Кредитно-банковская система, её назначение и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Регулирование экономики путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения является составным элементом экономической политики государства, главными целями которой являются достижение нормального экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платёжного баланса. Общее состояние экономики во многом зависит от состояния кредитно-банковской системы.

Содержание

Введение
Глава 1 Роль и основы кредитно-банковской системы.
Понятие, сущность, функции кредита; кредитная система и её структура.
Понятие банковской системы, её структуры и составляющие.
Кредитоспособность заемщика и методика её определения.

Глава 2 Современная кредитно-банковская система России.
Состояние современной кредитной системы РФ.
Характеристика банковской системы России.

Глава 3 Пути улучшения кредитно-банковской системы России.
Концепции решения проблем кредитно-банковской системы РФ
Перспективы развития кредитно банковской системы России.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории кредитно-банковская система.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

 Такие операции, как правило, возлагаются  на Центральный банк . В странах с рыночной экономикой центральный банк - это банк, через который по всей территории страны осуществляются расчетные операции. Хотя платежи могут проводиться и с помощью прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками, основная доя всех расчетов осуществляется именно через центральный (национальный) банк страны. ЦБ устанавливает правила совершения расчетов между банками и клиентами, и эти правила являются обязательными для всех субъектов хозяйствования: кредитных учреждений, предприятии, организаций и даже населения.

 Вторая  функция ЦБ состоит в том, чтобы  регулировать коммерческие банки и  осуществлять надзор и регулирование  их деятельности. Третья функция ЦБ - проведение денежно-кредитной политики. Центральные банки всех стран на территории разных стран проводят единую денежно-кредитную политику через свои учреждения, которые есть во всех территориальных подразделениях той или иной страны, это и Бундесбанк ФРГ, и Банк Франции, и Банк Англии, и Федеральная резервная система США. ЦБ обеспечивает эмиссию наличных и безналичных денег, с помощью инструментов денежно-кредитной политики осуществляет воздействие на предложение денег в народном хозяйстве. Таким образом Центральный банк хотя и не определяет прямо, но оказывает существенное воздействие на размеры эффективного спроса в экономике и влияет и на формирование уровня инфляции.

 Мы  должны четко понимать, что Центральный  Банк Российской Федерации, хоть и не является государственным, но проводит государственную политику в области  надзора за деятельностью коммерческих банков, проведения расчетов, проведения единой денежно-кредитной политики, поддержания стоимости национальной валюты. При этом банк России исходит из государственных интересов. Независимость Центрального банка должна быть разумной в том пане, что если на территории страны действует один ЦБ и его учреждения на местах, они должны подчиняться единым правилам регулирования деятельности банков и проводить единую денежно-кредитную политику.

     Низовое звено банковской системы состоит  из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки, деятельность которых всеобъемлюща. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

 Основа  основ деятельности коммерческого  банка - формирование его собственных средств как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного фонда все коммерческие банки можно подразделить на три группы: мелкие - с уставным фондом до 30 млн.руб., средние - с уставным фондом от 30 до 100 млн.рублей, крупные, уставной фонд которых превышает 100 млн.рублей.

 Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к  категории мелких или средних. Банки, принадлежащие к разряду крупных, - это в основном коммерческие банки, созданные на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны. Положительно  характеризуют  деятельность  коммерческих  банков незначительные размеры просроченной задолженности клиентов, для которой не достигает 2 % их кредитных вложений. Вместе с тем намечается тенденция к некоторому увеличению удельного веса просроченной задолженности.

 В целом  на сегодняшний день коммерческие банки  являются наиболее интенсивно развивающимся звеном банковской системы, они быстро наращивают темпы активных и пассивных операций, постоянно проводят политику кредитной экспансии, способствуют   развитию прогрессивных структур в экономике. Немаловажную роль играют коммерческие банки и в обслуживании иностранных инвестиций,   включая   кредитно-финансовое   обслуживание   совместных предприятий.

