Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:35, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по увеличению конкурентоспособности предприятия общественного питания - кафе «У Казанского».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта на примере кафе решаются следующие задачи:
1) определить сущность конкуренции и конкурентоспособности и конкретизировать пути повышения конкурентоспособности кафе;
2) проанализировать состояние предприятия и оценить его запас конкурентоспособности и экономические показатели,
3) выявить резервы роста конкурентоспособности;
4) разработать организационно-экономическое обоснование мероприятий по повышению уровня обслуживания и созданию запаса конкурентоспособности;
5) составить план деятельности предприятия на следующий год с учетом внедрения разработанных мероприятий;
6) оценить экономическую эффективность реализации предлагаемого комплекса мероприятий.
Методы исследования – анализ литературы по проблеме, наблюдения, обобщение и анализ текстов экономических работ, разработка комплекса мероприятий по повышению уровня обслуживания и созданию запаса конкурентоспособности предприятий общественного питания.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2. Особенности формирования и оценки конкурентоспособности
кафе
1.3. Методы повышения конкурентоспособности
2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ доходов от реализации продукции
2.2.1. Анализ ассортимента и структуры продукции
2.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции,
обслуживания населения
2.4. Анализ эффективности использования основных фондов
и производственных площадей
2.5. Анализ эффективности использования оборотных средств и
материально-технического снабжения
2.5.1.Анализ расчетов с отдельными дебиторами
2.5.2.Анализ эффективности использования оборотных средств
2.6.Анализ структуры управления производством
2.7.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
и используемой системы оплаты труда
2.7.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
2.7.2.Анализ баланса рабочего времени
2.7.3. Анализ организации системы оплаты труда
2.8. Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.9. Анализ прибыли и рентабельности
2.10. Анализ экономической безопасности предприятия,
соблюдение коммерческой тайны
3. Технологическая часть
4. Охрана труда и техника безопасности
5. Проектная часть
5.1. Расширение ассортимента посредством введения в меню новой
позиции – кондитерские изделия собственного производства
5.2. Увеличение количества столиков в кафе
5.3. Увеличение времени работы кафе
5.4. Расчет эффективности и технико-экономических показателей
рекомендуемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
- коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):
Количество принятого на работу персонала
Кпр = ------------------------------
Среднесписочная численность персонала
- коэффициент оборота по выбытию (Кв):
Количество уволившихся работников
Кв = ------------------------------
Среднесписочная численность персонала
- коэффициент текучести кадров (Ктк):
Кол-во уволившихся по собственному желанию и за нарушения
Ктк =-----------------------------
Среднесписочная численность персонала
- коэффициент постоянства состава персонала предприятия (К)
Кол-во работников, проработавших весь год
К = ------------------------------
Среднесписочная численность персонала
2008 год = 9/9 = 1,0
2009 год = 9/9 = 1,0
По результатам анализа видно, что изменений в численности и кадровом составе персонала ресторана «У Казанского» за прошедший период не произошло.
Анализ баланса рабочего времени можно провести на основе таблицы 2.7.2.1.
Баланс времени одного работающего показал, что уменьшение количества рабочих дней в году привел к уменьшению номинального фонда на 0,8 %; неявки на работу на человека составили за 2009 год – 39 дн.; из них – очередные отпуска – 28 дн., больничные – 7 дн.; при полном отсутствии прогулов и внутрисменных простоев.
По данным таблицы, следует, что снижение полезного фонда рабочего времени вызвано субъективными факторами: дополнительные отпуска с разрешением администрации, неявки на работу в связи с болезнью рабочих.
Таблица 2.7.2.1.
