Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:35, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по увеличению конкурентоспособности предприятия общественного питания - кафе «У Казанского».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта на примере кафе решаются следующие задачи:
1) определить сущность конкуренции и конкурентоспособности и конкретизировать пути повышения конкурентоспособности кафе;
2) проанализировать состояние предприятия и оценить его запас конкурентоспособности и экономические показатели,
3) выявить резервы роста конкурентоспособности;
4) разработать организационно-экономическое обоснование мероприятий по повышению уровня обслуживания и созданию запаса конкурентоспособности;
5) составить план деятельности предприятия на следующий год с учетом внедрения разработанных мероприятий;
6) оценить экономическую эффективность реализации предлагаемого комплекса мероприятий.
Методы исследования – анализ литературы по проблеме, наблюдения, обобщение и анализ текстов экономических работ, разработка комплекса мероприятий по повышению уровня обслуживания и созданию запаса конкурентоспособности предприятий общественного питания.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2. Особенности формирования и оценки конкурентоспособности
кафе
1.3. Методы повышения конкурентоспособности
2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ доходов от реализации продукции
2.2.1. Анализ ассортимента и структуры продукции
2.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции,
обслуживания населения
2.4. Анализ эффективности использования основных фондов
и производственных площадей
2.5. Анализ эффективности использования оборотных средств и
материально-технического снабжения
2.5.1.Анализ расчетов с отдельными дебиторами
2.5.2.Анализ эффективности использования оборотных средств
2.6.Анализ структуры управления производством
2.7.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
и используемой системы оплаты труда
2.7.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
2.7.2.Анализ баланса рабочего времени
2.7.3. Анализ организации системы оплаты труда
2.8. Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.9. Анализ прибыли и рентабельности
2.10. Анализ экономической безопасности предприятия,
соблюдение коммерческой тайны
3. Технологическая часть
4. Охрана труда и техника безопасности
5. Проектная часть
5.1. Расширение ассортимента посредством введения в меню новой
позиции – кондитерские изделия собственного производства
5.2. Увеличение количества столиков в кафе
5.3. Увеличение времени работы кафе
5.4. Расчет эффективности и технико-экономических показателей
рекомендуемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Реализация первого из трех перечисленных выше положений предполагает, во-первых, значительную аналитическую компоненту. Необходим прогноз внутреннего рынка с точки зрения спроса на качество продукции как производственно-технического, ток и потребительского назначения. Этот прогноз должен учитывать и рост мирового уровня качества и направления развития отечественной промышленности, и степень открытости российских рынков. Несмотря на то, что отечественный спрос на качество пока не удовлетворяется российскими товаропроизводителями, прогноз этого спроса имеет чрезвычайно большое значение для определения оптимальных направлений инвестирования в качество товаров и услуг. При этом фактически речь должно идти не о единичном прогнозе, а о системе непрерывного прогнозирования и мониторинга спроса на качество.
Во-вторых, необходима программа поддержки качества продукции, которая бы, с одной стороны, координировала и стимулировала разработку и выпуск импортозамещающих товаров, с другой — способствовала созданию новых видов товаров мирового уровня.
В настоящее время в российской экономике активно идут процессы консолидации: слияния, поглощения предприятий, образование вертикальных и (реже) горизонтальных конгломератов и комплексов. К сожалению, этим вопросам уделяется недостаточное внимание, хотя в активизации исследовательских процессов непосредственно на предприятиях или в их объединениях заключен серьезный фактор их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность
предприятия может быть
Использование рыночной ситуации. Данная группа охватывает все резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует правила деятельности, устанавливаемые государством (использование различных налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; программы повышения конкурентоспособности предприятий)
Повышение эффективности рекламы. В условиях рынка существует высокая конкуренция на рынке рекламы. Реклама – это форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей. С помощью рекламной деятельности до потребителя доводятся такие преимущества товара, как наличие сертификата качества, доступная цена, удобное место продажи и т.д. В данную группу входят резервы, связанные с эксплуатацией продукта (сервис, сроки гарантийного обслуживания).
Использование производственно-технического потенциала. В данном направлении предприятие может повысить конкурентоспособность путём улучшения использования основных фондов, совершенствования технологии производства, улучшения материально-технического обеспечения производства; улучшения монтажных, пусконаладочных, погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
Использование финансово-экономического потенциала предприятия. Конкурентность может быть повышена за счёт повышения финансовой устойчивости.
Использование кадрового потенциала. Актуальность резервов данной группы определяется растущей популярностью человеческого фактора в управлении. В кадровом потенциале имеются значительные возможности улучшения его использования и качественного развития. Создание необходимой социально- психологической поддержки всей системы управления деятельности является важным условием выявления и использования этой группы резервов.
Реализация резервов
конкурентоспособности
2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика предприятия
Учредителем кафе ООО «У Казанского» является Дмитриев В. В., выполняющий обязанности директора предприятия.
