Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:17, курс лекций

Описание работы

1. Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
3. Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
4. Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
5. Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
6. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
....
33. Структура и характеристика разделов финансового плана предприятий РГБ.

Работа содержит 1 файл

LecturesOnPlanning_Savkina.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований. Их обычно выполняют только для части генеральной, то есть общей, совокупности исследуемых объектов. Эта часть, как известно, называется выборкой.

Вторичные данные, применяемые при проведении так называемых кабинетных исследований, — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом получения информации, необходимой для прогнозирования и планирования. Для небольших организаций — это основной метод получения информации.

Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними источниками могут быть отчеты руководителей на заседаниях и собраниях коллегиальных органов управления, сообщения персонала, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая переписка.

Вторичная информация из внешней среды  обширна и, как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью невозможно перечислить. Многие международные и российские организации регулярно публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.

Внешними источниками являются данные международных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН. Это, кроме того, законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати; результаты научных исследований и другие источники.

Следует использовать следующие  источники: статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги, проспекты и годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения.

Вторичные данные можно получить из многочисленных изданий экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. К источникам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных.

В России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнообразной информации. Активно развивается процесс распространения электронной информации.

Методы получения вторичной информации. Методы анализа документов. Для получения нужной информации необходимо использование методов анализа изучаемых данных. Всю совокупность носителей таких данных называют документами. Выделяют два основных типа анализа: традиционный, классический, и формализованный, количественный — контент-анализ. Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся недостатки. Анализ документов используется главным образом при работе с вторичными данными.

На практике определились некоторые общие принципы целесообразности и полезности применения методов количественного анализа: 1) когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; 2) при наличии обширного по объему и несистематизированного материала; 3) когда важные категории характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах.

Методы получения первичной информации. Методы сбора первичных данных можно классифицировать как количественные и качественные. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением измерений и различных опросов. Опросы основаны на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Структурированные вопросы закрытого типа — это вопросы, на которые можно дать только определенный ответ, например "да" или "нет". Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формы данных и источники их получения, обработка собранных данных с помощью упорядоченных количественных процедур. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. К качественным методам относят наблюдение, глубинные интервью, анализ протоколов бесед, некоторые разновидности экспертных методов. Если наблюдения сопровождаются измерениями, то это способ количественного исследования.

Информационно-методическое обеспечение:

Информация использования  подразделена на внешнюю (законодательные и нормативные документы (гражданский, налоговый, трудовой кодексы, СанПин, технологические карты)) и внутреннюю (о потенциале предприятия (данные бух. Баланса и приложение к нему, данные о статистической и оперативной отчетности, данные инвентаризации и обследования, наблюдение).

Технологические карты→сбор рецептур, информация о рынке и  потребителе и конкурентах.

 

16. Планирование совокупного (валового) дохода на предприятиях РГБ.

Валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок (цена услуг) и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию обществ. питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли.

Валовой доход  предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах — уровнем. Уровень валового дохода ( ) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах:

где — сумма валового дохода; —валовой товарооборот.

На предприятиях питания рекомендуется исчислять  валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам.

Как известно, за счет валового дохода предприятия питания уплачивают целевые сборы и платежи. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход. Его величину можно определить так:

где — чистый валовой доход, млн руб.; — целевые сборы и платежи.

Одним из источников валового дохода предприятий питания  является торговая надбавка. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к оптовой свободно-отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти.

При определении  размера средней торговой надбавки рекомендуется использовать следующую формулу:

где — уровень торговой надбавки, %; — плановый уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит, %; налоги и отчисления в % к товарообороту; — отчисления на пополнение собственных оборотных средств в % к товарообороту; — проценты за кредит в % к товарообороту; — рентабельность в % к товарообороту.

 

Другим важным элементом валового дохода предприятия питания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары.

Предприятия питания  определяют наценку на продукцию  собственного производства и покупные товары самостоятельно. Расчетный уровень наценки может быть определен на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности:

где - расчетный уровень издержек производства и обращения ( ); — расчетный уровень рентабельности; — фактические издержки за период, предшествующий планируемому; — стоимость сырья в розничных ценах за период, предшествующий планируемому:  где — товарооборот за период, предшествующий планируемому; — наценка за этот же период.

 

Расчетный уровень  рентабельности определяется по формуле   где — прибыль.

В свою очередь  прибыль определяется так: где — рентабельность товарооборота (норматив или рентабельность предшествующего периода).

Планирование  валового дохода является важной стадией  экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно, и расчетов финансового плана.