Анализ баланса рабочего времени
Показатели |
2008 г. (база) |
2009 г. |
Отклонение от базы | |||
План |
Отчет |
(+, -) |
% | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
|
366,0 |
365,0 |
365,0 |
-1 |
0,27 | |
|
116,0 |
116,0 |
116,0 |
0 |
0 | |
|
250,0 |
249,0 |
249,0 |
-1,0 |
0,4 | |
|
36,0 |
39,0 |
39,0 |
3,0 |
8,33 | |
в том числе: |
||||||
|
28,0 |
28,0 |
28,0 |
0 |
0 | |
|
- |
- |
- |
- |
- | |
|
7,0 |
7,0 |
7,0 |
0 |
0 | |
в том числе по уходу за ребенком |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
- |
- |
- |
- |
- | |
|
1,0 |
4,0 |
4,0 |
3,0 |
3,0 | |
в т. Ч. разрешенные законом (обязат. для администрации) |
- |
- |
- |
– |
- | |
|
- |
- |
- |
- |
- | |
|
- |
- |
- |
- |
- | |
|
- |
- |
- |
- |
- | |
Таблица 2.7.2.1. | ||||||
и)прогулы |
- |
- |
- |
- |
- | |
к)внутрисменные простои и потери раб. времени по данным ФРВ рабочих |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
1793 |
1787,8 |
1787,8 |
-5,2 |
0,29 |
Заработная плата, являясь формой вознаграждения работников за труд, выступает как основной элемент системы материального стимулирования, следовательно, чем она выше, тем большей отдачи можно требовать от работников. Однако заработная плата полностью включается в себестоимость продукции (работ, услуг), а это заставляет руководство предприятия сдерживать рост заработной платы. При этом, выплачивая заработную плату, предприятие производит авансовые расходы, которые будут возмещаться по мере реализации продукции. Если выручка от реализации продукции окажется выше, чем затраты на ее производство, предприятие получит прибыль, которая, в свою очередь, может быть направлена и на дополнительное материальное стимулирование работников (премирование, оказание материальной помощи, реализацию социальных программ и т.п.).
В зависимости от принятой меры труда на предприятии (количество продукции или время) выделяют две формы оплаты труда: повременную и сдельную. Если заработная плата начисляется по фактически отработанному времени, она называется повременной. Если же заработная плата начисляется по количественной выработке (реализации) продукции, то данный порядок начисления называется сдельной формой оплаты труда. На практике используются и иные формы: смешанная, по конечному результату, в процентах от выручки, полученных доходов или прибыли и др.
В общем случае организация оплаты труда на предприятии включает:
а) нормирование труда – определение норм труда (меры затрат труда) для каждой категории работников;
б) тарифное нормирование заработной платы - разработку и введение тарифных ставок и тарифных сеток, методов тарификации работ (должностей) как составляющих системы оплаты труда;
в) разработку и применение форм и систем заработной платы.
В кафе «У Казанского» применяется повременная форма оплаты труда, то есть основной заработок работника начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Таблица 2.7.3.1.
Штатное расписание ООО кафе «У Казанского» 2008-2009 гг.
Должность |
Число рабочих |
Оклад, руб. |
Годовой ФОТ, тыс. руб. |
Директор |
1 |
12 000 |
144,000 |
Бухгалтер |
1 |
11 000 |
132 000 |
Подс. рабоч. |
2 |
5900 |
141600 |
Бармен |
2 |
10000 |
240000 |
Официант |
2 |
10000 |
240 000 |
Повар |
2 |
10000 |
240 000 |
ИТОГО |
10 |
94 800 |
1 137 600 |
Как представлено в таблице, уровень заработной платы на данном предприятии соответствует общегородскому уровню заработной платы. Дальнейшее увеличение прибыли будет способствовать росту заработной платы. Среднемесячная заработная плата в кафе «У Казанского» составляет 9480 руб.
2.8. Анализ затрат на производство и реализацию продукции
Количество товаров и услуг, которое предприятие может предложить на рынке, зависит от уровня затрат на производство и реализацию и цены, по которой продукция (услуги) будут продаваться на рынке.
Таким образом, анализ затрат на производство и реализацию продукции является одним из важнейших условий эффективности хозяйствования предприятия.
Все затраты предприятия отражаются в себестоимости продукции (услуг). Таким образом, себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Иными словами, себестоимость выражает собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основного капитала, трудовых ресурсов и прочих затрат.
Расчет затрат на производство и реализацию единицы продукции принято называть калькуляцией. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по статьям затрат. Перечень статей, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями с учетом характера и структуры производства.
При осуществлении своей
предпринимательской
· расходы на закупку товаров (для продажи в баре кафе)
В распоряжении кафе находится грузовой микроавтобус, который используется для осуществления доставки материалов в кафе, но он зарегистрирован не на организацию, а на владельца, как на физическое лицо. Ежемесячно на топливо и на горюче-смазочные материалы для автомобиля тратится в среднем около 6000 руб (включены в прочие расходы).
