Конкурентоспособность на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 03:37, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Работа содержит 1 файл

ДиПлОм!!!!!.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

     Введение  
 

     В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между  ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной  продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

     Готовая продукция - конечный продукт производственного  процесса предприятия.

     Выпуск  конкурентоспособной продукции и её реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

     Промышленные  предприятия не только производят продукцию  в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

     Предприятиям  необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

     Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной  продукции во всем мире рассматриваются  как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее национальный престиж.

     В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими предприятиями. 

     Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только  высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.

     В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

     Важность  изучения проблем конкурентоспособности состоит в необходимости разрабатывать параметры и критерии оценки уровня конкурентоспособности, знать пороговые значения ресурсов, ниже которых предприятие не способно формировать конкурентоспособность. 

     Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в изучении проблем конкурентоспособности предприятия, в умении управлять ею, то есть формировать комплекс стратегических и тактических управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности и усилению рыночных позиций. Все это делает актуальной тему дипломной работы.

     Цель  дипломной работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Пекарь и Ко» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность конкурентоспособности продукции предприятия.
  2. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

     Объектом исследования дипломной работы является Открытое Акционерное Общество «Пекарь и Ко».

     Предметом исследования является уровень конкурентоспособности  предприятия.

      В первом разделе описываются теоретические  аспекты конкурентоспособности  и основные факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятий.

      Во  втором разделе рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности, среди которых выбирается метод  оценки, основанный на основе результатов  деятельности предприятия.

      В практической, третьей части на основе комплексного анализа финансового состояния предприятия определены основные конкурентные преимущества предприятия и предложены пути их дальнейшего совершенствования.

     Информационная  база исследования включает в себя специальную, справочную и учебную литературу, неопубликованные и нормативные материалы.

 

      1 Теоретические основы изучения конкурентоспособности предприятия 
 

     1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции предприятия 
 

     Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее  удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

     Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности  покупателей на равных или незначительно  отличающихся ценовых условиях. В  этой ситуации предпочтения потребителя  отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный. Понятие «конкурентоспособность», дословно, обозначает «быть способным к конкуренции» [24. С.54].

     В литературе присутствуют три подхода  к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

     Известно  определение конкуренции, приведенное  в Законе РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках»: конкуренция-состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

     Такой подход к определению конкурентоспособности является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в положительном действии. Такой подход является недостаточным для изучения сути конкурентоспособности. Так как в данном случае суть ее сводится исключительно к наличию возможности и средств эффективно препятствовать свободе действия соперников. Формируя модель конкурентоспособности, необходимо рассмотреть вторую базовую составляющую понятия конкуренция - заинтересованность участников.

     При разработке конкурентоспособной продукции  необходимо ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, которые могут  быть учтены при правильном использовании  форм и методов современного маркетинга [12. С. 74].

     При совершении покупки потребитель  выбирает необходимый товар среди  аналогичных и приобретает тот, который удовлетворяет его потребность  в наибольшей степени. При этом каждая потребность, относится ли она к  сфере производства или области личного потребления, характеризуется параметрами, описывающими область ее существования, условия удовлетворения и содержание необходимого полезного эффекта. Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его параметров с условными характеристиками прогнозируемой потребности.

     Особо следует остановиться на группе параметров, которые характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными  нормами, стандартами, законодательными актами. Эти параметры называются нормативными. В случаи несоответствия товара этим параметрам он не сможет быть использован удовлетворения существующей потребности.

     Одновременно  покупатель придает большое значение и величине затрат, которые будут  связаны с удовлетворением потребности. Для многих видов товаров (и бытовых и производственно-технического назначения) реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации товара, что связано с дополнительными затратами для покупателя (цена потребления).

     Таким образом, можно дать следующее определение конкурентоспособности любого товара: это совокупность его потребительских свойств, уровня цены (цены продаж и цены потребления) и коммерческих действий производителя на целевом рынке, удовлетворяющих потребителя в большей степени, чем может предложить другой производитель (конкурент) аналогичной продукции.

     Из  вышеизложенного следует, что:

  • конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром, удовлетворяющим ту же потребность (товар-аналог) и, следовательно, является относительным показателем;
  • конкурентоспособность отражает отличие товара от товара конкурента (аналога) по степени удовлетворения конкретной потребности.

     Адам  Смит трактовал конкуренцию как  поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Таким образом, другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата.

     Из  вышеизложенного можно сказать, что конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. С конкуренцией неразрывно связаны такие понятия, как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции, товара. Конкурентным можно считать тот товар, совокупность потребительских свойств и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. обеспечивает его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предприятия к обмену конкурирующих товаров с аналогичными свойствам и характеристиками.

     Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия зависит от следующих факторов:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • емкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • легкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны [21. С.166].

     Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: микроуровень - конкурентоспособность продукции; мезоуровень - конкурентоспособность предприятия; макроуровень - конкурентоспособность страны. Соответственно конкурентные характеристики, их определяющие, подразделяются на микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции), мезоуровневые (комплекс показателей эффективности деятельности предприятия), макроуровневые (отражающие общее состояниехозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). Приведенное структурирование позволяет более четко охарактеризовать состав элементов конкурентоспособности различных уровней и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом уровне

Информация о работе Конкурентоспособность на предприятие