Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:17, курс лекций

Описание работы

1. Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
3. Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
4. Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
5. Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
6. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
....
33. Структура и характеристика разделов финансового плана предприятий РГБ.

Работа содержит 1 файл

LecturesOnPlanning_Savkina.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Основными показателями плана производства и реализации продукции являются: объем продаж; номенклатура и ассортимент выпуска продукции; объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении; объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства.

В пояснительной записке к плану производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж — всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стратегически важная для предприятия.

Определение объемов  производства и реализации продукции подкрепляется расчетами производственных мощностей на установленную программу выпуска в натуральных показателях.

В денежном выражении  могут рассчитываться следующие  плановые показатели объема производства: валовая продукция, незавершенное производство, внутризаводской оборот, отгруженная продукция, запасы готовой продукции на складах.

Планирование  производственной программы предприятия. Производственная программа представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Годовая производственная программа составляется, как правило, на основе долгосрочного или стратегического плана. Во взаимодействии годового и долгосрочного планирования наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о возможном росте потребностей покупателей и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящий период.

Разработка производственной программы осуществляется на большинстве  промышленных предприятий в три этапа: 1. составление годового производственного плана для всего предприятия; 2. определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период; 3. распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.

Основным критерием  планируемой производственной программы  является получение Максимума прибыли. Однако при этом необходимо иметь  в виду и структуру планируемой  к производству продукции с точки  зрения жизненного цикла товара. При планировании производства новых товаров возможно уменьшение получения прибыли, однако товары, находящиеся на стадии зрелости, не смогут постоянно обеспечивать получение максимума прибыли. Достижение максимальной прибыли возможно путем оптимизации производственной программы с помощью различных экономико-математических моделей и методов.

Планируемая производственная программа на каждом предприятии  должна соответствовать имеющимся производственным возможностям или его производственной мощности.

Планирование  производства продукции.

К основным показателям  плана производства продукции относят объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем валовой и чистой продукции в стоимостном выражении. При планировании производства продукции используют натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители являются основной первичной информацией; их измеряют в штуках, комплектах, метрах и др. Условно-натуральные измерители позволяют привести различные виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому за базу. Для перевода в такие единицы используют коэффициенты приведения по трудоемкости. Трудовые измерители используют для определения суммарной трудоемкости изготовления изделий в часах, а стоимостные — для расчета совокупного объема производства различных видов продукции и услуг по рыночным ценам.

Объем продукции в  натуральном выражении в составе  перспективного плана формируют по укрупненной номенклатуре. Перспективный план производства определяет направление технического развития предприятия, которое характеризуется выпуском новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продукции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с указанием количества, сроков выпуска и поставок готовой продукции.

Объем продукции в  стоимостном выражении планируют  в рыночных и неизменных (сопоставимых) ценах. Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показатель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продукции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себестоимости продукции и прибыли от ее реализации.

Годовой объем  производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде. На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продукции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим маршрутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах.

В объем товарной продукции включается полностью изготовленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции определяют исходя из объема реализуемой продукции, изменения остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции:

                                                  

где — объем готовой продукции на складе предприятия, планируемый на конец года, р.; — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р.;  — объем готовой продукции отгруженной и отправленной, но не оплаченной потребителем согласно условиям договора, на конец (плановый объем) и начало (фактический объем) планового периода соответственно, р.

Объем готовой  продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основании инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на конец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов. Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями договора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изготовителя.

Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Показатель объема чистой продукции исключает повторный счет затрат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др.

В объем валовой продукции в плановом периоде , входят объемы, подлежащие реализации: основной продукции , технологической оснастки , выполняемых услуг , а также изменение объема незавершенного производства :

                                                    

где — объем незавершенного производства на начало (фактический) и на конец (нормативный) планового периода соответственно, р.

Объем валовой продукции  может быть выражен, формулой 

 

27. Методика планирования  и прогнозирования объема деятельности  предприятий РГБ.

Объем продукции в  натуральном выражении в составе  перспективного плана формируют по укрупненной номенклатуре. Перспективный план производства определяет направление технического развития предприятия, которое характеризуется выпуском новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продукции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с указанием количества, сроков выпуска и поставок готовой продукции.

Объем продукции в  стоимостном выражении планируют в рыночных и неизменных (сопоставимых) ценах. Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показатель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продукции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себестоимости продукции и прибыли от ее реализации.

Годовой объем  производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде. На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продукции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим маршрутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах.

В объем товарной продукции включается полностью изготовленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции определяют исходя из объема реализуемой продукции, изменения остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции:

                                                  

где — объем готовой продукции на складе предприятия, планируемый на конец года, р.; — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р.;  — объем готовой продукции отгруженной и отправленной, но не оплаченной потребителем согласно условиям договора, на конец (плановый объем) и начало (фактический объем) планового периода соответственно, р.

Объем готовой продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основании инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на конец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов. Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями договора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изготовителя.

Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Показатель объема чистой продукции исключает повторный счет затрат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др.

В объем валовой продукции в плановом периоде , входят объемы, подлежащие реализации: основной продукции , технологической оснастки , выполняемых услуг , а также изменение объема незавершенного производства :

                                                    

где — объем незавершенного производства на начало (фактический) и на конец (нормативный) планового периода соответственно, р.

Объем валовой продукции  может быть выражен, формулой 

Среднесуточный выпуск изделия i-го наименования вычисляют по следующей формуле, шт./сут:

Где  — годовой выпуск изделий i-го наименования, шт./год; — годовой действительный фонд времени в рабочих днях (сутках).

По трудоемкости объем  НЗП по изделию i-го наименования рассчитывают по формуле, ч,

       

где — нормативная трудоемкость изготовления одного изделия i-го наименования, ч; — средний коэффициент готовности изделия i-го наименования, составляет 0,3 — 0,8.

Коэффициент готовности определяется отношением трудоемкости выполненных работ , т. е. операций технологического процесса по изготовлению изделия к общей трудоемкости изделия :

.

По всем изделиям объем  НЗП составит:

Где n – число наименований изделий.

В денежном выражении  объем НЗП по изделию i-го наименования определяется по следующей формуле, р.:

 

                                                                                      

где  — себестоимость изделия i-го наименования, р.; — коэффициент нарастания затрат по изделию i-го наименования.

Коэффициент нарастания затрат может быть представлен отношением средней себестоимости изделия в НЗП к его полной себестоимости в готовом виде. В зависимости от длительности производственного цикла изготовления изделия доли покупных комплектующих изделий в себестоимости продукции и временного периода осуществления материальных затрат возможны различные виды кривых нарастания затрат при изготовлении изделия.

1. Затраты на основные  материалы осуществляются в начале  производственного цикла изготовления  изделий, а остальные затраты нарастают равномерно. При расчете величины считается, что все основные материалы, покупные полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия закупаются, т.е. вступают в производство, одновременно с запуском изделия в производство, остальные затраты включаются при 50%-й готовности изделия. В этом случае > 0,5, что характерно для продукции с небольшим удельным весом в себестоимости готовой продукции затрат на покупные комплектующие изделия, которые обычно имеют место в заключительной фазе производственного цикла:

где m — удельный вес затрат на основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты в себестоимости готовой продукции.

Информация о работе Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"