Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:33, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
В рыночных отношениях при внутрипроизводственном планировании находят применение не только нормы расхода, но и нормативы использования материальных ресурсов.
Норматив использования – отношение полезно расходуемого материала к установленной норме на единицу продукции, например массы детали к массе заготовки.
Нормативы затрат средств труда и производства – определяются, как правило, на годовой объем производства или другие планово-учетные единицы. В некоторых случаях их величина может устанавливаться в расчете на тысячу или на одно изделие.
Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины среднесуточного их расхода и очередного периода закупок или интервала поступления заказанной партии на предприятие. При планировании, следует различать максимальное, среднее и минимальное значение формативов материальных запасов. Минимальный запас должен соответствовать страховому нормативу.
2. Источники и методы получения внешней информации
Информация, используемая в процессе планирования, делится на два вида – внешнюю и внутреннюю.
Информация о внешней среде может быть вторичной и первичной.
Вторичная информация – это данные, собранные и опубликованные другими.
Работа с такой информацией называется кабинетными исследованиями или вторичным анализом. Кабинетные исследования, то есть систематический сбор и анализ всей возможной информации, опубликованной другими, целесообразны при изучении емкости рынка, состояния цен, ассортимента продукции, объема продаж, политики продвижения продукции конкурентов.
Достоинства и недостатки вторичной информации
Общие достоинства | Общие недостатки |
Информация собирается достаточно быстро | Информация может вам не подойти, так как собиралась для других целей |
Информация сравнительно недорога | Может быть устаревшей |
Может быть несколько источников информации, что позволяет сравнивать и сопоставлять | Могут быть противоречия в информации |
Могут быть данные, которые фирма сама собрать не может | Методология ее сбора и обработки неизвестна |
Она помогает на стадии предварительного исследования | Могут публиковаться не все результаты |
| Надежность информации не всегда высока |
Вторичная информация должна быть свежей, точной, достоверной, надежной и касаться области деятельности предприятия.
Основные источники вторичной информации:
• правительственная информация;
• информация региональных органов управления;
• периодические издания;
• книги, монографии и другие непериодические издания;
• информация коммерческих исследовательских организаций.
Периодические издания публикуют статьи по различным аспектам развития внешней среды предприятия: перспективы развития отраслей, товарных рынков, демографии, маркетинга и т.д. Это могут быть как деловые журналы по отраслям промышленности, специальные бюллетени, коммерческие специализированные издания, так и издания, ориентированные на широкий круг читателей (городские газеты, еженедельники, рекламные издания). Круг периодических изданий довольно широк, отметим только такие российские издания как «Бухгалтерский учет», «Деловые люди», «КоммерсантЪ», «Коммерческий вестник», «Маркетинг», «Реклама», «Спрос», «Финансы и кредит», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «ЭКО» и другие издания.
Коммерческие исследовательские организации предоставляют клиентам информацию за плату. К таким организациям относятся рекламные, маркетинговые агентства, научно-исследовательские институты, консалтинговые фирмы и прочие организации.
Источниками вторичной информации являются также годовые отчеты фирм, рекламные проспекты и каталоги, сведения, полученные на конгрессах, симпозиумах, совещаниях и презентациях, информация, полученная на выставках и ярмарках, информационные материалы бирж, банков, кредит-бюро, различных ассоциаций и союзов.
Кабинетные исследования важны для прогнозов, но поскольку вторичная информация всегда запаздывает, то она по возможности должна дополняться результатами полевых работ (первичной информацией).
Первичная информация – это данные, специально собираемые для решения конкретной проблемы или вопроса. Исследования, призванные обеспечить получение данных, не имеющихся в наличии, называются первичным анализом или полевыми исследованиями.
Достоинства и недостатки первичной информации
Достоинства | Недостатки |
Собирается в соответствии с вашими целями | Сбор информации может занять много времени |
Методология сбора данных известна и контролируема | Могут потребоваться большие затраты |
Все результаты доступны | Некоторые виды информации нельзя получить |
Результаты можно скрыть от конкурентов | Подход фирмы может носить ограниченный характер |
Можно определить надежность информации |
|
Полевые исследования предприятия проводят сами или с помощью специализированных организаций, они незаменимы при изучении потребителей, исследовании эффективности рекламы упаковки и качества товаров. Если предприятие приходит к мнению, что необходимо провести первичные исследования, то должна быть разработана структура исследований:
• определена цель исследования;
• определен объект исследования;
• определен исполнитель исследования;
• определен перечень собираемой информации;
• определены методы сбора данных.
Выделяют жесткие (количественные) данные о рынке и гибкие (качественные) данные. Жесткие данные о рынке характеризуют конкурентов, их удельный вес на рынке, каналы сбыта, информацию о выставках и ярмарках и т.д.
