Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
- является источником формирования бюджетов разных уровней.
Показатели прибыли:
Балансовая прибыль – база всех расчетов, основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3 основных элемента балансовой прибыли:
1) Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.
2) Прибыль (убыток) от реализации основных средств – финансовый результат, не связанный с основной деятельностью предприятия. Отражает прибыль (убыток) от прочей реализации – продажи на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.
3) Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции и основных средств.
В их состав входят:
- сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- доходы от дооценки товаров;
- поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;
- положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
- проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
Валовая прибыль – рассчитывается для целей налогообложения.
На основе валовой прибыли рассчитывается прибыль, облагаемая налогом, и не облагаемая налогом прибыль.
Чистая прибыль – часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет.
2. Методы планирования прибыли предприятия
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия.
Объект планирования – элементы балансовой прибыли.
Методы планирования:
1) Метод прямого счета – планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде.
2) Анализ лимита рентабельности – позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.
3) Анализ перекрытия ликвидности – основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией.
4) Нормативный метод – основан на расчете плановой прибыли с помощью нормативов:
- норма прибыли на собственный капитал;
- норма прибыли на активы предприятия;
- норма прибыли на единицу реализуемой продукции.
5) Метод экстраполяции – анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период.
6) Аналитический метод – основан на построении многофакторных моделей, учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.
3. Направления распределения прибыли
В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Главное требование – прибыль должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
Общая схема распределения прибыли предприятия:
Фонд накопления – его средства расходуются на развитие организации – строительство новых объектов, расширение и реконструкцию действующих, приобретение имущества и модернизацию оборудования. Финансируются также другие направления производственного развития.
Фонд потребления предназначен для материального поощрения работников и укрепления социальной сферы.
Резервный фонд используют для покрытия непроизводительных потерь и убытков.
Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.
Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структура статей ее использования находится в компетенции самого предприятия.
Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководством предприятия.
4. Финансовый план
Финансовые ресурсы предприятия – денежные доходы и поступления, находящиеся в его распоряжении.
Финансовое планирование – это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов на долгосрочную, среднесрочную перспективу, а также определение текущих расходов и доходов предприятия.
Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами.
В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:
• планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;
• расчет потребности в собственных оборотных средствах;
• анализ и планирование денежных потоков;
• расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объема и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объема дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах;
• составление баланса доходов и расходов предприятия.
Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:
договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;
прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;
экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).
Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования. Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе пятилетние), текущие и оперативные планы.
Перспективный финансовый план определяет показатели и темпы расширенного воспроизводства, цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.
Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации.
Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.
Содержание разделов финансового плана:
I. Доходы и поступления средств
1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг).
2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
3. Внереализационные доходы (в том числе доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий, доходы, полученные по ценным бумагам, доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду).
4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.
5. Поступление средств от других предприятий (в том числе в порядке долевого участия в строительстве, по хоздоговорам на научно-исследовательские работы).
6. Поступления из внебюджетных фондов.
7. Прочие доходы.
II. Расходы и отчисления средств
1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).
2. Распределение чистой прибыли, в том числе на накопление и на потребление (по направлениям использования).
3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе за счет амортизационных отчислений, за счет других источников финансирования (по видам источников).
4. Прочие расходы.
Оперативное финансовое планирование заключается в составлении платежного календаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите.
1. Платежный календарь – подробный финансовый документ, отражающий оперативный денежный оборот предприятия.
Т.к. весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию в наличной и безналичной форме.
Он составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада).
Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит.
2. Кассовый план – план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение наличных в банке и контроль за их поступлением и использованием.
Он составляется на квартал.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия.
Кассовый план состоит из четырех разделов:
1) источники поступления наличных денег;
2) расходы;
3) расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда;
4) календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам (сумма выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).
Важнейшими объектами финансового планирования являются:
выручка от реализации продукции (работ и услуг);
прибыль и ее использование по соответствующим направлениям;
фонды специального назначения и их использование;
объем платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Важным моментом финансового планирования является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта.
Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль.
Центр расходов - подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.
Например, в западных странах многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.
Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:
договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;
прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;
экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).
5. Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм
1) Прибыль полного товарищества распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли его участников. Доля имеет значение не только при распределении прибыли, но и при покрытии убытков.