Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

      6. Принцип добровольности заключения  договоров, соглашений.

      7. Принцип обеспеченности ресурсами. 

      8. Принцип гласности заключения  договоров, соглашений. 

      Самостоятельность регионов должна развиваться при  строгом разграничении функций, полномочий, финансовых ресурсов и  ответственности между федеральными и региональными уровнями. При  этом опыт показывает, что необходимо и далее обеспечивать наиболее тесное взаимодействие федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, их взаимную поддержку. Без этого невозможна реализация стратегии подъема, эффективное  управление правовыми, а не командными методами.

      По  мнению Президента РФ, одним из первых шагов по укрупнению федерализма  в России стало создание федеральных  округов и назначение в них  представителей Президента РФ. Таких  округов образовано семь:

      — Центральный федеральный округ (в  его состав вошли субъекты РФ Центрального и Центрально-Черноземного экономических  районов, всего 18 субъектов РФ; центр  — г. Москва);

      — Северо-Западный округ (Северный, Северо-Западный экономические районы, Калининградская  область, всего 11 субъектов РФ; центр  — г. Санкт-Петербург);

      — Южный округ (первоначально был  назван Северо-Кавказским, в составе  Северо-Кавказского экономического района, Астраханской и Волгоградской  областей. Республика Калмыкия, всего 13 субъектов РФ; центр — г. Ростов-на-Дону);

      — Приволжский округ (основная территория Поволжского, Волго-Вятский, часть Уральского экономических районов, всего 15 субъектов  РФ; центр — г. Нижний Новгород);

      — Уральский округ (основная территория Уральского и часть Западно-Сибирского экономических районов, всего 6 субъектов  РФ; центр — г. Екатеринбург);

  • Сибирский округ (основная территория Западно-Сибирского и Восточно-Сибирский экономические районы, всего 16 субъектов РФ; центр — г. Новосибирск);

      — Дальневосточный округ (Дальневосточный  экономический район, всего 10 субъектов  РФ; центр — г. Хабаровск).

      Второй  шаг, по мнению Президента РФ, определяет возможность федерального вмешательства  в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция РФ, федеральные законы, когда нарушаются единые права и свободы граждан  страны.

      Третий  шаг — реформирование Совета Федерации. Речь идет о переходе верхней палаты на принципы профессионализма и демократии, постоянной законодательной деятельности.

      Повышение ответственности руководителей  субъектов Федерации и законодательных  собраний должно сопровождаться ростом ответственности глав муниципальных  образований. Это еще один важный шаг.

      Президент РФ определил на перспективу три  главных задачи, решение которых  потребует соединения ресурсов федеральной, региональных и местных властей:

      — совершенствование политической системы  и строительства эффективного государства  как гаранта стабильного общественного  развития, гаранта соблюдения прав личности;

      — фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях  обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

      — создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики  свободного предпринимательства и  деловой инициативы граждан, обеспечение  точного и эффективного Проведения экономической стратегии на всей территории страны.

      Для выстраивания такой системы предстоит  предпринять ряд шагов организационного, финансового и правового характера. Становление и развитие современного российского федерализма тесно  связано с разработкой и реализацией  региональной государственной политики, основными целями которой провозглашены  благосостояние граждан, целостность  государства, территориальная справедливость.

      Вопросы для самостоятельной  работы:

  1. Каково значение понятия «Федерация»?
  2. Проблемы Российского федерализма.
  3. Нормативно – правовая база Российского государства.
  4. Основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий. Объясните понятия: «предмет ведения Российской Федерации» и «предмет ведения субъекта Российской Федерации».
  5. Основные тенденции развития современного Российского федерализма и региональной политики.
 

      Тема 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ.

      Вопросы темы:

    1. Оценка демографической ситуации в современной России.
    2. Региональный рынок труда.
 
      
    1. Оценка  демографической  ситуации в современной  России.

      Основополагающими показателями, используемыми при  оценке демографической ситуации в  регионе, являются:

      — численность населения;

      — рождаемость;

      — смертность;

      — естественный прирост;

      — браки и разводы;

      — миграция населения (численность прибывших  в регион и выбывших, а также  перемещения внутри региона);

      — продолжительность жизни;

      — показатели изменения численности  населения;

      — домохозяйства и семьи;

      — уровень урбанизации;

      —структурный  состав населения (возрастной, половой, национальный, религиозный и т. д.).

      Наиболее  точные данные о демографических  показателях в регионах и в  целом в стране дают переписи населения.

      Переписьпроцесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя региона по состоянию на определенный момент времени.

      В «Основных положениях региональной политики в Российской 
Федерации» определены основные задачи регионов в демографической 
сфере.
Органы государственной власти субъектов Федерации 
(при активном участии федеральных органов власти) должны 
проводить активную политику, направленную на: |

      — противодействие тенденции ухудшения  демографической ситуации, острым проявлениям  депопуляции населения;

      — предотвращение обнищания населения  и минимизацию отрицательных  последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

      — сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и  наиболее «богатых» регионах;

      — регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в  районах, располагающих для этого  необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными  миграционными программами;

      — регулирование миграционных процессов  с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

      — регулирование потоков вынужденных  мигрантов и беженцев, создание условий  для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

      — осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни  и собственного прироста населения  в регионах России. 

      
    1. Региональный  рынок труда.
 

      По  своей экономической сущности региональный рынок — это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения товаров и услуг, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого региона и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

      Рынок труда рассматривают как пространство, на территории которого взаимодействуют продавцы живого труда и покупатели, _ результате чего для каждого товара устанавливается равновесный объем предложения и спроса. Региональный рынок труда это пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

      «Рабочая  сила» - экономически активное население (занятые в общественном производстве + безработные).

      Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

      Занятыми  считаются граждане:

      — работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного  либо неполного рабочего времени, а  также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные  работы;

      — занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

      — самостоятельно обеспечивающие себя работой;

      — занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по договорам;

      — выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а  также члены производственных кооперативов (артелей);

      — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

      — проходящие военную службу, а так  же службу в органах внутренних дел;

      —проходящие очный курс обучения общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  федеральной государственной службы занятости населения (далее —  органы службы занятости);

  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
 

      Экономически  активное население  делится на группы:

      — наемные работники, деятельность которых  определяется или осуществляется согласно усыновленному набору правил; основные фонды, некоторые или все инструменты, помещения, как правила, являются собственностью других лиц;

      — лица, работающие не по найму, которых  объединяют следующие четыре категории: лиц, работающих на индивидуальной основе; работодателей; неоплачиваемых работников семейных предприятий; членов коллективных предприятий; доход их (или семьи) непосредственно зависит от результатов  деятельности по производству товаров  и услуг.

      Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих положений:

        — наемные работники — это  лица, которые заключили письменный  трудовой договор, контракт или  устное соглашение с руководителями  предприятия любой формы собственности  или отдельным лицом об условиях  трудовой деятельности, за которую  они получают оговоренную при  найме оплату наличными деньгами  или натурой;

      — лица, работающие на индивидуальной основе, — это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные или случайные работы);

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"