Но так как в сфере потребительских товаров и услуг стандарт качества находится более или менее на одном уровне, то есть происходит сближение товаров и услуг в рамках определенного класса стоимости по качественным показателям, то дифференциация происходит прежде всего через «индивидуальность», т.е. велико значение эмоциональной компоненты удовлетворения желаний потребителей: престиж фирменного товара, дизайн, упаковка, простота в эксплуатации, гарантийный срок, дешевый ремонт и отличное обслуживание. Эта информация называется гибкой или качественной.
Методы, используемые при сборе внешней информации, преставлены в таблице 6.4.
Таблица 6.4 Источники и методы получения внешней информации
Этап | Источники информации | Методы |
1. Первичный анализ (полевые исследования) | Покупатели Потенциальные потребители Конкуренты Торговые посредники | Опросы в различных формах: — анкетирование — интервью — круглые столы. Пробные продажи Закупка образцов товаров |
2. Вторичный анализ (кабинетные исследования) | Печатные издания Компьютерные банки данных | Различные методы анализа и прогнозирования |
3. Источники и методы получения внутренней информации
Внутренняя информация о деятельности организации, используемая в процессе планирования, обычно включает в себя следующие информационные блоки:
• маркетинг (доля рынка и конкурентоспособность, разнообразие и качество ассортимента, эффективный сбыт, реклама, продвижение товара, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, рыночные исследования и разработки и т.п.);
• финансы (обеспечение всех подразделений организации необ ходимыми финансовыми ресурсами, основные источники фи нансирования, эффективность использования финансовых ре сурсов, платежеспособность и финансовая устойчивость орга низации и т.п.);
• производственную и операционную деятельность (доступ к но вым материалам и источникам сырья, выбор поставщиков, используемое оборудование и его сервисное обслуживание, влияние сезонных колебаний спроса на объем производимой продукции или оказываемых услуг и т.п.);
• человеческие ресурсы (потребность организации в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, возможность обеспечения этой потребности, уровень стабильности персонала организации и причины текучести, применяемая система мотиваций и т.п.);
• культуру и образ организации (преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации, репутация компании и т.п.). Основными источниками внутренней информации
являются данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности, а также данные, полученные в ходе экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности).
Система бухгалтерского учета. С одной стороны, бухгалтерский учет в планировании рассматривается как один из источников данных, позволяющих сформировать информационную базу. С другой стороны, система бухгалтерского учета является моделью, отражающей с достаточной простотой всю деятельность предприятия. Хотя большая часть данных в системе бухгалтерского учета имеет денежное выражение, в ней существуют натуральные показатели, позволяющие оценить результативность плановых решений, принятых в предшествующих периодах.
Ценность бухгалтерского учета для планирования заключается в гом, что он прекрасно представляет результаты деятельности предприятия. Например, с помощью бухгалтерского учета можно увидеть финансовое положение организации на текущий момент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.
Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности организации и получаемые из данных бухгалтерского учета, можно свести в четыре группы:
• показатели, характеризующие платежеспособность;
• источники формирования активов;
• использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности;
• рентабельность.
Статистический и оперативный учет и отчетность. В данных статистического учета и отчетности содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, которые используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей. В процессе планирования можно использовать статистическую отчетность «Отчет по труду», «Отчет о наличии и использовании материальных ресурсов» и т.п.
Оперативный учет и отчетность способствуют обеспечению процесса планирования данными, необходимыми для повышения эффективности отдельных его этапов (особенно оперативно-календарного планирования). К данным оперативного учета относятся данные о факте совершенных хозяйственных операций. Например, данные о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов и т.п.
Учетным документом является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности организации за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики организации.
Аналитическая информация. Любой план невозможно соответствующим образом обосновать без использования почти всего арсенала аналитических способов и приемов, поэтому при разработке планов возникает потребность в аналитической информации.
Информация в зависимости от вида проводимого анализа подразделяется на:
• информацию, полученную в процессе технико-экономического анализа;
• информацию, полученную в процессе финансового анализа;
• информацию, полученную в процессе маркетингового анализа. Технико-экономический анализ учитывает взаимодействие технических и экономических процессов, происходящих на предприятии. По итогам данного анализа можно получить информацию о технико-организационном уровне предприятия, потребности в оборудовании, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия, их фактическом наличии в определенный момент времени, производственной мощности предприятия, степени выполнения плана за предшествующие периоды и т.п.
Финансовый анализ может содействовать повышению эффективности процесса планирования (в частности, стратегического планирования). Детальный финансовый анализ может выявить уже имеющиеся в потенциале внутренние слабости организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Кроме того, изучение финансовой деятельности может открыть руководству организации зоны внутренних сильных и слабых ее сторон в долгосрочной перспективе.