Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:17, курс лекций
1. Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
3. Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
4. Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
5. Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
6. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
....
33. Структура и характеристика разделов финансового плана предприятий РГБ.
18. Расчет и обоснование плана прибыли на предприятиях РГБ.
Целью планирования прибыли и рентабельности производства является определение финансовых результатов деятельности предприятия, эффективности производства, величины налогооблагаемой прибыли и сумм обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Прибыль предприятия в условиях рынка является основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности этого предприятия.
Реализуя продукцию потребителям, предприятия получают денежную выручку, называемую выручкой от продажи (реализации) продукции, работ, услуг. Если выручка от реализации (цена) товарной продукции Цт больше полной (коммерческой) себестоимости этой продукции Цт > Ст, то предприятие получает прибыль; если Цт < Ст — убыток; если Цг = Ст, то предприятие только возмещает затраты на производство и реализацию продукции.
К планируемым финансовым результатам относятся следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.
Валовая прибыль Пвал (р.) в планируемом году определяется разницей между планируемой выручкой (нетто) от продажи (реализации) товарной продукции (работ, услуг) Вреалт, т.е. ценой товарной продукции Цт за минусом налога на добавленную стоимость Ндс, акцизов Акц и аналогичных обязательных платежей Аоб ПЛ и плановой производственной себестоимостью этой продукции Спрт без учета управленческих расходов Рупр:
Прибыль от продаж (реализации) товаров (р.) Преал.т рассчитывают как разницу между планируемой выручкой (нетто) от продажи товарной продукции, работ, услуг, т.е. ценой товарной продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), и коммерческой (полной) себестоимостью этой продукции, подлежащей реализации в плановом году, Ском.т:
Налогооблагаемую прибыль (
где операционные доходы и расходы соответственно, р.; внереализационные доходы и расходы соответственно, р.
К операционным доходам относятся: доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других фирм, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от переоценки производственных запасов и готовой продукции; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. К внереализационным доходам относятся: присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте; другие доходы от операции, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Налогооблагаемая прибыль распределяется в установленном действующим законодательством порядке: перечисление в государственный и муниципальный бюджет и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов.
Прибыль от обычной деятельности Пдеят (р.) характеризует финансовые результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; определяется исключением из величины налогооблагаемой прибыли налога на прибыль Нприб и других аналогичных обязательных платежей Ноб пл:
Чистую прибыль Пчист (р.) рассчитывают путем исключения из прибыли от обычной деятельности сальдо чрезвычайных доходов и расходов Чсд_р:
К чрезвычайным доходам и расходам относятся: некомпенсированные потери от стихийных бедствий, в том числе уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей; потери от остановки производства и др.; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия
и распределяется: в фонды накопления,
потребления, резервный, социальной сферы,
валютных отчислений; между учредителями
(акционерами) в виде дивидендов.
На прибыль влияют объемы реализации продукции,
ее структура, эффективность использования
предприятием наличных материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
При переходе к рыночным
отношениям размер прибыли и направления
ее использования предприятия
Традиционными для планирования прибыли являются следующие методы: прямого счета; аналитический; нормативный; метод совмещенного счета.
Согласно методу прямого счета общая сумма валовой прибыли от промышленной деятельности складывается из прибыли от реализации продукции, внереализационных доходов (за вычетом расходов) и прибыли от реализации основных средств и иного имущества.
Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (квартала, года).
Прибыль от выпуска товарной продукции рассчитывается по формуле:
Прибыль = Общая выручка от реализации продукции - Полная себестоимость.
Общая выручка от реализации продукции определяется по каждому виду изделий или по укрупненным группам, если выпускается большой ассортимент товаров; для этого каждая позиция номенклатурного плана умножается на рыночную цену и полученные результаты па отдельным позициям суммируются.
Полная себестоимость
продукции исчисляется в
Метод прямого счета сравнительно прост в использовании, не требует больших затрат труда. Однако его применение возможно только в условиях наличия у предприятий заранее определенного портфеля заказов и цен на продукцию.
Расчет прибыли аналитическим методом включает две разновидности: посредством затрат на один рубль товарной продукции; по плановому проценту рентабельности.
При нормативном методе величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализованную продукцию (без учета входных и выходных остатков на начало и конец расчетного периода). Норма прибыли (в процентах) согласовывается с заказчиком (инвестором).
Расчет плановой суммы прибыли на финансово устойчивых предприятиях может осуществляться с помощью метода самофинансирования. Последовательность расчетов следующая: 1. на основе плана развития предприятия рассчитывается потребность в денежных ресурсах на производственное и социальное развитие за вычетом амортизационных отчислений; 2. определяется удельный вес прибыли на производственное и социальное развитие в общей сумме чистой прибыли за отчетный период; 3.определяется сумма чистой прибыли, обеспечивающая возможности самофинансирования; 4. устанавливается удельный вес чистой прибыли в объеме валовой прибыли на основе фактических данных за отчетный период; 5. определяется сумма валовой прибыли, обеспечивающая условия самофинансирования в прогнозируемом периоде.
