Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
Маркетинговый анализ помогает обеспечить предприятию эффективное использование наличных ресурсов при одновременном удовлетворении запросов потребителей и учете всех протекающих на рынке процессов. Маркетинговый анализ применим для разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности. Он представляет собой сбор, обработку и анализ системы показателей для исследования конъюнктуры рынка, процессов ценообразования, формирования производственной программы предприятия с учетом рыночных факторов, продвижения и сбыта товаров и услуг, организации послепродажного обслуживания клиентов, формирования общественного мнения о фирме и товарах (услугах).
Тема № 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
1. Содержание плана производства предприятия
2. Определение производственной мощности
3. Планирование стоимостных показателей объема производства
1. Содержание плана производства предприятия
План производства продукции (производственная программа) представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей.
Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу.
Показатели плана производства:
• номенклатура выпускаемой продукции;
• объем реализации продукции (в денежном выражении);
• численность промышленно-производственного персонала;
• фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала;
• запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции;
• объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;
• основные финансовые показатели (себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.)
На крупных предприятиях планы разрабатываются по уровням управления, они бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. Каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.
На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.
Показатели плана реализации продукции:
- объем поставок и номенклатуры продукции;
- планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции.
При планировании реализации продукции исходят из потребности в продукции, являющейся предметом специализации предприятия. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью.
Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам. Она определяется предприятием исходя из государственного заказа, заказов потребителей и заключенных договоров о поставках. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия.
Основные источники данных для составления плана производства и реализации продукции:
договоры поставок;
данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и конец планового года;
оптовые цены изделий, подлежащих реализации;
сроки освоения новых видов продукции; мероприятия по повышению эффективности производства;
расчеты по использованию производственных мощностей;
аналогичные данные за предшествующий год.
В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между:
- возможностями выпуска и сбыта товаров,
- способностью новой продукции замещать старую,
- расходами на хранение и транспортировку ресурсов,
- инвестициями и доходами,
- издержками и прибылью,
- освоением новых услуг и риском и т.п.
2. Определение производственной мощности
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный годовой выпуск продукции определенной номенклатуры при полном использовании производственного оборудования (на основе применения прогрессивной технологии, рациональной организации труда и производства).
Производственная мощность рассчитывается в тех же единицах, в которых определен объем выпуска продукции в производственной программе.
Производственная мощность определяется по мощности ведущих производственных цехов, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и где сосредоточена основная масса оборудования (в текстильной промышленности – прядильное, ткацкое производство, на машиностроительных заводах – механический и сборочный цехи).
Виды производственной мощности:
- проектная – устанавливается проектом строительства, реконструкции, расширения предприятия;
- входная – мощность на начало года;
- выходная – мощность на конец года;
- среднегодовая мощность – служит основой для расчета производственной программы.
Производственная мощность рассчитывается исходя из максимально возможного времени работы оборудования.
Различают календарный, режимный (номинальный) и эффективный (действительный) фонды времени.
Календарный фонд (Фкал) – произведение количества календарных рабочих дней в плановом периоде на полное количество часов в сутках:
Фкал = 365 х 24 = 8760 часов.
Данный фонд времени учитывается при определении производственной мощности оборудования, работающего непрерывно (например, в металлургии). Однако и в этом случае по соответствующим нормативам учитываются время остановок и перерывов на ремонт и по технологическим причинам.
Режимный (номинальный) фонд времени (Фр) – произведение количества рабочих часов в сутки при определенном режиме работы ( в одну или две смены), из которого вычитается количество нерабочих часов сокращенного рабочего дня в предпраздничные дни:
Фр = d(q * Др – t н * Дп),
где d – число смен работы;
q – длительность рабочей смены, час;
Др – количество рабочих дней в плановом периоде;
tH – количество нерабочих часов в предпраздничные дни;
Дп – количество предпраздничных дней.
Эффективный (действительный) фонд времени (Фэ) рассчитывается как максимально возможный при заданном режиме сменности за вычетом (с учетом) времени выполнения ремонтных операций и межремонтного обслуживания.
