Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:17, курс лекций

Описание работы

1. Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
3. Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
4. Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
5. Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
6. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
....
33. Структура и характеристика разделов финансового плана предприятий РГБ.

Работа содержит 1 файл

LecturesOnPlanning_Savkina.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Плановая себестоимость определяет работу предприятия на плановый период. Обычно плановая себестоимость рассчитывается на год с разбивкой по кварталам. В ее основе лежат усредненные, максимально допустимые нормы расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость по сути является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого предприятия.

Нормативная себестоимость в отличие от плановой себестоимости рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов. В начале года она может быть выше плановой себестоимости, а в конце года — ниже ее. Нормативная себестоимость имеет место на тех предприятиях, где применяется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Себестоимость продукции  формируется из множества видов  расходов, имеющих различную экономическую природу и по-разному влияющих на ее общий уровень. В укрупненном виде в состав расходов, образующих себестоимость продукции, следует включить: расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции; текущие расходы, связанные с производством и реализацией планируемого объема продукции;  расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции; расходы по технике безопасности и охране труда.

Из всех названных  видов расходов наибольший удельный вес в составе себестоимости занимают, безусловно, текущие расходы по производству и реализации запланированного объема продукции.

По отраслям состав расходов, образующих себестоимость, неодинаков. Например, в добывающей промышленности в себестоимости продукции отсутствует такой вид расходов, как сырье. В то же время в перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности сырье является важнейшим видом расходов. Кроме сырья, составляющего вещественную основу изготавливаемой продукции, промышленность использует много других материалов, которые, входя в состав изделий, являются их основой. В практике планирования и учета отдельно выделены топливо и энергия на технологические цели, т.к. в себестоимости промышленной продукции они составляют заметную величину и, следовательно, могут оказывать на уровень себестоимости существенное влияние. В себестоимости продукции находит свое отражение и стоимость основных средств, используемых в процессе ее производства и реализации. При этом стоимость основных средств включается в себестоимость в размере, соответствующем их износу, в виде амортизационных отчислений. Помимо материальных затрат и амортизационных отчислений в состав себестоимости продукции входят трудовые затраты в форме фонда оплаты труда, который включает оплату всех категорий работников на предприятии. Наряду с оплатой труда в себестоимость продукции включаются отчисления на социальные нужды (отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд страхования от несчастных случаев), которые рассчитываются в процентах от фонда оплаты труда. Кроме названных имеется группа прочих денежных расходов, которые по своему содержанию не являются ни материальными, ни трудовыми затратами. Сюда относятся канцелярские, почтовые, телеграфные расходы, плата за телефон, командировочные расходы, оплата консультаций, аудиторских услуг, оплата ведения счетов в банке, информационное обслуживание, проценты по кредиту, некоторые виды налогов.

При расчете себестоимости в целом по предприятию используют классификацию затрат по экономическим элементам. При этом под последними понимаются экономически однородные виды затрат независимо от того, где и для каких целей они произведены. Классификация затрат по экономическим элементам служит основой для разработки сметы затрат на производство. С ее помощью анализируется работа промышленности, в том числе определяются технический уровень производства, трудоемкость, производительность труда; устанавливается потребность предприятия в производственных основных и оборотных фондах. Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость единицы продукции и установить величину затрат отдельных подразделений предприятия. Для этих целей используется другая классификация — по статьям калькуляции. Сущность этой классификации состоит в разграничении затрат по целевому назначению и месту их возникновения.

Содержание, методы и этапы планирования себестоимости продукции 

Известно несколько  методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.

Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из (к) фактической себестоимости продукции базисного периода.

Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.

В практике обычно применяется  следующий порядок планирования себестоимости: 1. рассчитывается планируемая сумма экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим факторам и на этой основе определяются величина и уровень затрат на производство продукции в плановом периоде, рассчитывается плановая себестоимость всего объема производства продукции; 2. составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по потребителям; 3. разрабатываются сметы затрат и калькулируется себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов; 4. разрабатываются сметы косвенных расходов; 5. составляется сводная смета затрат на производство и реализацию продукции; 6. калькулируется себестоимость выпускаемых видов продукции; 7. составляется свод затрат на производство.

 

25. План в системе  управления предприятиями РГБ.

Планирование  как общее понятие — это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана. Любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований.

Экономическое планирование на предприятии—это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования — оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План — это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Планирование на предприятии служит основой организации и управлении производством является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и  средним, но и малым предприятиям.

Руководители предприятия  должны учитывать, что планирование — это экономический метод  управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

Планирование производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия является важнейшей функцией управления. Без плана невозможно управлять деятельностью предприятия и производственным процессом, поскольку неизвестно, какое состояние предприятия должно быть достигнуто в процессе управления, к какой цели необходимо стремиться для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Планирование представляет собой  проектирование желаемого будущего состояния предприятия и эффективных  путей его достижения.

На этапе планирования деятельности предприятия ведется расчет производственных ресурсов — материальных, трудовых, финансовых, необходимых для выполнения установленного на плановый период объема производства продукции и услуг.

Потребность в планировании вызвана тем, что достижение желаемого состояния зависит от целого набора взаимосвязанных решений, т.е. от системы решений. Принимаемые решения должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение в будущем желаемого состояния хозяйствующего субъекта. Это состояние может не наступить, если не принять специальные меры, увеличивающие вероятность достижения благоприятного исхода.

Бизнес-планирование является особым видом планирования. Бизнес-планы разрабатываются в случае создания нового предприятия сферы услуг; при обосновании заявок на кредиты; при выходе на новые рынки сбыта и т. п. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели и задачи предприятия сферы сервиса, его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, основные аспекты организации деятельности по выполнению услуг, а также оценка предпринимательского риска.

Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план является основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.

Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так тактических задач независимо от его функциональной ориентации, в том числе организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития предприятия, способах продвижения товара (услуг) на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

В современной экономической  практике выделяется несколько функций бизнес-планирования: возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития фирмы; вторая функция планирования дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия; третья функция — привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны; четвертая заключается в привлечении к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

 

26. План производства  продукции предприятий питания, его обоснование и ресурсное обеспечение.

Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия.

Основные подразделы плана производства и реализации продукции: план производства продукции, работ, услуг; план продаж (реализации продукции, работ, услуг); план развития производственных мощностей. 
Исходными данными для расчетов служат: объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные службой маркетинга; производственные мощности предприятия по технологическим переделам; цены, действующие в плановом периоде; остатки незавершенного производства на начало периода; остатки готовой продукции на складах на начало периода.

Информация о работе Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"