Расчетная, или чистая, прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на оплату труда и образование финансовых фондов.
19. Структура
и содержание разделов бизнес-
Основные разделы:
1. Титульный лист; 2. Резюме; 3. Концепция бизнес-плана; 4. План маркетинга; 5. План производства; 6. План материально-технического обеспечения; 7. Организационный план; 8. План по труду и заработной плате; 9. Финансовый план; 10 План по рискам; 11. Эффективность инвестиционного проекта.
Титульный лист обычно содержит следующие сведения: заголовок плана; дата его подготовки; полное название и адрес фирмы;
имя предпринимателя или руководителя предприятия, его телефон; имена владельцев или совладельцев фирмы. Иногда рекомендуют выносить на титульный лист краткий перечень товаров и услуг, которые составляют коммерческое предложение проекта. На титульном листе может быть заявление о том, что содержащиеся в документе сведения составляют коммерческую тайну и не подлежат разглашению.
Оглавление, как титульный лист и резюме, — наиболее читаемая часть бизнес-плана. Оно должно дать достаточное представление о содержании бизнес-плана, но не должно быть перенасыщено деталями.
Резюме готовится после того, как бизнес-план составлен, оно обобщает итоги планирования. Резюме должно включать основные положения, результаты и выводы бизнес-плана. Резюме может состоять из трех частей: 1) введение — описание цели плана и сути проекта; 2) основное содержание — характеристика основных особенностей и показателей проекта, позволяющих убедиться в возможности успеха; 3) заключение — обобщение результатов планирования. Резюме должно быть кратким, не более 3—4 страниц, предпочтительнее — одна страница. Резюме — ключевая часть документа, оно должно быть составлено так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.
История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно отметить реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы. Необходимо указать, когда было основано предприятие, каковы основные этапы его развития, какие продукты предлагались для рынка, какова роль высшего руководства в развитии предприятия, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Предпочтительно использовать количественные показатели.
Описание продуктов — товаров и услуг. Бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.
Описание должно содержать следующие сведения: основные потребительские свойства товара и способы его использования; оценки спроса, цены и тенденции потребления товара, оценка этапов жизненного цикла товара; ассортимент подобных продуктов, предлагаемых конкурентами, отличия товара от товаров конкурентов; уровень защиты товара, располагает ли предприятие патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой.
Анализ положения дел в отрасли. Описывая отрасль, необходимо показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, охарактеризовать основные сегменты рынка. Необходимо оценить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям. Необходимо описать конкурентов, оценить долю рынка, которую они освоили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.
Необходимо обосновать привлекательность рынка. Следует указать свою потенциальную долю, дать прогноз продаж продукта предприятия в натуральном и стоимостном выражении.
Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Даже если предприятие — единственный производитель и продавец в отрасли, оно неминуемо сталкивается с конкурентными силами, связанными с тем, что многие потребности могут удовлетворяться разными средствами.
В бизнес-плане должен быть охарактеризован выбор стратегий.
План производства. Изложение раздела должно быть простым, без употребления технического жаргона, так как читать этот раздел будут не только инженеры, но и менеджеры, экономисты, прежде всего финансисты. Все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства.
План маркетинга. Чтобы достичь успеха, фирма должна получить эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.
Нужно не просто произвести хороший продукт, предложить обращающую на себя внимание новинку. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платежеспособный спрос на свой товар. Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы: 1) предприниматель мог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы; 2) работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара; 3) инвесторы могли убедиться в достаточной емкости и перспективности рынка.
Маркетинговый план должен завершать характеристику комплекса маркетинга в бизнес-плане. Как известно, основные элементы комплекса — это товары, цены, распределение, обеспечивающее доведение товара до потребителей, и продвижение путем воздействия на потребителей и посредников.
Организационный план знакомит с организационно-правовой формой предприятия, распределением полномочий и ответственности, системой управления и организационной структурой.
Финансовый план
Финансовый план является важнейшей частью бизнес-плана, так как характеризует коммерческие результаты предлагаемого проекта. Он должен привлечь пристальное внимание всех заинтересованных сторон. Поэтому при его разработке необходимо учесть различия в интересах участников инвестиционного проекта. Банкиры будут интересоваться потенциалом предприятия и изучать возможные риски, возможности возврата займа. Руководители предприятий заинтересуются ростом и прибылью.
Если предполагается принимать какие-либо финансовые обязательства, то их необходимо отразить в плане. Если планируется работать на разных рынках сбыта, план движения денежных средств должен показывать, как будет обслуживаться каждый рынок. Должны быть оценены даже малозначительные переменные величины. Финансовый план должен включать все основные предположения, краткий обзор условий, в которых планируется действовать.
Информация о работе Лекции по "Планированию и прогнозированию на предприятии"