Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:17, курс лекций
1. Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
3. Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
4. Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
5. Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
6. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
....
33. Структура и характеристика разделов финансового плана предприятий РГБ.
Затраты на оплату труда включают в себя основную и дополнительную заработную плату, премии, стимулирующие и компенсационные выплаты ППП.
В состав отчислений на социальные нужды входят обязательные отчисления от затрат на оплату труда ППП.
Амортизация основных фондов состоит из суммы начисленной амортизации (износа) основных производственных фондов, исчисленной исходя из их балансовой стоимости и норм амортизации (включая ускоренную амортизацию) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К прочим затратам относят: налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы загрязненных веществ, по обязательному страхованию имущества в составе производственных фондов, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах установленных законодательством ставок, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др.
Группировка затрат по экономическим
элементам и составление сметы затрат
для расчета себестоимости продукции
необходимы для определения: общей потребности предприятия
в материальных и денежных
ресурсах; себестоимости всего объема
продукции, выполняемых работ и услуг;
структуры затрат на производство и реализацию
продукции, выполняемых работ и услуг;
степени влияния отдельных статей затрат
на общий их объем; объема потребительского
рынка; решения о создании и производстве
новой продукции, выполнении новых видов
работ и услуг.
Чтобы найти затраты на производство отдельных видов продукции следует рассчитать себестоимость продукции по калькуляционным статьям расходов. Объектом составления калькуляции себестоимости является единица продукции, вид работ или услуг. Различают плановую, отчетную и нормативную калькуляции себестоимости продукции. В основу классификации калькуляционных статей затрат положены два признака: метод включения затрат в себестоимость продукции; степень зависимости затрат от объема производства продукции (т.е. количества выпускаемой продукции).
Типовая калькуляция содержит следующие статьи затрат: сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов); покупные изделия, полуфабрикаты, услуги промышленного характера сторонних предприятий; топливо и энергия на технологические нужды; заработная плата работников, непосредственно занятых выпуском продукции (основная и дополнительная); отчисления ЕСН (на социальные нужды); расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; расходы на подготовку и освоение производства новых изделий; потери от брака (в отчетных калькуляциях; в плановых калькуляциях только допустимые для данного производства или вида продукции); общепроизводственные (цеховые) расходы; общехозяйственные (общезаводские) расходы; внепроизводственные (коммерческие) расходы.
На многих малых и средних предприятиях используют сокращенную номенклатуру статей калькуляции, включающую в себя: материальные затраты, в том числе сырье, материалы, топливо и энергия на технологические нужды (определяются в прямом исчислении); затраты на оплату труда (в прямом исчислении); прочие прямые затраты; затраты по управлению и обслуживанию производства (косвенные затраты, устанавливаемые косвенным методом).
Себестоимость продукции служит одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Себестоимость—это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Основной целью планирования
себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство
продукции при наиболее эффективном использовании
всех видов ресурсов. Планированию себестоимости
должен предшествовать анализ базисного
уровня себестоимости с выяснением причин,
вызывающих затраты, не обусловленные
нормальной организацией производства.
Таким образом, при планировании себестоимости
решаются следующие задачи: выявляются
внутрифирменные резервы снижения затрат
на производство; обосновывается плановая
себестоимость единицы продукции и общая
сумма затрат на производство; определяется
размер снижения себестоимости в плановом
периоде по
сравнению с базисным (в процентах).
Следовательно, исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и его обоснование, разработка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т. е. составление плановых калькуляций.
При планировании себестоимости используются различные показатели. К ним относятся: абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; себестоимость проданных или реализованных товаров, продукции, работ, услуг; показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции (3), которые рассчитываются по формуле:
где - объем продукции по полной себестоимости (руб.); - объем той же продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия (руб.); показатели, характеризующие динамику затрат: изменение себестоимости единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продукции (в процентах).
По срокам различают следующие виды планирования себестоимости: перспективное — охватывает период более трех лет; среднесреднесрочное — от одного до трех лет; краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года.
Содержание, методы и этапы планирования себестоимости продукции
Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции. Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из (к) фактической себестоимости продукции базисного периода.
Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.
В практике обычно применяется следующий порядок планирования себестоимости: рассчитывается планируемая сумма экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим факторам и на этой основе определяются величина и уровень затрат на производство продукции в плановом периоде, рассчитывается плановая себестоимость всего объема производства продукции; составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по потребителям; разрабатываются сметы затрат и калькулируется себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов; разрабатываются сметы косвенных расходов; составляется сводная смета затрат на производство и реализацию продукции; калькулируется себестоимость выпускаемых видов продукции; составляется свод затрат на производство.
31. Баланс доходов
и расходов предприятий –
Бухгалтерский баланс — это форма отчетности, построенная с использованием способа экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: левая — актив — отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая — пассив — показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса.
Все имущество (средства) в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику нормирования имущества. Статья бухгалтерского баланса — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы исходя из их экономического содержания.
Если статьи актива показывают, как размещено имущество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных средств, какая — за счет заемных средств.
Структура баланса — удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования и валюты баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса. Соотношение собственного и заемного капитала.
Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, которые произойдут за тот или иной период.
Некоторые инвесторы или банки могут потребовать предоставления ежеквартального проекта балансов для первого года работы гостиницы и годовые балансы для следующих двух лет. Это позволит им определить изменение в задолженности, чистой стоимости активов предприятия. Такой документ можно и нужно составлять с разбивкой по кварталам. Вся экономическая информация изучается инвестором очень тщательно, поэтому ошибки и небрежное его составление недопустимы.
Баланс детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для функционирования гостиницы. Он позволяет оценить величину и динамику изменений стоимости активов, величину чистого оборотного капитала, ликвидность активов, оборачиваемость товарных запасов, а в целом — надежность предприятия и его экономический потенциал.
Для составления баланса доходов и расходов необходимо предварительно рассчитать: плановые суммы амортизационных отчислений, и отчислений в ремонтный фонд; плановую себестоимость продукции и прибыль; плановый прирост оборотных средств и кредиторской задолженности; сумму налогов, выплачиваемых из прибыли. В плане не находят отражение налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы, т.к. они взимаются до образования прибыли.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на 1-е число месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет таблицу, в левой части которой показывается имущество по составу и размещению — актив баланса, в правой — источники формирования этого имущества — пассив баланса, т.е.
Таким образом, всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон баланса.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
Актив (Доходы и поступления средств) |
Пассив (Расходы и отчисления средств) |
Внеоборотные активы Оборотные активы (Напр., прибыль от реализации продукции товаров, услуг; прибыль от реализации прочих активов, включая материальные запасы и нематериальные активы; прибыль от реализации и прочего выбытия основных средств; доходы от долевого участия в других предприятиях; доходы по акциям, облигациям и др. ценным бумагам; валютные курсовые разницы, доходы от продажи (покупки) валюты на аукционах; амортизационные отчисления; долгосрочные ссуды банка; ссуды на прирост оборотных средств; арендная плата сверх стоимости имущества по лизингу; прочие доходы и поступления средств) |
Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства (напр., налог на прибыль
предприятия; налог на |
Баланс (Итого доходов и поступлений) |
Баланс (Итого расходов и отчислений) |
Баланс доходов и расходов (бюджет предприятия) позволяет спланировать во взаимной увязке и провести синхронизацию всех плановых поступлений и всех плановых расходов предприятия по целевым направлениям.
Информация о работе Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"