Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

Тема 7. Бизнес-планирование проектов

1.                       Сущность, цели и принципы разработки бизнес-плана

2.                       Структура бизнес-плана

 

1. Сущность, цели и принципы разработки бизнес-плана

Бизнес-план – это вид внутрихозяйственного планирования инновационных процессов, связанных с проектированием или созданием фирм, подразделений, разработкой и поставкой на рынок товаров и услуг.

 

Бизнес-план – это документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы и возможные способы их решения.

 

Предмет и место бизнес-плана в системе ВФП:

1.                       Бизнес-планирование включает не весь комплекс общих целей предприятия, а конкретную задачу планирования нового вида деятельности или проекта. Он направлен на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия.

2.                       Бизнес-план разрабатывается на инновационные проекты с конкретными временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается.

3.                       Основное назначение бизнес-плана – в открытии нового дела и получении необходимых производственных ресурсов и денежных средств.

4.                       Бизнес- план разрабатывается под руководством и при личном участии предпринимателя–учредителя фирмы.

 

Основная цель бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на определенный срок действия проекта в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресур­сов.

 

Другие цели разработки плана бизнеса могут быть раз­личными, например:

– уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

– доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

– убедить сотрудников компании в возможности достижения каче­ственных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

 

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:

—   подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

—    обоснование   предложений   по   приватизации   государственных предприятий;

—  открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

—  перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

—  составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облига­ций) приватизируемых и частных фирм;

— выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвести­ций.

 

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению плана может изменяться в достаточно боль­шом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной.

При составлении плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, поскольку потенциальные инвесторы (банки и инвестиционные фонды) могут отказаться от рассмотрения заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Включаясь непосредственно в эту работу, руководитель фирмы или человек, собирающийся открыть свое дело, как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Бизнес-план — это перспективный документ и составлять его рекомендуется на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели целесообразно давать в поквартальной разбивке. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателми.

Основные принципы разработки бизнес-плана:

1.                       краткость – т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана;

2.                       доступность – т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями.

3.                       убедительность – т.е. пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план также призван помочь руководителю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

— определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

—  оценить затраты, необходимые для изготовления сбыта продук­ции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

—  выявить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их тру­да требованиям по реализации поставленных целей;

—  проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить,  соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

—  просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут по­мешать выполнению бизнес-плана.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана.

Пер­вый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подго­товки исходных данных.

Другой подход — когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.

Для российской практики второй под ход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты.

 

2.                       Содержание бизнес-плана

1.  Титульный лист:

название и адрес фирмы;

имена и адреса учре­дителей;

суть предлагаемого проекта;

стоимость проекта.

2. Оглавление – дает четкое представление о содержании бизнес-плана, в нем необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых частей плана.

3.  Вводная часть:

основные положения предлагаемого проекта.

4. Анализ положения дел в отрасли

текущая ситуация и тенденции ее развития;

потенциальные конкуренты;

предполагаемые потреби­тели.

5.  Существо предлагаемого проекта:

выпускаемая продукция;

выполняемые работы и услуги;

необходимые помещения и оборудование;

требуемый административный и производственный персонал;

сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

6.  Производстенный план:

содержание технологического и производственного процессов;

предполагаемые субподрядчики и партнеры;

стоимость основных производственных фондов;

номенклатура и объем выпуска продукции;

перечень применяемых материалов;

поставщики сырья.

7. План маркетинга:

предполагаемые цены на продукцию;

возможные каналы сбыта;

реклама продукции;

прогноз новых видов изделий.

8.  Организационный план:

форма собственности;

сведения о партнерах (пайщиках);

мера ответственности партнеров;

состав руководящих органов;

организационная структура фирмы;

распределение обязанностей и функций.

9.  Финансовый план:

план доходов и расходов;

денежные поступления и платежи;

балансовый план;

точка самоокупаемости;

основные источники денежных средств;

порядок использования доходов.

10.  Оценка риска:

слабые стороны предприятия;

вероятность появления новых технологий;

альтернативные стратегии;

надежность партнеров и поставщиков.

11.Приложения: перечень основных документов.

– биографии руководителей проекта, свидетельствующие об их компетенции, опыте практической работы.

– фотографии или видеоролики образцов продукции;

– официальные заключения аудиторов;

– копии относящихся к делу контрактов;

– публикации в журналах и газетах о деятельности предприятия; отзывы авторитетных орга­низаций и специалистов.

Резюме – это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализа­ции. В нем должны быть показаны необходимость его финансирова­ния, а также планируемая эффективность и практическая реализуе­мость.

Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана. Обычно из каждого раздела выбираются самые существенные иннова­ционные предложения и наиболее важные расчетные показатели.

Ра­бота над подготовкой резюме является чрезвычайно важной и ответст­венной, поскольку если оно не произведет благоприятного впечатле­ния на будущих инвесторов и кредиторов о содержании бизнес-плана, то трудно будет рассчитывать в дальнейшем на получение денежных средств.

Структура резюме может состоять из трех основных частей:

введение, в котором обосновывается главная цель предлагае­мого проекта, раскрываются сущность и новизна предложения, показываются его созидательность, конкурентоспособность и социально-экономическая значимость;

основное содержание, где в сжатой форме излагаются ос­новные преимущества нового проекта и приводятся важнейшие тех­нико-экономические результаты — прогноз спроса, объем предложе­ния, стоимость проекта, издержки производства, доход фирмы, ис­точники финансирования;

заключение, в котором обобщаются конечные результаты де­ятельности предприятия, отражаются предполагаемые методы хозяй­ствования, оценивается профессионализм управленческой команды и т.д.

Объем резюме должен быть не более двух страниц, но еще лучше, одна страница. Поэтому оно должно очень кратко и достаточно пол­но отразить все наиболее значимые социально-экономические резуль­таты бизнес-проекта.

Резюме служит ключевой частью всякого биз­нес-плана и должно привлекать внимание специалистов не количест­вом, а качеством итоговой информации.

 

 

Тема 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

1. Прибыль предприятия

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование производственных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Задачей каждого предприятия является планирование и использование финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости.

Финансовые внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

1) обмен денег на труд наемных работников;

2) обмен денег на товары и услуги поставщиков,

3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендодателей,

5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;

6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования правительства.

Доход предприятия или прибыль фирмы является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности корпорации и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая  при этом денежную выручку. Но это не означает еще получения прибыли.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию (себестоимость) продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, что ставит предприятие в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Функции прибыли:

-          характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

-          является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"