Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

      Комплексное планирование регионального развития проводится в двух направлениях —  общетерриториальном и программно-территориальном.

        Федеральные целевые программы,  как правило, бывают долгосрочные (7—10 лет, такие программы разработаны  для регионов Дальнего Востока  и Забайкалья, Бурятии, Калининградской  области и др.), среднесрочные  (3—5 лет; программы Сахалинской  и Псковской областей, республик:  Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Мордовия и др.). 

      8.2. Региональный товарный  рынок и межрегиональные  экономические отношения. 

      Важной  составной частью социально-экономического комплекса региона является региональный товарный рынок. В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» региональный товарный рынок определяется как сфера  обращения товара в пределах субъекта Федерации — республики, края, области, округа.

        В систему региональных рынков включаются: потребительский рынок, рынок средств производства, рынок кредитно-финансовых ресурсов и ценных бумаг, рынок капиталов, рынок подрядных работ, рынок основных фондов и недвижимого имущества, рынок труда, рынок информации и знаний и др. 

      Какие факторы влияют на формирование регионального  товарного рынка? 

      Во-первых, природно-географические (природные  условия, сырьевая база, экономико-географическое положение);

      во-вторых, экономические (состояние транспортно-коммуникационной сети, объем и структура платежеспособного  спроса населения, сложившаяся специализация региона);

      в-третьих, технологические (взаимозаменяемость товаров в производстве и потреблении);

      в-четвертых, национально-административные (административно-территориальное деление, региональная экономическая политика);

      в-пятых, организационно-экономические (схема  управления в объединениях предприятий  — концернах, холдингах, АО и др.);

      в-шестых, политические и исторические. 

      При изучении закономерностей функционирования регионального товарного рынка необходимо решить следующие вопросы:

      — определить территориальные и продуктивные границы конкретных товарных рынков;

      — определить общий объем и структуру  платежеспособного спроса населения  на отдельные товары и товарные группы;

      — изучить сезонные и территориальные  колебания спроса;

      — рассчитать объемы предложений на конкретных товарных рынках (на основе информации о производстве и поставках данных товаров на региональный рынок, баланса  ввоза-вывоза, данных об объемах импорта-экспорта товара);

      — оценить степень удовлетворения потребности в том или ином товаре, степень насыщенности рынка;

      — изучить остроту конкуренции  и степень монополизации данного рынка;

      — сформировать механизм регулирования  рыночных отношений.

      Речь  идет о стимулировании производства и распределения социально значимых товаров и услуг льготной налоговой, кредитной, имущественной политикой; формировании региональных схем товаропотоков внутри регионов и между регионами; о ценовом регулировании товаров регионального рынка, обеспечении пропорциональности между денежными доходами населения и товарной массой, информационном обеспечении участников регионального товарного рынка; о демонополизации и развитии конкуренции на региональных товарных рынках. 

      Функционирование  региональных товарных рынков непосредственно связано с развитием региональных экономических связей.

      Межрегиональные экономические связи (МЭС) — это система  экономических отношений  и интересов регионов, формирующаяся и развивающаяся в процессе территориальной специализации.

      В условиях формирования национального  рынка РФ важную роль в развитии межрегионального обмена играет государственное  регулирование.

      Межрегиональные связи проявляются  на разных уровнях  экономики:

      1. на микроэкономическом уровне  субъектами межрегиональных отношений  выступают отдельные предприятия,  организации, фирмы, а также  отдельные граждане, которые осуществляют  внешнерегиональные социально-экономические  операции;

      2. на межэкономическом уровне основными  субъектами межрегиональных экономических отношений выступают уже целые производственные комплексы, отрасли промышленности, с/х, транспорт, СЭЗ, муниципальные территориальные образования (города, районы);

      3. на макроэкономическом уровне  субъектом межрегиональных отношений  уже выступает сам регион в  целом или отдельные субъекты  Федерации (автономные округа), входящие  в состав другого региона в  качестве его составной части. 

      Номенклатура  товаров, которые формируют межрегиональные  экономические связи, делится на группы:

      I группа — это продукция, которая должна производиться в каждом регионе для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий и организаций.

      По  первой группе речь идет о повышении  уровня самообеспечения региона. Не имеет смысла ввозить продукцию, выпуск которой может быть организован на месте.

      II группа — это товары, которые могут выпускаться только в одном или нескольких регионах в зависимости от природных и иных условий, а также те виды продукции, сформировавшийся объем выпуска которых превышает собственные потребности региона. 

      8.3. Финансовые ресурсы  региона. 

      Финансово-экономический  механизм федеративных отношений — это  совокупность инструментов, направленных на интеграцию хозяйственных и социальных комплексов регионов в единое экономическое пространство, эффективно функционирующее на общих нормативно-правовых, финансовых, имущественных, социально-экономических принципах.

      Наиболее  важные сферы их применения:

      — бюджетно-финансовая, налоговая сфера;

      — кредиты, субвенции, субсидии федерального правительства;

      — отношения собственности между  регионами, центром и регионами;

      — рынок товаров, услуг, научно-технической  информации, рабочей силы;

      — помощь, взаимопомощь, экологические  отношения, трансферты и другие сферы и инструменты.

      Финансовой  базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных регулирующих источников доходов. В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

      Куда  направляются средства бюджета развития ?

      Во-первых, на финансирование экспортно-ориентированных  и импортозамещающих инвестиционных проектов и других инвестиционных проектов российских организаций.

      Во-вторых, на финансирование высокоэффективных  инвестиционных проектов (включая средства в объеме 10% на инновационные проекты).

      В-третьих, на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности.

      В-четвертых, на формирование резервного фонда бюджета  развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии.

      В 2000 г. в России функционировали следующие целевые бюджетные фонды:

      — Федеральный дорожный фонд РФ;

      — Федеральный экологический фонд РФ;

      — Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной  службы налоговой полиции РФ;

      — Государственный фонд борьбы с преступностью;

      — Федеральный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

      — Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических  ресурсов;

      — Федеральный фонд восстановления и  охрана водных объектов;

      — Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

      — Фонд контрольно-ревизионных органов  Минфина РФ (начал функционировать с 1 января 2000 г.);

      Основной  финансовый ресурс регионов — налог  на прибыль, две трети которого остается в субъектах РФ, где на его долю приходится от 35—39 до 46—50% доходной части казны. Вторыми по значению остаются прямое фискальное обложение товаров и услуг, налоги с продаж и на измененный доход, регистрационные и лицензионные сборы.

      Большинство регионов  решают финансовые вопросы, перераспределяя бюджетные статьи, задерживая налоговые перечисления в федеральную казну, широко используя взаимозачеты между провинциальными бюджетами различных уровней и естественными и искусственными монополиями, местными предприятиями.

      Общими  условиями установления налогов  и сборов являются определение налогоплательщиков и следующих элементов налогообложения:

      — объект налогообложения;

      — налоговая база;

      — налоговый период;

      — налоговая ставка;

      — порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

      Основой в стабилизации социально-экономического положения в России и в ее регионах по праву считается принятие в июле 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной сферы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.

      В Бюджетном кодексе четко определяются правовые основы и порядок функционирования бюджетной системы регионов.

      К компетенции органов государственной  власти субъектов РФ в области  регулирования бюджетных правоотношений относятся:

      — установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов субъектов  РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

      — распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов  субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

      — определение порядка направления  в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов;

      — разграничение полномочий по осуществлению  расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

      — установление совместно с органами государственной власти РФ порядка  и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъекта РФ; — определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;

      — установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов;

      — определение перечня и порядка  осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ;

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"