 Вместе  с тем, хотя формально коммерческие банки в Российской Федерации  являются банками универсального типа им разрешены практически все виды банковских операций на рынке кредитных ресурсов, включая посредническую деятельность при первичном размещении акций и облигаций промышленных компаний, для большинства из них характерна достаточно узкая специализация.

    Банки, и не только российские, по самой своей природе крайне рискованные предприятия. Они подвержены не только индивидуальным, но и системным рискам, в результате чего неплатежеспособными оказываются сразу многие банки. Банкротство банка может быть следствием ошибок в управлении банком или же действия системных причин, в результате которых банк вынужденно оказывается неплатежеспособным. В отличие от индивидуальных рисков возможности банка по управлению или снижению влияния системных рисков весьма ограничены.

 В странах с развитой экономикой доля индивидуальных рисков в общем, портфеле рисков банка значительно выше, чем у банков развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Из-за этого в развитых странах причиной банкротства банка чаще всего являются ошибки менеджмента, а массовые банкротства редки. В развивающихся экономиках напротив, даже, несмотря на невысокий в целом уровень управления банками, вклад системных причин банкротства оказывается заметно выше, что приводит к частому возникновению банковских кризисов, когда в тяжелом положении оказываются многие банки.

 Российский  опыт показывает, что, например, в результате кризиса 1998 года неплатежеспособными оказались не только банки с российскими капиталом и менеджментом, но и иностранные банки, управление рисками в которых должно быть в принципе поставлено лучше. На конец 1998 года у шести из двадцати банков со 100-процентным иностранным капиталом, которые действовали в России и по которым имелись данные, балансовый капитал оказался отрицательным. В случае финансовых затруднений особую роль играет поддержка банка со стороны акционеров. Так как банкротство банка, как правило, происходит из-за решений менеджмента, назначенного собственниками, последние несут за случившееся определенную ответственность, даже если причиной банкротства не были операции банка с акционерами.

 В России положение об ответственности собственников  за банкротство банков планировалось внести в законодательство еще до конца 1997 года, но внесение соответствующих изменений несколько задержалось, В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года появилось положение об ответственности собственников банка за доведение его до банкротства.

 В законе определено, что в случае банкротства кредитной организации по вине ее учредителей (участников), которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания либо имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных учредителей (участников) возлагается субсидиарная ответственность. Но в законе не были определены критерии, по которым собственники банка признавались ответственными за его банкротство, а потому статья эта реально не работала.

 Изменения, внесенные в закон 19 июня 2001 года, конкретизировали эти критерии и установили дополнительные ограничения на участие в капитале банков лиц, если они были признаны ответственными за доведение банка до банкротства.

 Вряд  ли даже установленная законом субсидиарная ответственность, даже если будет доказана вина владельцев, окажет значительную помощь кредиторам. Дело в том, что с юридической точки зрения собственниками банков зачастую являются компании, созданные специально для владения акциями данного банка и не ведущие никакого иного бизнеса.

 Нет нужды говорить, что при такой структуре собственности кредиторам вряд ли стоит рассчитывать на закон, предписывающий субсидиарную ответственность акционеров, не говоря уже о том, что доказать вину владельцев кредитной организации в ее банкротстве тоже далеко не просто. Именно возможность быстро менять формальную структуру собственности во вновь организуемых банках способствовала распространению практики перевода активов из одного банка в другой после кризиса 1998 года. Если бы акционеры, контролирующие проблемные банки, знали, что вход в банковский бизнес для них в дальнейшем был бы закрыт, очень вероятно, что и результаты кризиса для кредиторов были бы совсем иными.

 Наибольшая  определенность со структурой собственности наблюдается в банках, принадлежащих государству (Внешторгбанк, Сбербанк и Российский банк развития), и иностранным банкам.

 Несколько более запутана структура капитала ряда банков, принадлежащих крупнейшим государственным предприятиям. В частности. Если структура собственности Газпромбанка и Транскредитбанка сравнительно ясна, то у Гутабанка не менее 45% уставного капитала принадлежат компаниям с ничего не говорящими названиями, каждая из которых на 99,9% принадлежит другим компаниям с не менее невнятными названиями.

