Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
Внутренняя норма доходности (ВНД) – представляет собой предельно допустимую стоимость денежных средств (величину процентной ставки по кредиту, размер дивидендов по эмитируемым акциям и т. д.), которые могут привлекаться для финансирования проекта. Характеризует нижний гарантированный уровень прибыльности проекта и максимальную ставку платы за привлекаемые ресурсы, при которой проект остается безубыточным.
Тема. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Сущность и содержание СП
2. Этапы процесса СП
3. Ресурсная концепция фирмы
4. Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции
1. Сущность и содержание СП
Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность, т.е. формировать цели, определять приоритеты и выбирать средства и методы их достижения.
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу.
Цели СП:
определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия;
расчет и выбор наиболее благоприятных условий деятельности предприятия.
Процесс стратегического планирования включает следующие виды деятельности: 1.распределение ресурсов, 2. адаптацию с внешней средой, 3. координацию и регулирование производственно-хозяйственных процессов и 4. организационные изменения.
Функции стратегического плана:
• задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность;
• устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия;
• обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия;
• стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды;
• определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период;
• создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;
• демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, учета, контроля и оценки деятельности предприятия как единой системы.
Отличительная черта стратегического планирования – гибкость, обусловленная подвижностью плановых горизонтов – это периоды времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения планового горизонта применяются различные критерии:
- жизненный цикл продукта;
- цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию;
- период времени, необходимый для реализации стратегических целей и т.д.
Во всех видах внутрифирменного планирования обеспечивается различная точность получаемых результатов. Чем шире интервал, или горизонт планирования, тем выше неопределенность основных показателей плана, тем ниже точность, и поэтому следует сокращать число планируемых параметров.
Задачи и цели стратегического плана всегда более неопределенны и подвижны, чем оперативного, а потому и сроки получения конечного результата и суммы расходов бывают всегда менее точными. На этапе стратегического планирования можно устанавливать лишь общие цели, а также назначать общих исполнителей работ, так как еще неизвестны точные объекты и объемы работ, а также технология и нормы продолжительности их выполнения.
2.Этапы процесса стратегического планирования
1. Определение миссии предприятия.
Миссия – это смысл существования предприятия, его предназначение, роль и место в рыночной экономике. Определение миссии характеризуется выбором смысла существования предприятия, его направления в бизнесе, особенностей его продукции и наличия конкурентных преимуществ перед другими предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию.
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
Цели – это наиболее общие ориентиры деятельности предприятия в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме. Они должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия по обслуживанию потребителей, должны создавать мотивацию работников предприятия.
Задачи – более конкретные ориентиры, определяющие форму и время выполнения конкретных заданий – реализуются в рамках текущего планирования.
Выбор цели носит ситуационный характер, но есть ряд направлений, в рамках которых предприятия могут устанавливать свои конкретные цели: доходы предприятия (прибыль, доход на акцию и т.д.); эффективность производства (снижение себестоимости, рост рентабельности и т.п.); положение на рынке (доля рынка, объем продаж и др.); размеры ресурсов предприятия, включая материальные, финансовые, трудовые; производственная мощность предприятия; номенклатура продукции; качество продукции; качество работы с потребителями; потребности работников предприятия и другие цели.
3. Анализ и оценка влияния внешней среды.
Внешняя среда – это макросреда и непосредственное окружение субъекта производства. Анализ макроокружения включает изучение влияния на предприятие таких компонентов среды, как состояние экономики страны, правовое регулирование, природная среда и ресурсы, научно-технический уровень, политическое состояние и т.п.
Анализ непосредственного окружения изучает такие компоненты среды, как покупатели, поставщики, конкуренты, рынки сбыта продукции, финансово-кредитные организации и т.п.
4. Анализ и оценка влияния внутренней среды предприятия.
Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в процессе достижения поставленной цели. Внутренняя среда, как правило, анализируется по следующим направлениям: исследования по созданию и освоению новой техники и технологии, проектно-конструкторские разработки, производство продукции по объему выпуска и ассортименту в истекшем периоде, маркетинг и продвижение продукции и другие направления. Анализ внутренней среды направлен на выявление угроз, которые могут возникнуть в процессе выполнения запланированных показателей.