Основными целями деятельности предприятия согласно его Устава являются:
осуществление любой другой деятельности, прямо не запрещенной законом, в том числе на основе лицензий и предоставленных квот.
ООО кафе «У Казанского» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Адрес центрального офиса: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр. дом 26.
Кафе «У Казанского» по действующей классификации предприятий можно отнести к малым предприятиям, т.к. среднесписочная численность его в 2008 г. составила 10 чел., а уставной капитал полностью принадлежит частным лицам.
(Справочно: согласно ст. 3 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» к МП относятся предприятия, в уставном капитале которых доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства более 25%. Кроме того, к субъектам МП можно отнести только те предприятия и предпринимателей без образования юридического лица, которые имеют среднесписочную численность менее 100 чел. в промышленности, на транспорте и в строительстве, до 60 чел. в научно-технической сфере, до 30 чел. – в розничной торговле, в других отраслях, включая оптовую торговлю и сферу сервиса – до 50 чел.
Для малых предприятий применяются ряд льгот по ускоренной амортизации основных производственных фондов, по срокам платежей налогов (раз в квартал, по его окончании в течении 20-30 дней) и предоставлению отчетности.)
Кафе «У Казанского» в своем составе имеет Совет учредителей – участников общества из трех человек. Они же являются и работниками предприятия на ключевых направлениях деятельности.
Возглавляет предприятие директор, являющийся одним из его участников.
Решения Совета участников принимается только единогласно. В случае несогласия кого-либо из участников, он имеет право на выход из их числа на условиях, оговоренных в учредительном договоре, уставе и ГК РФ.
Решения по оперативным вопросам принимаются директором единолично.
К компетенции общего собрания участников относится решение о:
прием новых членов общества и выход из него.
ООО кафе «У Казанского» от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
2.2. Анализ доходов от реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать потребителям.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
При анализе доходов от реализации продукции следует учитывать, что кафе «У Казанского» осуществляет реализацию как продукции в баре (прохладительные и спиртные напитки, шоколад и др), так и продукции собственного производства.
При этом приготовление
блюд происходит каждый день.
Продукты используются либо
Горячие блюда готовятся небольшим количеством с целью их постоянной подачи клиентам. Гарнир приготовляется по мере поступления заказа. Мясные блюда приготовляются из размороженного ранее мяса. Их срок реализации составляет 0,5 — 1 час.
Анализ доходов от реализации начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции собственного производства и прироста (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1.
Динамика производства и реализации продукции собственного производства
Год |
Объем производства в текущих ценах, тыс. руб. |
Объем реализации, тыс.руб. |
Отклонение | |
Тыс. руб |
% | |||
2008 |
2650 |
2650 |
- |
- |
2009 |
3270 |
3165 |
-105 |
-3,2 |
Из таблицы видно, что за последний год наметился рост производства и реализации кулинарной продукции собственного производства (без учета продукции, продаваемой в баре кафе «У Казанского») на 23,4 % и 19,4 % соответственно. За предыдущий год темпы роста производства и реализации совпадали, что свидетельствует о том, что остатков нереализованной кулинарной продукции собственного производства у предприятия нет.
Таблица 2.1.2.
Динамика доходов от реализации продукции
Ассортиментная группа |
Доходы от реализации, тыс. руб |
Отклонение | ||
2008 г |
2009 г |
Тыс. руб |
% | |
Реализация продукции собственного производства |
2650 |
3165 |
515 |
19,4 |
Реализация покупных изделий |
690 |
785 |
95 |
13,7 |
Итого |
3340 |
3950 |
610 |
18,3 |
Как представлено в таблице 2.1.2., доходы от реализации в 2009 г. возросли по сравнению с 2008 г на 18,3 % или на 610 тыс.руб, что обусловлено ростом популярности данного кафе «У Казанского».
2.2.1. Анализ ассортимента и структуры продукции
На результаты хозяйственной деятельности большое влияние оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента реализуемой продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
За период работы изменений в ассортиментной политике кафе «У Казанского» не произошло.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается. В кафе «У Казанского» изменения структуры не произошло.
Таблица 2.2.1.1.
Анализ ассортимента реализованной продукции
Ассортимент |
Доходы от реализации, тыс. руб | |||
2008 |
2009 |
Отклонение | ||
Тыс.руб |
% | |||
Продукция собственного производства, в .т.ч. |
2650 |
3165 |
515 |
19,4 |
Блины |
1008 |
1106 |
98 |
9,7 |
Супы |
456 |
586 |
130 |
28,5 |
Горячие закуски |
670 |
778 |
108 |
16,1 |
Холодные закуски |
516 |
695 |
179 |
34,7 |
Покупные изделия, в т.ч. |
690 |
785 |
95 |
13,7 |
Напитки |
545 |
624 |
79 |
14,4 |
Прочее |
145 |
161 |
16 |
11,0 |
Итого |
3340 |
3950 |
610 |
18,3 |