Для многих предприятий России характерно недоиспользование производственных мощностей. Это связано с трудностями сбыта продукции, острым недостатком собственных оборотных средств при достаточно высоких процентах за кредит. Поэтому реальное улучшение использования производственных мощностей связано с повышением качества и конкурентоспособности продукции, улучшением маркетинговой деятельности.
3. Планирование стоимостных показателей объема производства
На основе производственной программы в натуральном выражении определяются стоимостные показатели объема производства продукции: товарная и валовая продукция, незавершенное производство.
Товарная продукция – продукция, изготовленная для реализации "на сторону", полностью законченная производством, соответствующая стандартам и техническим условиям. В стоимость товарной продукции входит стоимость готовых изделий и запасных частей к ним, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг производственного характера, отпускаемых "на сторону".
Используется для расчета объема реализации продукции и затрат на 1 рубль товарной продукции.
Незавершенное производство – к нему относится еще не изготовленная продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса от запуска материалов в производство на первую операцию до сдачи законченных производством изделий и включения их в товарную продукцию.
Определение размера незавершенного производства имеет большое значение для предприятия: его завышение влечет за собой дополнительные непроизводственные расходы; вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, а занижение нарушает ритмичный ход производства, приводит к простоям.
Валовая продукция характеризует объем всей продукции, произведенной на предприятии. Она складывается из товарной продукции, изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового периода. Валовая продукция является обобщающим показателем объема производства и измеряется в сопоставимых оптовых ценах.
Тема № 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕН
1. Классификация производственных издержек.
2. Калькуляционные статьи затрат
3. Смета затрат на производство и реализацию продукции (группировка расходов по элементам затрат)
4. Определение цены продукции (методы ценообразования)
1. Классификация производственных издержек.
Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство продукции и ее реализацию.
Целью планирования себестоимости является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации продукции требуемого качества.
В настоящее время себестоимость является важнейшим расчетным показателем, определяющим экономическую эффективность производства. В нем находят свое выражение уровень использования достижений научно-технического прогресса, интенсификация и организация производства и труда, а также уровень управления предприятием.
Чем выше уровень технологического и организационного состояния производства, выше качество работы, тем меньше будут затраты на единицу продукции, тем ниже будет себестоимость и выше доходы предприятия.
Исходными данными для составления плана себестоимости продукции являются:
1) показатели остальных разделов плана;
2) результаты анализа производственно-коммерческой деятельности предприятия за предыдущий период времени;
3) нормативно-справочные материалы, инструкции межотраслевого и отраслевого значения.
Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.
Понятие «издержки» шире понятия «затраты».
Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др.
Производственные издержки подразделяются на
постоянные и переменные,
общие и средние,
валовые и удельные,
кратковременные и долгосрочные и др.
В краткосрочном плановом периоде различные виды производственных издержек могут быть отнесены к постоянным или переменным затратам.
Постоянные – издержки, величина которых не изменяется в зависимости от объема выпуска продукции. К ним относятся расходы на содержание технологического оборудования и производственных зданий, арендная плата, амортизационные отчисления, рентные платежи, страховые взносы, оплата административно-
Переменные – издержки, величина которых меняется в зависимости от объема выпущенной продукции. Они включают затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, зарплату производственных рабочих и др. Сумма этих затрат изменяется в прямой зависимости от объема производства продукции. Однако прирост суммы переменных затрат не является постоянным с увеличением объема производства на одну единицу продукции. Такое поведение переменных затрат обусловлено действием закона убывающей отдачи, согласно которому сумма переменных издержек увеличивается нарастающими темпами.
Общие (или валовые) издержки – это сумма постоянных и переменных затрат при каждом данном объеме выпуска. При нулевом объеме производства общие и постоянные затраты равны. Затем при увеличении объема выпуска валовые издержки изменяются на ту же величину, что и сумма переменных затрат.
Средние издержки определяют величину производственных затрат в расчете на единицу продукции, и именно они используются при планировании для сравнения с рыночными ценами и служат мерой для обоснования оптимальных объемов выпуска различных видов продукции.