Конкурентоспособность на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 03:37, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Работа содержит 1 файл

ДиПлОм!!!!!.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

      Для формирования стратегий повышения  конкурентоспособности предприятия, необходимо сначала провести SWOT-анализ, то есть определить слабые и сильные стороны, внешние возможности и угрозы. Такой анализ может помочь в формировании стратегических альтернатив предприятия ОАО «Пекарь и Ко» должно использовать внутренние сильные возможности для реализации благоприятных внешних возможностей, проводить мероприятия по устранению внутренних слабых сторон и снижению влияния внешних угроз.

SWOT-анализ ОАО «Пекарь и К» приведен в таблице 2.8. 

     Таблица 2.8 - SWOT-анализ деятельности предприятия

Потенциальные внутренние сильные стороны Потенциальные внешние возможности фирмы Потенциальные внутренние слабые стороны Потенциальные внешние угрозы
Достаточно  хороший имидж, сложившийся у  покупателей Способность обслужить  дополнительные группы клиентов, выйти  на новые рынки или новые сегменты рынка Невысокая организация  маркетинговой деятельности Рост цен  на ГСМ, сырье, э/энергнию
Положительные показатели качества выпускаемой продукции Благоприятное изменение экономической ситуации в стране и регионе Большой износ  автотранспортных средств, большой  расход на ГСМ Наличие сильных  конкурентов, появление новых предприятий, действующих на рынке
Имеется опыт по внедрению новых видов  услуг Способность использовать навыки и технологические новинки Нехватка специализированного  персонала Неблагоприятные демографические изменения (сокращение населения)
 

     Потенциальные внешние угрозы и возможности  данного предприятия, в принципе, одинаковы и для других предприятий  региона. Поэтому основным ресурсом повышения конкурентоспособности  хлебокомбината и его продукции, должны стать его внутренние характеристики. 

 

     3 Пути повышения конкурентоспособности продукции на предприятии 
 

     3.1 Пути повышения  конкурентоспособности  продукции за счёт  улучшения её качества 
 

     Проведенный анализ показал, что слабые стороны  предприятия в том, что велик  удельный вес физически и морально устаревшего оборудования; все виды энергоресурсов - покупные; предприятие оснащено печами большой производительности, что затрудняет оперативный переход с одного вида изделия на другой (особенно для изделий разного развеса) и влечет за собой дополнительные затраты энергоресурсов.

     Пути  повышения конкурентоспособности  предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости:

    • постоянное использование нововведений;
    • поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара;
  • выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам;
  • постоянное использование нововведений;
  • поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара;
  • выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам;
  • сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию;
  • использование только высококачественного сырья и материалов;
  • постоянное обучение и переподготовка кадров;
  • повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда;
  • проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей;
  • анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон;
  • поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции;
  • использование наиболее эффективных рекламных мероприятий;
  • регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.

     Таким образом, одним из важнейших вопросов эффективной реализации стратегии является стимулирование выполнения заданий требуемого объема, качества, в установленные сроки, без превышения запланированных затрат. Из перечисленных критериев приоритетным является качество как важнейший фактор конкурентоспособности.

     Для усовершенствования продукции с  целью повышения ее конкурентоспособности  на хлебозаводе планируются следующие  мероприятия: расширение ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий  за счет разработки новых видов продукции, а также за счет усиленного продвижения с помощью рекламной компании уже разработанных видов продукции; необходимо освоить технологически новые виды хлебобулочных и кондитерских изделий сухарей - гренок, весовых тортов, сувенирных пряников, полуфабрикатов кондитерских выпеченных, сладостей сахарных типа «Козинак» и «Ореховая мозаика»; включить в план технического развития реконструкцию линии производства мелкоштучных изделий (установка ротационной печи) и приобрести фасовочно-упаковочную машину, что гарантированно обеспечит высокое качество и расширение ассортимента выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на производство в целом.

     С целью сведения к минимуму отрицательных  моментов, сказывающихся на качестве и конкурентоспособности продукции, выпускаемой хлебозаводом, предлагается осуществить следующие действия в рамках обеспечения требований МС ИСО 9000 по качеству продукции:

     1. Оценка удовлетворенности потребителей.

     Одной из особенностей стандарта ИСО 9001 версии 2000 года является его ориентация на повышение удовлетворенности потребителей, то есть на предприятии должен осуществляться мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем степени соответствия выпускаемой продукции его требованиям; должны быть определены критерии и методы для оценки степени удовлетворенности потребителей, измеряемые показатели степени удовлетворенности потребителей, а также порядок их сбора, обработки и использования.