Для прогнозирования  валового дохода используют следующие методы: метод прямого расчета; расчетно-аналитический; экономико-статистические; экономико-математические; на основе прогнозируемой величины прибыли.

Прогнозирование валового дохода с учетом целевой  нормы прибыли осуществляется следующим образом. Прогнозируемый валовой доход (без целевых сборов и платежей) определяется по формуле

где — прогнозируемые издержки производства и обращения; — прогнозируемая общая прибыль. Затем определим валовой доход по покупным товарам:

где —удельный вес покупных товаров в товарообороте, %.

Планируемый валовой доход по покупным товарам с учетом целевых отчислений и платежей определяется следующим образом:

. Планируемая величина валового дохода с учетом всех отчислений будет равна:

Большое влияние на валовой доход оказывает изменение продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. При повышении продажных цен соответственно растет сумма реализованных надбавок и наценок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения цен умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок и наценок и разделить на 100.

 

17. Бизнес-план  предприятий РГБ, его задачи, функции  и цели разработки.

Бизнес-план — это план создания и развития нового предприятия или стратегического хозяйственного подразделения, создаваемого для нового вида деятельности существующим предприятием. Обычно план представляет собой инвестиционный проект, проект вложения средств в какое-либо коммерческое мероприятие. БП служит обоснованием, необходимым для привлечения инвестиций. Бизнес-планирование решает следующие задачи: оценивает жизнеспособность и устойчивость предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности; конкретизирует перспективы деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития; создает основу для привлечения внимания, интереса и поддержки со стороны потенциальных инвесторов; позволяет получить первоначальный опыт планирования нового вида деятельности и сформировать перспективные представления о нем.

БП является основой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами и кредиторами. БП необходим при ведении переговоров с банками, органами государственной власти и управления, крупными фирмами, которые могут инвестировать или кредитовать деятельность, предусмотренную планом.

В разработке БП можно выделить 6-7 этапов. 1. сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности. 2. определение целей подготовки бизнес-плана. Цели определяются перечнем тех проблем, которые необходимо решить с помощью БП. Цели предприятия могут быть достигнуты, если создан план, соответствующий требованиям инвесторов. 3. Привлечение капитала. 4. установление общей структуры создаваемого документа (Структура бизнес-плана: резюме; история предприятия, если оно уже действует; описание продуктов — товаров и услуг; описание дел в отрасли, товарных рынков; конкуренты, оценка и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; приложения). 5. сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. 6. составление БП(разработка бизнес-плана должна осуществляться под руководством того, кто будет управлять реализацией плана, или в случае небольшого проекта непосредственно руководителем, предпринимателем). 7. проведение предварительной экспертизы плана, после чего план может быть представлен инвесторам или кредиторам.

БП вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования, как необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также для государственных управляющих органов. БП ориентирован на конкретные цели и задачи в связи с созданием и развитием нового бизнеса, которые должны быть выполнены к определенному сроку. БП, деловой план или план фирмы разрабатывается на различные периоды планирования: 1 год, 2-3 года, 5 и более лет в зависимости от отраслевых особенностей производственного цикла и продолжительности интервала планирования (месяц, квартал, полугодие, год).

Цель бизнес-плана — спланировать и оптимизировать на определенный период хозяйственно-производственную деятельность предприятия (по объемам производства и реализации товаров и услуг в соответствии с потребностями обеспечения рынка ресурсами и принятыми обязательствами) и выполнить финансово-экономическую оценку ее результатов.

Задачи бизнес-планирования: 1. Исследование рынка (маркетинг), в результате которого уточняются традиционные и выявляются новые направления потребительского спроса, емкости рынков сбыта (сегментов рынка сбыта) продукции—товаров и услуг, исследуются предложения по видам товаров и услуг, разрабатываются балансы спроса и предложения; исследуется уровень цен, тарифов и других внешних факторов, влияющих на показатели коммерческой деятельности предприятия. 2. По результатам маркетинговых исследований и анализа состояния производства предприятия определяются директивные показатели и разрабатывается производственная программа: номенклатура и ассортимент производства товаров и услуг; использование производственных мощностей и объемы производства товаров и услуг; объемы и графики поставок товаров и услуг. 3. Исходя из производственной программы определяются: возможности технологических процессов и вспомогательных производств по выполнению производственных заданий, мероприятия по модернизации, реконструкции, организации производства и труда; потребность в инвестициях, текущие издержки производства, заводская и полная себестоимость товаров и услуг; финансово-экономические показатели предприятия.

Информация о работе Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"