Кафе "У Казанского" арендует помещение. Общая площадь арендуемых помещений составляет: 120 кв. метров, из них:
Ежемесячно организация платит за аренду помещений 30 тысяч рублей. Данная стоимость рассчитывается не исходя из рыночной стоимости аренды торговых площадей, а устанавливается владельцем помещения.
Затраты на оплату электроэнергии рассчитываются исходя из количества потребляемой электроэнергии и тарифной ставки за 1 кВт.(1,28 руб)
Полученные результаты анализа себестоимости на производство и реализацию продукции кафе «У Казанского» представим в виде таблицы (2.8.1.).
Таблица 2.8.1.
Анализ затрат на производство и реализацию продукции
Статьи затрат |
2008 год |
2009 год |
Изменение | |||
Тыс.руб |
Уд.вес |
Тыс. руб |
Уд.вес |
Тыс. руб |
Процент | |
1. Закуп товаров |
395,0 |
13,6 |
490,0 |
14,5 |
95 |
24,1 |
2. Затраты на сырье и материалы |
650,8 |
22,5 |
1020,6 |
30,2 |
369,8 |
56,8 |
3. Заработная плата |
1137,6 |
39,3 |
1137,6 |
33,6 |
- |
- |
4. ПФ и ОСНС |
159,5 |
5,5 |
159,5 |
4,7 |
- |
- |
5.Аренда помещения |
360,0 |
12,4 |
360,0 |
10,6 |
- |
- |
6. Покупка основных средств |
48,5 |
1,7 |
48,5 |
1,6 |
6,1 |
12,4 |
7. Коммунальные платежи |
8,4 |
0,3 |
9,0 |
0,3 |
0,6 |
7,1 |
8. Электроэнергия |
63,4 |
2,2 |
74,8 |
2,2 |
11,4 |
17,9 |
9. Прочие расходы |
74,0 |
2,5 |
78,7 |
2,3 |
4,7 |
6,3 |
10. Полная себестоимость |
2897,2 |
100,0 |
3378,7 |
100,0 |
481,5 |
16,6 |
2.9. Анализ прибыли и рентабельности
Прибыль предприятия является показателем эффекта его хозяйственной деятельности, так как отражает доход предприятия в абсолютных величинах. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает важное место в обеспечении самофинансирования предприятий.
Таким образом, прибыль предприятия выступает основным внутренним источником формирования ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и выше уровень самофинансирования его развития, реализации стратегических целей, повышения конкурентных позиций на рынке.
Относительным показателем эффективности работы предприятия на рынке выступает рентабельность предприятия, которая показывает доходность деятельности предприятия.
Анализ прибыли ООО кафе «У Казанского» представлен в таблице (2.9.1.). Так как данное предприятие относится к категории предприятий общественного питания и площадь обслуживаемого зала равна 64 кв.м., то данное предприятие находится не на общем режиме налогообложения, а уплачивает единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Таблица 2.9.1
Анализ динамики прибыли и рентабельности
Показатель |
Ед.изм. |
2008 год |
2009 год |
Прирост | |
тыс. руб. |
% | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы от реализации |
тыс.руб. |
3340,0 |
3950,0 |
610 |
18,3 |
Расходы на производство и реализацию |
тыс.руб. |
2897,2 |
3378,7 |
481,5 |
16,6 |
Превышение доходов над расходами |
тыс.руб. |
442,8 |
571,3 |
128,5 |
29,0 |
ЕНВД |
тыс.руб. |
110,5 |
110,5 |
- |
- |
Чистая прибыль |
Тыс.руб |
332,3 |
460,8 |
128,5 |
38,7 |
Рентабельность удельная |
% |
13,2 |
14,4 |
- |
1,2 |
Как представлено в таблице, чистая прибыль кафе возросла на 38,7 % по сравнению с 2008 г, что обусловлено тем, что в 2009 году кафе смогло завоевать известность и повысить свою прибыль, поскольку организовано оно в конце 2004 года. Однако величина прибыли не достаточна для эффективного функционирования, поэтому увеличение прибыли выступает приоритетной задачей данного предприятия.