Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет региональной экономики.
Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
1.2 Методы региональных исследований.

Работа содержит 1 файл

рег.docx

— 122.30 Кб (Скачать)

            Проблемы российского федерализма: 

      
  1. Стремление  ряда руководителей регионов придать  административным границам статус государственных.
  2. Проблема оптимизации взаимосвязи межнациональных отношений и становления российского федерализма. Здесь — двуединая задача: сохранить равенство всех субъектов Федерации в своих правах и обязанностях и создать наилучшие условия для сохранения национальной самобытности всех народов России.
  3. Оптимизация системы взаимосвязи центра, субъектов Федерации и местного самоуправления.
  4. Дальнейшее совершенствование практики договорных отношений центра и субъектов Федерации
  5. Вопрос о соотношении между собственностью федеральной, региональной и муниципальной.
  6. Совершенствование практики предоставления трансфертов.
  7. Проблема численности регионов. Сегодня их в России 89.
 

      2. 2. Конституция РФ  — политико-правовая  основа формирования  и функционирования  регионов.

      Политико-правовой основой формирования и функционирования регионов — субъектов Федерации  является в первую очередь Конституция  Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993г.

      Известно, что Конституция РФ состоит из двух разделов, 9 глав, 137 статей, заключительных и переходных положений.

      Конституция — наивысшая норма поведения для всех органов власти организаций, для всех граждан России. Кроме Конституции РФ к нормативно-правовой базе Российского государства относятся: конституционные законы (они вносят изменения и дополнения в Конституцию); федеральные законы; указы Президента, акты палат Федерального Собрания; постановления Правительства; акты министерств, ведомств, госкомитетов и др.

      Важную  роль в укреплении принципа федерализации  России играет статья 5 Конституции РФ. В этой же статье определяются основы федеративного устройства Российской Федерации. К ним относятся:

      — государственная целостность;

      — единство системы государственной  власти;

      — разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

      — равноправие и самоопределение  народов в Российской Федерации;

      — равноправие субъектов Федерации  во взаимоотношениях между собой  и с федеральными органами государственной  власти.

      Заметим, что правовое закрепление  понятие «субъект Российской Федерации» получило именно в  Конституции РФ 1993 г.  

        Рассмотрим состав Российской Федерации. В статье 65 определен этот состав:

       1. Республики — Адыгея, Алтай,  Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия,  Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия,  Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан,  Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чувашия  (Чаваш республики), Чечня. 

      2. Края —Алтайский, Краснодарский,  Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

       3. Области — Амурская, Архангельская,  Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская,  Воронежская, Ивановская, Иркутская,  Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская,  Курганская, Курская, Ленинградская,  Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская,  Ростовская, Рязанская, Самарская,  Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская,  Тульская, Тюменская, Ульяновская,  Челябинская, Читинская, Ярославская.

      4. Еврейская автономная область.

      5. Автономные округа — Агинский  Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский,  Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

      6. Города федерального значения  — Москва, Санкт-Петербург. 

      Какие же полномочия и предметы ведения  находятся в руках федерального Центра, субъектов Федерации, являются предметами совместного ведения? 

      Согласно  статье 71 в ведении Российской Федерации находятся:

      — принятие и изменение Конституции  РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

      — федеративное устройство и территория Российской Федерации;

      — регулирование и защита прав и  свобод человека и гражданина... регулирование  и защита прав национальных меньшинств;

      — установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации  и деятельности; формирование федеральных  органов государственной власти;

      — федеральная государственная собственность  и управление ею;

      — установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического,  социального, культурного  и национального развития Российской Федерации;

      — установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки;

  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

      — федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

      — внешняя политика и международные  отношения Российской Федерации, международные  договоры Российской Федерации; вопросы  войны и мира;

      — внешнеэкономические отношения  Российской Федерации;

        — оборона и безопасность; оборонное  производство; определение порядка  продажи и покупки оружия, боеприпасов,  военной техники и другого  военного имущества; производство  ядовитых веществ, наркотических  средств и порядок их использования;

        — определение статуса и защита  государственной границы, территориального  моря, воздушного пространства, исключительной  экономической зоны и континентального  шельфа.      Российской  Федерации;

      —- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

      — федеральное коллизионное право;

      — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и  исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский  учет;

      — государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

      — федеральная государственная служба.

      Данный  перечень предметов ведения Российской Федерации фактически является исчерпывающим.  

      Согласно  статье 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся:

      области, автономных округов Конституции  Российской Федерация и федеральным  законам;

      — защита прав и свобод человека и  гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

      — вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

      — разграничение государственной  собственности;

      — природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные  территории; охрана памятников истории  и культуры;

      —общие  вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

      — координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение;

      — осуществление мер по борьбе с  катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

      — установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

      — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

      — кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

      — защита исконной среды обитания и  традиционного образа жизни малочисленных  этнических общностей;

      — установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления;

  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

       

      В статье 73 записано: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».  

      2.3. Разграничение полномочий  между РФ и регионами. 

      Предмет ведения РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой  отнесено Конституцией РФ исключительно  к компетенции Российской Федерации.

      Предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции  Российской Федерации, и к компетенции  субъектов РФ. 

      Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой  отнесено Конституцией РФ к компетенции  субъектов РФ.

      Компетенция органов государственной власти — совокупность полномочий органа государственной власти по предметам  ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

      Полномочия  органа государственной власти —  права и обязанности органа государственной  власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления  иных государственно-властных действий.

      Отметим принципы разграничения предметов  ведения и полномочий.

  1. Принцип конституционности.

               2.  Принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных законов. 

  1. Принцип равноправия субъектов РФ при разграничении предметов 

          ведения и полномочий.

      4. Принцип недопустимости ущемления  прав и интересов субъектов  РФ.

      5. Принцип согласования интересов  РФ и интересов субъектов РФ.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"