     Предлагается  следующая методика оценка степени  удовлетворенности потребителей: расчет индекса удовлетворенности потребителей производить комплексным методом. В качестве показателей учитывать: результаты анкетирования в магазинах хлебозавода; выполнение требований потребителей по свойствам и вкусовым качествам продукции.

     В анкете потребителю необходимо предложить дать свою оценку по показателям, характеризующим органолептические достоинства продукции филиала, а также уровень качества. Оценку производить по 5-бальной шкале, как по значимости каждого показателя, так и по степени удовлетворенности.

     2. Обеспечение качества основного и вспомогательного сырья, материалов. Должно осуществляться тесное взаимодействие практически со всеми предприятиями-поставщиками сырья. Необходимо: пересмотреть нормы расхода в сторону уменьшения упаковочных материалов на хлебобулочные изделия; совершенствование систем качества, действующих на предприятиях-партнерах поставщиках и потребителях.

     3. Обеспечение качества в процессе производства.

     С целью сокращения потерь от брака  и снижения уровня дефектности готовой  продукции целесообразно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.

     При мониторинге процесса следует использовать статистические методы оценки и регулирования технологического процесса, а именно: статистическое управление процессом с помощью контрольных Х/R карт (включая оценку возможности технологического процесса), анализ качества продукции с использованием диаграмм Паретто.

     Качество  выпускаемой продукции напрямую зависит от метрологического обеспечения  производства, поэтому в данном направлении следует осуществить следующие действия: восполнить недостаток метрологического оборудования; для обеспечения единства измерений провести государственную поверку средств измерений и контроля; обучить поверителей в институте повышения квалификации для проведения поверок в аттестованной органом Госстандарта РБ (БелГИМ) поверочной лаборатории хлебозавода.

     4. Разработка новых видов хлебобулочных изделий.

     5. Учет и анализ затрат, связанных с качеством.

     Учет  затрат на качество целесообразно осуществлять по следующим направлениям: затраты на предупреждение несоответствий (определяются расчетным методом на основании планов мероприятий); затраты на контроль и подтверждение соответствия продукции (определяются расчетным методом и прямым счетом в соответствии с требованиями технологического процесса и планами мероприятий по улучшению качества); затраты, связанные с выпуском несоответствующей продукции (определяются путем прямого учета и отражаются в соответствующих статьях себестоимости).

     Анализ  затрат на качество должен включать в себя определение эффективности функционирования системы качества и позволять руководству предприятия решать следующие задачи: определение сфер производственного процесса, в которые должны быть направлены дополнительные средства для разработки и реализации мероприятий по улучшению качества; определения ущерба предприятия, обусловленного выпуском продукции низкого качества; установление оптимального соотношения между затратами на обеспечение качества и достигаемым уровнем качества.

     Применение  поощрения рабочих, технических  специалистов, руководителей в улучшении  качества выпускаемой продукции  позволит повысить ее уровень, а, следовательно, и уровень ее конкурентоспособности.

     Для улучшения качества выпускаемой  продукции хлебозавода было предложено осуществление комплекса мероприятий, которые можно подразделить по следующим ключевым направлениям: совершенствование системы менеджмента качества; удовлетворение требований потребителей; повышение технического уровня продукции; исключение несоответствий, выявленных в производстве хлебобулочной продукции и эксплуатации оборудования; повышение качества закупаемого сырья для производства; совершенствование организации и управления производством; учет и анализ затрат, связанных с качеством. 
 
 

     3.2 Пути повышения  конкурентоспособности  продукции путём  снижения её себестоимости 
 

     Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, который отражает все стороны деятельности предприятия в их единстве и взаимосвязи. Это количественный и качественный показатель производственно-хозяйственной деятельности, детальное знание сущности и структуры себестоимости позволяет выявить пути снижения затрат, недостатки существующей практики, трудности и прочёта персонала.

     В настоящее время, когда усиливается конкурентная борьба на внутреннем и внешнем рынках сбыта, снижение себестоимости продукции приобретает особенно большое значение.

     В связи с этим возрастает потребность  в повышении качества внутрифирменного планирования, учёте и изыскании  резервов снижения себестоимости продукции.

     В экономической литературе и на практике часто упоминается такие понятия, как пути, резервы, факторы и источники  снижения себестоимости. Пути или направления  снижения затрат на производство и  реализацию продукции рассматриваются с точки зрения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями:

  • техническими;
  • организационными;
  • экономическими.

     Технические пути снижения себестоимости включают в себя:

    • создание новой и повышение качества выпускаемой продукции;
    • обновление техники и технологии производства;
    • рационализация производства.

     Организационные пути снижения себестоимости - это:

Информация о работе Конкурентоспособность на предприятие