 Выяснить  же истинных акционеров частных банков подчас оказывается неразрешимой задачей. Определить владельцев банка невозможно в силу разных обстоятельств. Среди 50 крупнейших банков нашлись два банка, у которых нет акционеров (участников), владеющих более чем 5% уставного капитала. Казалось бы, головные банки крупнейших российских финансово-промышленных групп должны иметь не менее ясную структуру капитала, чем банки, принадлежащие крупным государственным предприятиям. Однако у Росбанка на акционеров, владеющих более чем 5% капитала, приходится 43,7% капитала, в Доверительном и инвестиционном банке на долю крупнейшего акционера — НК ЮКОС приходится менее 20% капитала, еще 17,2е? находится в собственности у компании «Венера-ХХI!», которая, в свою очередь, принадлежит компаниям «Алан» и «Полимаш». Аналогичная ситуация и в банке «Менатеп—Санкт-Петербург». Там ЮКОСу тоже принадлежит менее 20%; компании «Газэнергофинанс», связанной с «Газпромом», до недавнего времени принадлежало 15,2%, остальные крупные акционеры никому не известны. В ИБГ «НИКойл» одноименной нефтяной инвестиционной компании принадлежит менее трети капитала, но немногим более 60% капитала владеют компании с поэтическими названиями «Былина». «Дубрава». «Волна», «Палица. Из списка акционеров второго уровня мы узнаем, что реально 33,3% капитала банка контролируются четырьмя физическими лицами, а 7.3% косвенно принадлежат все той же ИБГ «НИКойл».

 С изменением организационно-правовой формы собственности  ситуация заметно не улучшается. Так, после недавнего акционирования Межпромбанка из его отчетности по ценным бумагам вряд ли можно будет лучше понять состав его реальных акционеров. 

 Еще одна особенность структуры собственности банков — очень высокая доля акционеров крупнейших банков, владеющих чуть менее 20% капитала банка. То, что многие акционеры предпочитают иметь до 20% капитала, легко объяснимо: согласно Инструкции Банка России № 75-И приобретение юридическим или физическим лицом более 20% капитала банка требует получения предварительного разрешения Центрального банка. При этом сделки по приобретению более чем 20% капитала кредитных организаций, совершенные без предварительного разрешения считаются недействительными.

 Согласно  правилам ЦБ юридическое лицо, приобретающее более 20% капитала банка, должно иметь устойчивое финансовое положение и действовать не менее трех лет. К ходатайству на приобретение более 20% акций банка должны быть приложены учредительные документы и список акционеров компании-приобретателя, ее балансы за последние три года, заверенные аудитором, подтверждение ГНС об отсутствии задолженности перед налоговыми органами, расчет чистых активов компании-покупателя и заключение антимонопольного органа.

 Среди акционеров банков очень много подставных контор, не ведущих собственного бизнеса. Неудивительно, что они предпочитают не проходить подобные процедуры контроля.

 О том, насколько акционеры банков не хотят проходить строгий контроль, красноречиво говорит то, что, почти 35% из числа 50 крупнейших банков не имеют акционеров, владеющих более чем 20% акции. Среди 14 банков, где крупнейшему акционеру принадлежит более 80% капитала, девять банков являются иностранными, один (РБР) находится в собственности РФФН, один (ВТБ) принадлежит ЦБ, а еще один - Башкредитбанк (ныне переименован в банк «Уралсиб») на 86% принадлежит правительству Башкортостана.

 Итак, пока что при анализе того, кто  стоит за банком, более уместно пользоваться «общеизвестной информацией», чем отчетностью самих банков. Подобная ситуация плоха не только для кредиторов, но и для регулирующих органов, ведь до тех пор пока не станут видны реальные владельцы банка, не заработает и большинство пруденциальных норм, в частности ограничения на кредитование акционеров и связанных заемщиков, санкции в отношении недобросовестных собственников и многое другое.

Информация о работе Кредитно-банковская система, её назначение и структура