Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Сущность и функции рыночного планирования
В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.
Переход отечественных предприятий к рыночным отношениям означает самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственно-хозяйственной и иной деятельности.
Для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основные средства ее достижения – два способа роста доходов предприятия:
1. за счет экономного расходования применяемых ресурсов;
2. на основе приращения используемого капитала.
Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.
Экономические цели перспективной деятельности производства:
экономический рост – означает желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, более высокий уровень жизни людей;
полная занятость – предполагает возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
экономическая эффективность – характеризует максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
стабильный уровень цен – не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
экономическая свобода – позволяет всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;
справедливое распределение доходов – предусматривает соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.
2. Предмет внутрифирменного планирования
Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени. Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия).
Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например, кризисы, забастовки, вообще не поддаются точному планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, не обладают высокой степенью достоверности и точности.
Конечный результат планирования – ожидаемый экономический эффект, т.е. степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей.
3. Виды и содержание ВФП
В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Технико-экономическое планирование – предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. На этом этапе обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование – представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.
Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по основным классификационным признакам:
1. По содержанию планов:
- технико-экономическое;
- оперативно-производственное;
- организационно-технологическо
- социально-трудовое;
- снабженческо-сбытовое;
- финансово-инвестиционное;
- бизнес-планирование и др.
Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т.д.
2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях.
- на высшем уровне управления – фирменное, корпоративное, заводское и т.д.;
- на среднем уровне управления – цеховая система планирования;
- на нижнем уровне управления – производственная система планирования, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.).
3. По методам обоснования:
- рыночное;
- индикативное;
- централизованное (директивное, административное).
Централизованная, или административная, система планирования преобладает на предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности.
В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах планирования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления.
Рыночное планирование – основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следовательно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается.
Индикативное планирование – это государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.
Централизованное планирование – предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.
Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одновременно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.
4. По времени действия:
- краткосрочное (или текущее) – обычно осуществляется в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели;
- среднесрочное (или годовое) – в пределах от 1 до 3 лет;
- долгосрочное (или перспективное) –на период от 3 до 10 лет.
5. По сфере применения:
- межцеховое;
- внутрицеховое;
- бригадное;
- индивидуальное.
Объект планирования – соответствующая производственная система или подразделение предприятия.
6. По стадиям разработки:
- предварительное;
- окончательное.
На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.
7. По степени точности:
- укрупненное;
- уточненное.
Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, от уровня профессиональной подготовки и опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.
8. По типам целей, учитываемым в планировании:
- оперативное (обычно краткосрочное);
- тактическое;
- стратегическое (как правило, долгосрочное).
В процессе планирования преследуется три основных типа целей:
задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;
цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее;
идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.
Оперативное планирование – выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач, которые установлены вышестоящим руководством.
Тактическое планирование – заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.
Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование – выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов – экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п.
Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно.
Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом.
Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние.
Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.
В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов.
Виды временной ориентации планирования по классификации Акоффа:
- реактивное – ориентация на прошлое;
- инактивное – ориентация на настоящее;
- преактивное – ориентация на будущее;
- интерактивное – взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования.
1) Реактивное планирование – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей.
2) Инактивное планирование – ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности.
3) Преактивное планирование – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). Преактивисты опираются на все достижения наукам и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз».
4) Интерактивное планирование – заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Цель – максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.