Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:17, курс лекций
1. Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
3. Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
4. Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
5. Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
6. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
....
33. Структура и характеристика разделов финансового плана предприятий РГБ.
Плановые поступления финансовых средств включают: выручку от реализационной деятельности; доходы от инвестиционной деятельности и внереализационные доходы, в том числе доходы от долевого участия в других предприятиях, по ценным бумагам, от хранения денежных средств на депозитных счетах, доходы от сдачи имущества в аренду и т. д.; прочие поступления, в том числе целевого назначения в порядке долевого участия в строительстве, по договорам на НИОКР, поступления из внебюджетных фондов и другие средства целевого финансирования, включая бюджетное целевое безвозвратное финансирование дотационного характера и компенсационные выплаты; кредиты и займы.
Плановые расходы предприятия формируются по всем направлениям его финансово-хозяйственной деятельности: издержки производства и продажи товаров, работ, услуг; расходы по прочей реализационной и другой операционной деятельности; платежи в бюджет (по видам налогов) и во внебюджетные фонды (по видам платежей); платежи по возврату кредитов и займов с учетом процентов; расходы по инвестиционной деятельности, в том числе на капитальные вложения, приобретение других основных средств, в создание и приобретение нематериальных активов, на приобретение долей, паев, пакетов акций других предприятий и т. п.; расходы на пополнение оборотных средств; внереализационные расходы; займы другим организациям; расходы на содержание социальной сферы и выплаты социального характера; расходы на выплату дивидендов; другие расходы.
На основании указанной плановой информации составляется баланс доходов и расходов (бюджет предприятия) на плановый период.
В результате возможно превышение доходной части над расходной, т. е. образуются свободные средства, которые могут быть направлены на развитие предприятия в соответствии с его стратегическими целями. Если расходная часть бюджета превышает его доходную часть, то образуется дефицит бюджета, что служит сигналом для корректировки планов предприятия и принятия управленческих решений по изменению его финансовой стратегии и тактики.
32. Стратегическое планирование на предприятиях РГБ: сущность, методы обоснования, место в системе планов.
Сущность стратегического планирования. СП как логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий. СП считают пришедшим на смену, долгосрочного планирования. Стратегическое планирование в отличие от долгосрочного планирования является более сложным процессом, влияющим на фирму в настоящем и будущем.
Главное различие между долгосрочным и стратегическим планированием—в трактовке будущего.
В системе долгоср. планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста.
В системе СП: 1) отсутствует предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции; 2) экстраполяция заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает перспективы и цели между собой для выработки стратегии; 3) для стратегического планирования основной базой являются современное состояние и сценарий будущего фирмы.
Основные процедуры СП: стратегическое прогнозирование (стратегический прогноз); стратегическое программирование (стратегическая программа); стратегическое проектирование (стратегический проект/план).
При СП система прогнозирования должна решать вопросы, связанные с оценкой основных тенденций развития организации, степени влияния факторов внутренней и внешней среды. В условиях рыночной экономики важным фактором, определяющим развитие предприятий, становится экономический прогноз, рассматриваемый как единство нормативного, сценарного и генетического прогнозов. Формализованное прогнозирование основано на определении аналитических, формальных зависимостей между параметрами объекта и реализуется с помощью методов формализованного прогнозирования (экономико-статистические, оптимизационные методы, методы имитационного моделирования) и средств компьютерной технологии.
Стратегическое программировани
Проектирование — заключительная процедура стратегического планирования. Его назначение — разработка проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. Проект стратег. плана представляет собой проект управленческого решения для реализации стратегии предприятия. Стратег. план может рассматриваться как научное предвидение состояния целостного объекта управления (предприятия, региона, страны) в долгосрочной перспективе.
В широком смысле методология стратегического планирования — это органическое единство теории познания, аналитического, логического, системного, прогнозного и оценочного подходов к разработке целей, концепций, программ и планов развития объекта управления.
Планирование является специфичной формой процессов общественной практики людей. В управлении — это приоритетная функция выработки, анализа, обоснования и принятия стратегических решений в виде прогнозов, программ, проектов и планов с учетом альтернативных возможностей и вариантов реализации.
Концепция СП основывается на учете следующих факторов: 1. Стратегия как логически интегрированная последовательная система принятия решения должна быть проактивной (упреждающей влияние окружающей среды) и предшествовать практическим действиям. 2. Стратегия определяет назначение фирмы, ее долгосрочные цели, планы действий и распределение ресурсов. 3. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши организации и ее сферы деятельности. 4. В стратегии, учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде. 5. Стратегия логически обосновывает распределение задач на высшем и среднем уровнях управления, что обеспечивает координацию функций и организационной структуры.
Стратегию можно считать обоснованием существования организации: в ней должны быть описаны экономические и прочие выгоды собственников (акционеров).
В качестве первого шага в СП предпринимается анализ перспектив фирмы, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных «чрезвычайных» ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Второй шаг — анализ позиций в конкурентной борьбе. Третий шаг — метод выбора стратегии: сравнение перспектив фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии. Четвертый шаг — анализ путей диверсификации: оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и определение новых видов деятельности, к которым фирме следует перейти. Пятый шаг — постановка групп задач: 1) стратегических, тактических и оперативных; 2) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, рассчитанных на текущее выполнение.
