Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

СрИ  =  ПерИ / Вп

 

где СрИ — средние издержки;

                  ПерИ — сумма переменных издержек;

                  Вп — объем выпуска про­дукции.

В планировании производственных затрат, кроме рассмотренных показателей, широко применяются предельные издержки, определяю­щие дополнительные или добавочные затраты, связанные с произ­водством еще одной единицы продукции. Предельные издержки мож­но найти для каждой добавочной единицы продукции отношением прироста валовых издержек к соответствующему приросту количест­ва произведенных товаров по формуле

 

ПрИ = ∆ ВИ /∆ Вп

 

где ПрИ — показатель предельных издержек;

       ∆ ВИ — прирост вало­вых издержек;

       ∆ Вп — прирост выпуска продукции.

 

2. Калькуляционные статьи затрат

Калькуляция (лат. «calculation, «calculo» - считаю, подсчитываю) – вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Она выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ (перевозки, ремонт и т.д.) в различных отраслях деятельности.

Документ, в который заносятся эти расходы, называется калькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости продукции – калькулированием.

Калькуляция бывает:

•  плановой – составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства;

• отчетной – исчисляется на основе данных учета и характеризует фактический уровень затрат;

• нормативной – в ее основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции при ее калькулировании они группируются на прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам, и косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом. Последние относятся к себестоимости отдельных видов продукции в порядке распределения (т.е. косвенным образом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).

На основе калькуляционных расчетов определяются ее цеховая, производственная и полная себестоимость.

 

 

 

3. Смета затрат на производство и реализацию продукции (группировка расходов по элементам затрат)

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно и на какую сумму израсходовано на производство продукции в целом по предприятию и ее подразделениям, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Смета затрат на производство и реализацию продукции составляется в целях определения общей суммы затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки этого раздела с другими разделами бизнес-плана предприятия (рис. 5).

Элементы:

Материальные затраты – отражается стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, топлива и энергии всех видов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, тары и упаковки, транс­портных работ по обслуживанию производства, потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли и др. Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себе­стоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов, тары и упаковки, остатков сырья, материалов, теплоносителей и др.

1. Затраты на основные материалы, полуфабрикаты и комплекту­ющие устанавливаются на основе плана годовой потребности мате­риальных ресурсов. В смету включаются лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списа­нию на производство продукции. Иными словами, потребность в материалах принимается без учета изменения остатков складских за­пасов. В стоимость материалов включаются суммарные затраты не только на изготовление основной продукции, но и на выполнение других работ и услуг в соответствии с планом их реализации на рын­ке, а также на реконструкцию и расширение различных подразделе­ний предприятия и выпуска готовой продукции, но с вычетом стои­мости возвратных материальных отходов.

2. Затраты на вспомогательные материалы также принимаются на основании годовых планов их потребности. В состав этих затрат при­нято включать стоимость расходуемых в плановом периоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.

3. Стоимость топлива в смете затрат планируется безотноситель­но к его использованию в технологических процессах или в хозяйст­венно-бытовых службах. Общие затраты устанавливаются без учета изменения остатков энергетических ресурсов.

4. Стоимость энергии включается в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает ее у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, пар, газ и др. Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данные затраты относятся на соответствующие эле­менты сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).

Затраты на оплату труда – входят выплаты заработной платы и премий рабочим и служащим за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок тарифных ставок и должностных окладов, а также надбавки и доплат за работу в ночное время, совмещение профессий, расширение зон обслуживания и т.п.

Основная и дополнительная заработная плата всех категорий персонала (рабочие, ИТР, служащие) определяется по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоёмкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включается и фонд заработ­ной платы несписочного состава работающих, который обычно отно­сится на счет основного производства.

Затраты на социальные нужды – обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного (муниципального) фонда занятости и медицинского страхования от общих затрат на оплату труда работников предприятия (26,2%).

В расходах на амортизацию основных фондов отражается сумма отчислений на полное восстановление производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и действующих норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части. Предприятия и фирмы, осуществляющие деятельность на условиях арен­ды, включают величину амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов как по собственным, так и по арендованным средствам производства.

Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основных производственных фондов.

Прочие затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы.

- налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды;

- платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

- вознаграждения за изобретения и ра­ционализаторские предложения;

- платежи по кредитам;

- оплаты работ по сертификации продукции;

- затраты на командировки;

- плата сторонним организа­циям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и повышение квалификации кадров;

- оплата услуг связи, банков;

- плата за аренду и другие затраты.

 

4. Определение цены продукции (методы ценообразования)

 

Методы ценообразования – это способы формирования цен на товары и услуги. Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, пара­метрические — на учете технико-экономических параметров товаров (рис. 20.1).

 

 

Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимое! и or сносго происхождения списы­ваются на единицу того или иною изделия. Основой определения цены являются реальные ищержки производителя на единицу продукции, к которым добавляйся обоснованная фирмой прибыль (табл. 20.2). Метод применяется предприятиями, положение ко­торых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат но нормам с учетом отклонений фактичес­ких затрат от нормативных (табл. 20.3). Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине. Отклонения по каждой статье пери­одически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых MU мировом рынке, и т. п.

Метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожида­емых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые резуль­таты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам (табл. 20.4).

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных преде­лах масштаба производства. Поэтому чем больше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем выше валовая прибыль (покрыше), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Разновидностью метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяет управлять со­кращенными затратами по отклонениям и требует проведения ана­лиза сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого мож­но определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению его рентабельности (табл. 20.5).

Параметрические методы.

Метод удельной цены используется лишь для ори­ентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, па­раметры которых разнообразны и не поддаются непосредственно­му количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т. д.).

Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, стро­го определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимо­связанная система цен на товары.

Обоснование цен в условиях рынка опирается на использова­ние всей совокупности ценовых методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация цен

1) Цены по отраслям и сферам обслуживания:

o оптовые цены на продукцию промышленности;

o цены на строительную продукцию;

o закупочные цены продукции сельского хозяйства;

o тарифы грузового и пассажирского транспорта;

o цены на потребительские товары;

o тарифы на услуги;

o внешнеторговые цены (экспортные и импортные).

2) Цены по степени участия государства в ценообразовании:

o рыночные (свободные, монопольные, демпинговые);

o регулируемые (фиксированные и предельные).

 

3) Цены по стадиям ценообразования:

o оптовые цены изготовителя – формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер, призваны компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство и реализацию и обеспечить планируемую предпри­ятием прибыль.

 

3. Методы ценообразования

1. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».

Основой расчета являются средние издержки производства плюс наценка. Последняя варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара.

Величина наценки, может различаться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д. Однако стандартная наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренции, а следовательно, определить и оптимальную цену. И все же данная методика очень популярна. Это объясняется тремя причинами.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"