и условий предоставления финансовой
помощи бюджетам субъекта РФ; — определение
порядка и условий
— установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
— определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ;