Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 03:37, дипломная работа
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Введение
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса предприятия.
Выпуск конкурентоспособной продукции и её реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Обеспечение
выпуска высококачественной и конкурентоспособной
продукции во всем мире рассматриваются
как важная проблема национальной экономики,
от которой зависят темпы
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.
В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Важность изучения проблем конкурентоспособности состоит в необходимости разрабатывать параметры и критерии оценки уровня конкурентоспособности, знать пороговые значения ресурсов, ниже которых предприятие не способно формировать конкурентоспособность.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в изучении проблем конкурентоспособности предприятия, в умении управлять ею, то есть формировать комплекс стратегических и тактических управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности и усилению рыночных позиций. Все это делает актуальной тему дипломной работы.
Цель дипломной работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Пекарь и Ко» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования дипломной работы является Открытое Акционерное Общество «Пекарь и Ко».
Предметом исследования является уровень конкурентоспособности предприятия.
В
первом разделе описываются
Во втором разделе рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности, среди которых выбирается метод оценки, основанный на основе результатов деятельности предприятия.
В практической, третьей части на основе комплексного анализа финансового состояния предприятия определены основные конкурентные преимущества предприятия и предложены пути их дальнейшего совершенствования.
Информационная база исследования включает в себя специальную, справочную и учебную литературу, неопубликованные и нормативные материалы.
1 Теоретические основы
изучения конкурентоспособности
предприятия
1.1
Основные понятия конкурентоспособности
продукции предприятия
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Множество
товаров одновременно предлагают одинаковые
или различные способы
В литературе присутствуют три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: конкуренция-состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Такой
подход к определению
При разработке конкурентоспособной продукции необходимо ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, которые могут быть учтены при правильном использовании форм и методов современного маркетинга [12. С. 74].
При
совершении покупки потребитель
выбирает необходимый товар среди
аналогичных и приобретает тот,
который удовлетворяет его
Особо следует остановиться на группе параметров, которые характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами, стандартами, законодательными актами. Эти параметры называются нормативными. В случаи несоответствия товара этим параметрам он не сможет быть использован удовлетворения существующей потребности.
Одновременно
покупатель придает большое значение
и величине затрат, которые будут
связаны с удовлетворением
Таким образом, можно дать следующее определение конкурентоспособности любого товара: это совокупность его потребительских свойств, уровня цены (цены продаж и цены потребления) и коммерческих действий производителя на целевом рынке, удовлетворяющих потребителя в большей степени, чем может предложить другой производитель (конкурент) аналогичной продукции.
Из вышеизложенного следует, что:
Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Таким образом, другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата.
Из вышеизложенного можно сказать, что конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. С конкуренцией неразрывно связаны такие понятия, как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции, товара. Конкурентным можно считать тот товар, совокупность потребительских свойств и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. обеспечивает его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предприятия к обмену конкурирующих товаров с аналогичными свойствам и характеристиками.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия зависит от следующих факторов:
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: микроуровень - конкурентоспособность продукции; мезоуровень - конкурентоспособность предприятия; макроуровень - конкурентоспособность страны. Соответственно конкурентные характеристики, их определяющие, подразделяются на микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции), мезоуровневые (комплекс показателей эффективности деятельности предприятия), макроуровневые (отражающие общее состояниехозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). Приведенное структурирование позволяет более четко охарактеризовать состав элементов конкурентоспособности различных уровней и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом уровне