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив.
Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения, как предприятие будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию. При разработке стратегии предприятие, как правило, сталкивается с решением следующих вопросов: выпуск каких видов продукции приостановить, а каких продолжить, какие виды продукции начать осваивать, а какие продолжать разрабатывать.
6. Выбор стратегии.
Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня управления предприятием должны иметь четкую концепцию его развития. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным, однозначным и целенаправленным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям предприятия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования.
Стратегия развития организации определяется в результате изучения внешней и внутренней среды с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения на рынке.
В долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода. В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята так называемая модель-7С. Она характеризует механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рис. 3.2).
Приведенная модель определяет стратегическое планирование не только как процесс создания формальных схем и систем показателей, но и как механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между персоналом всех категорий, основу увязки их личных интересов с общими целями предприятия, а также учета всех сторон деятельности человека в организации.
7. Контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
Так как стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления, оно включает реализацию стратегии, оценку и контроль за организацией стратегии.
3. Ресурсная концепция фирмы и планирование развития потенциала предприятия
Потенциал предприятия – совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.
Выбор направления развития потенциала зависит от имеющихся экономических ресурсов, конкурентоспособности производимых работ, услуг и т.д.
Экономические ресурсы предприятия подразделяются на 2 категории – материальные и человеческие и 4 вида – земля, труд, капитал и предпринимательские способности.
Земля, или природные ресурсы, – представлены в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла и др. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в жизни людей, закладывают основы развития человека и производства, способствуют росту личного и национального богатства.
Труд, или трудовые ресурсы, – характеризует совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ. В общем виде труд или способность к труду характеризуется количеством трудоспособных работников, уровнем их профессиональной подготовки и квалификации, трудовой отдачей персонала и т.д. В конкретных условиях производства процесс труда определяется величиной затрат и результатов, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, затратами на содержание персонала, заработной платой работников и т.д.
Капитал, или инвестиционные ресурсы, – определяет весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, объем сырья и материалов, используемых в процессе изготовления товаров и выполнения услуг. Деньги в рыночной экономике не относятся к капитальным ресурсам, так как сами по себе они не производят продукции, хотя и приносят многим их обладателям большое богатство.
Предпринимательские, или творческие, способности человека – проявляются в умении открыть свое дело (бизнес), организовать новые научные, технические, коммерческие либо иные проекты, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов. Способности человека к предпринимательской деятельности в реальной жизни еще больше ограничены, чем все остальные экономические ресурсы в природе. Именно из–за большой редкости предпринимательских, творческих способностей людей за их использование обществу приходится платить значительно выше по сравнению с другими производственными ресурсами.
Организация производства и рабочее время – это особые виды ресурсов, они объединяют в единую систему производственные факторы и повышают эффективность их применения.
4. Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции
Конкурентоспособность товаров определяется совокупностью их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и получаемых доходов.
Важнейшими показателями конкурентоспособности продукции являются: технический уровень и качество, ресурсоемкость и долговечность, экономичность и эстетичность, эргономичность и др.
Обязательные компоненты конкурентоспособности – экономические и неценовые факторы. K экономическим относятся такие стоимостные показатели, как издержки и цена продукции, затраты на ее эксплуатацию и утилизацию и др. К неценовым характеристикам товара можно отнести: условия платежа и сервиса, уровень снабженческо-сбытовых услуг, деловую репутацию, имидж фирмы, рекламу и пропаганду товара и др.
В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта. Это связано с тем, что:
- период жизни товара стал сейчас несколько короче, чем был раньше;
- новая продукция требует растущих инвестиций;
- изучение жизненного цикла продукции позволяет предвидеть возможные изменения во вкусах потребителей, росте конкуренции, снижении продаж и соответственно приспосабливать к ним план–прогноз производства продукции;
- создается возможность проанализировать товарный ассортимент по всем этапам жизненного цикла.