Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 1.04 Мб (Скачать)


Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1. Сущность и функции рыночного планирования

В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно уста­навливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предсто­ящем плановом периоде.

Переход отечественных предприятий к рыночным отношениям означает самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственно-хозяйственной и иной деятельности.

Для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основные средства ее достижения – два способа роста доходов предприятия:

1.                       за счет экономного расхо­дования применяемых ресурсов;

2.                       на основе приращения используе­мого капитала.

Первый путь ориентирует производителей на плани­рование снижения затрат, второй – на повышение результатов про­изводства.

Экономические цели перспективной деятельности производства:

                       экономический рост – означает желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и ус­луг, а, следовательно, более высокий уровень жизни людей;

                       полная занятость – предполагает возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;

                       экономическая эффективность – характеризует максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;

                       стабильный уровень цен – не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;

                       экономическая свобода  – позволяет всем специалистам и испол­нителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью са­мостоятельности и творчества;

                       справедливое распределение доходов – предусматривает соответст­вующее вознаграждение всех категорий персонала.

 

2. Предмет внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование — это взаи­мосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и по­требления материальных и духовных ценностей.

Планирование всегда опи­рается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать про­цесс развития предприятия в будущем и настоящем времени. Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достовер­ности исходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия).

Сложность рыночного планирова­ния состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, на­пример, кризисы, забастовки, вообще не поддаются точному плани­рованию, а также многие микроэкономические показатели, характери­зующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, не обладают высокой степенью достоверности и точности.

Конечный результат пла­нирования – ожидаемый экономический эффект, т.е. степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей.

 

3.     Виды и содержание ВФП

В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование – предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики пред­приятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. На этом этапе обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование – представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются теку­щие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабо­чим местам, осуществляются разнообразные организационно-управ­ленческие воздействия с целью корректировки процесса производст­ва и т.п.

Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по основным классификационным признакам:

1. По содержанию планов:

-          технико-экономическое;

-          оперативно-производственное;

-          организационно-тех­нологическое;

-          социально-трудовое;

-          снабженческо-сбытовое;

-          финан­сово-инвестиционное;

-          бизнес-планирование и др.

Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, харак­теризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения ра­бот, конечные или промежуточные результаты и т.д.

2.    По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях.

-          на высшем уровне управления – фирменное, корпоративное, заводское и т.д.;

-          на среднем уровне уп­равления – цеховая система планирования;

-          на нижнем уровне уп­равления – производственная система планирования, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.).

3.       По методам обоснования:

-          рыночное;

-          индикативное;

-          централизован­ное (директивное, административное).

Централизованная, или административная, система планирования преобладает на предприятиях с государственной, федеральной, муниципаль­ной и другими формами общественной собственности.

В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на дру­гих предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах плани­рования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления.

Рыночное планирование – основано на взаимодейст­вии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следова­тельно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается.

Индика­тивное планирование – это государственное регулиро­вание цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банков­ских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

Централизованное планирование – предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных эко­номических нормативов.

Эти три системы внутрифирменного плани­рования не противоречат одна другой и могут применяться одновре­менно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.

 

4.       По времени действия:

-          краткосрочное (или текущее) – обычно осуществляется в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели;

-          среднесрочное (или годовое) – в пределах от 1 до 3 лет;

-          долгосрочное (или перспективное) –на период от 3 до 10 лет.

5.       По сфере применения:

-          межцеховое;

-          внутрицеховое;

-          бригадное;

-          индивидуальное.

Объект планирования – соответствующая производственная система или подразделение предприятия.

6.       По стадиям разработки:

-          предварительное;

-          окончательное.

На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.

7.       По степени точности:

-          укрупненное;

-          уточненное.

Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, от уровня профессиональной подготовки и опыта экономистов-менеджеров или плановиков-ис­полнителей.

8.       По типам целей, учитываемым в планировании:

-          оперативное (обычно краткосрочное);

-          тактическое;

-          стратегическое (как правило, долгосрочное).

В процессе планирования преследуется три основных типа целей:

                       задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;

                       цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее;

                       идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.

Оперативное планирование – выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач, которые установлены вышестоящим руководством.

Тактическое планирование – заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

Стратегическое планирование – выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов – экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п.

Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно.

Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом.

Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние.

Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внеш­ние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но кото­рое само на него воздействует.

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов.

Виды временной ориентации планирования по классификации Акоффа:

-          реактивное – ориентация на прошлое;

-          инактивное – ориентация на настоящее;

-          преактивное – ориентация на будущее;

-          интерактивное – взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования.

1) Реактивное планирование – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей.

2) Инактивное планирование – ориентируется на существующее поло­жение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности.

3) Преактивное планирование – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). Преактивисты опираются на все достижения наукам и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз».

4) Интерактивное планирование – заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Цель – максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"