33. Структура
и характеристика разделов фина
Финансовое планирование обобщает ряд планов:
1) Прогнозный расчет объема реализации продукции и услуг (план сбыта): показывает количество единиц каждого изделия, которое предполагается сбывать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта также включает исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Прогноз расчетов выполняется в 3-х вариантах: min, max, средний (реальный). Вариантность расчетов дает возможность, во-первых, учесть факторы, влияющие на деятельность предприятия; во-вторых, предусмотреть варианты предотвращающие негативные последствия.
2) План доходов и расходов. Задача этого документа – показать, как будут формироваться прибыль предприятия и как изменяться.
Включает следующие показатели:
1. Доходы от реализации продукции и услуг.
Наценка + Выручка + Оказание = валовой доход
От ПОП средств дополнительных
размещения услуг
2. Себестоимость реализованной продукции; 3. Прибыль от реализации (от доходов – себестоимость); 4. Общехозяйственные расходы (коммерческие расходы) → общее ведение предприятия; 5. Прибыль до оплаты налогов или балансовая прибыль; 6. Налоги на прибыль; налог на имущество; налог на транспортное средство.
3) План денежных поступлений и выплат. Демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчёт о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежных средств в динамике.
Баланс денежных поступлений и выплат – документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект (в разбивке по времени), т.е. начала реализации и по ходу дела. Планирование денежных поступлений и выплат осуществляется на основе баланса (на год; квартал) и платежного календаря (на месяц и подекадно).Эти документы позволяют отслеживать состояние собственных средств. А так же указывают на необходимость привлечения заемных средств.
4) Баланс активов и пассивов. Составляется на основе планов доходов и расходов и платежного календаря. Он составляется 1 раз в год. Разность счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала. При его составлении используются ранее подготовленные план доходов и расходов и план денежных поступлений и выплат.
Баланс строиться по следующей схеме: 1. Определяются активы (текущие активы, фиксированные активы, включая амортизационные отчисления (основные средства, готовая продукция, расчётный счет, касса, расчёты с дебиторами, запасы и затраты)); 2. пассивы (долгосрочные и краткосрочные обязательства)
(уставный капитал,
добавочный капитал,
5) План по источникам и использованию средств. Показывает, на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и из других источников. Цель этого плана – дать ясную картину, из чего складываются средства предприятия, и каким образом они будут тратиться на прирост активов или на покрытие задолженностей.
Включает: 1. Средства из всех источников, в т.ч. чистая прибыль (фонд накопления и резервный фонд); амортизация, прочие собственные средства (включая уставной капитал); заемные и привлеченные средства. 2. Направление использованных средств (покупка оборудования; прирост запасов сырья и материалов; погашение ссуды; покупка ценных бумаг; выплата дивидендов).
Стратегия финансирования определяет объем требуемых финансовых средств и обосновывает наиболее оптимальные источники их получения, при этом определяется стоимость заемных средств (% по кредиту + обслуживание за кредит), возможны условия займа возврата и окупаемости.
6) Расчет точки самоокупаемости – это определение минимального объема реализации и услуг, обеспечивающих безубыточность работы предприятия.
Объем безубыточности представляет
собой минимальный объем
или критической точкой объема продаж, в которой сумма затрат предприятия равна сумме его доходов.
Безубыточность основной деятельности (по производству продукции, работ, услуг) определяется путем соотнесения затрат с выручкой от реализации. С этой целью затраты разделяются на переменные и постоянные.
Анализ безубыточности проводится на период, ограниченный действующими в данном периоде производственными мощностями. Точка безубыточности может рассчитываться в натуральном или стоимостном выражении. Расчет в натуральном выражении может быть произведен, если выпускается один вид продукции:
где - — количество изделий, которое должно быть произведено и реализовано для обеспечения безубыточности предприятия.
Расчет в стоимостном
выражении универсален и
где — объем продаж точки безубыточности (критический объем продаж) в стоимостном выражении; — коэффициент соотношения переменных затрат (в расчете на весь объем продукции) и выручки от реализации.
После определения точки безубыточности рассчитывается запас финансовой прочности как разность между плановой величиной выручки от реализации и критическим объемом продаж:
где — запас финансовой прочности; — выручка от реализации; — критический объем продаж.
7) Сводный план:
Рассмотрим как: задание
по отдельным показателям
Он рассчитывается на основе всех ранее разработанных планов. ТАБЛ
Доходы и поступления ср-в по источникам |
Сумма |
Расходы и отчисления средств по статьям |
||
1. Прибыль от реализации |
1. Платежи в бюджет |
|||
2. Прибыль от внереализационных операций |
2. Отчисление в резервный фонд |
|||
3. Доходы от операций с валютой |
3. Отчисление в фонд накопления |
|||
4. Начисленная амортизация |
4. Выплаченные дивиденды |
|||
5. Долгосрочные кредиты |
5. Долгосрочные инвестиции и др. финансовые вложения |
|||
6. Ссуды на пополнение оборотных ср-в |
6. Погашение долгосрочных ссуд и уплата по ним % |
|||
7. Целевое финансирование и поступление из бюджетных в внебюджетные источников |
7. Пополнение оборотных средств |
|||
8. Безвозмездная финансовая помощь |
8. Резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам |
|||
9. Прочие доходы. |
9. Прочие расходы и отчисления |
|||
БАЛАНС |
Информация о работе Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"