Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:35, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по увеличению конкурентоспособности предприятия общественного питания - кафе «У Казанского».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта на примере кафе решаются следующие задачи:
1) определить сущность конкуренции и конкурентоспособности и конкретизировать пути повышения конкурентоспособности кафе;
2) проанализировать состояние предприятия и оценить его запас конкурентоспособности и экономические показатели,
3) выявить резервы роста конкурентоспособности;
4) разработать организационно-экономическое обоснование мероприятий по повышению уровня обслуживания и созданию запаса конкурентоспособности;
5) составить план деятельности предприятия на следующий год с учетом внедрения разработанных мероприятий;
6) оценить экономическую эффективность реализации предлагаемого комплекса мероприятий.
Методы исследования – анализ литературы по проблеме, наблюдения, обобщение и анализ текстов экономических работ, разработка комплекса мероприятий по повышению уровня обслуживания и созданию запаса конкурентоспособности предприятий общественного питания.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2. Особенности формирования и оценки конкурентоспособности
кафе
1.3. Методы повышения конкурентоспособности
2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ доходов от реализации продукции
2.2.1. Анализ ассортимента и структуры продукции
2.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции,
обслуживания населения
2.4. Анализ эффективности использования основных фондов
и производственных площадей
2.5. Анализ эффективности использования оборотных средств и
материально-технического снабжения
2.5.1.Анализ расчетов с отдельными дебиторами
2.5.2.Анализ эффективности использования оборотных средств
2.6.Анализ структуры управления производством
2.7.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
и используемой системы оплаты труда
2.7.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
2.7.2.Анализ баланса рабочего времени
2.7.3. Анализ организации системы оплаты труда
2.8. Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.9. Анализ прибыли и рентабельности
2.10. Анализ экономической безопасности предприятия,
соблюдение коммерческой тайны
3. Технологическая часть
4. Охрана труда и техника безопасности
5. Проектная часть
5.1. Расширение ассортимента посредством введения в меню новой
позиции – кондитерские изделия собственного производства
5.2. Увеличение количества столиков в кафе
5.3. Увеличение времени работы кафе
5.4. Расчет эффективности и технико-экономических показателей
рекомендуемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Как представлено в таблице 2.2.1.1, в структуре реализации продукции собственного производства преобладает блинная продукция, ее рост по сравнению с 2008 г. составил 9,7%.
Таблица 2.2.1.2.
Расчет динамики показателей, влияющих на объем товарооборота
Кафе «У Казанского»
Показатели |
Ед. измер. |
2008 |
2009 |
Отклонение |
% выполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы от реализации продукции |
Тыс. руб. |
3340 |
3950 |
610 |
18,3 |
Выработка на одного работающего |
Тыс. руб./чел. |
371,1 |
438,9 |
67,8 |
18,3 |
Среднесписочная численность работающих |
Чел. |
9 |
9 |
- |
100 |
Как представлено в табл.2.2.1.2., выработка на одного работающего на исследуемом предприятии возросла на 18,3 % в связи с ростом доходов от реализации продукции и неизменностью численности работающих в кафе «У Казанского».
Таблица 2.2.1.3.
Расчет влияния трудовых факторов на товарооборот ресторана
Показатели |
2008 |
2009 |
Отклонение, тыс. руб |
Прирост, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы от реализации продукции, тыс.руб |
3340 |
3950 |
610 |
18,3 |
1.Отработано всеми работающими ресторана а) чел.дн. б) чел.час. |
3528 28224 |
3556 28448 |
28 |
0,8 0,8 |
2.Среднее число дней, отработанных одним работающим |
252 |
254 |
+2 |
0,8 |
Таблица 2.2.1.3. | ||||
3. Продолжительность рабочего дня в часах |
8 |
8 |
- |
100,0 |
4. Выработка одного работающего -среднегодовая -среднедневная - среднечасовая |
238,6 0,95 0,12 |
282,1 1,11 0,14 |
43,5 0,16 0,02 |
18,2 16,8 16,6 |
Как представлено в табл.2.2.1.3. показатели выработки имеют тенденцию к росту, что обусловлено увеличением доходов от реализации и неизменностью численности.
2.3. Анализ качества
и конкурентоспособности
Конкурентоспособность является сложной экономической категорией, которую можно рассматривать на следующих уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей (предприятий), отраслей и страны. Все эти уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния определяется в первую очередь способностью конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. В дальнейшем под влиянием состояния дел на первом уровне складывается конкурентоспособность на всех других уровнях предприятий, отраслей и страны.
Под конкурентоспособностью продукции как одной из составляющих конкурентоспособности предприятия в целом, понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Таким образом, конкурентоспособность товара или услуги - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара или услуги, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара или услуги над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.
Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо сопоставить параметры анализируемого предприятия и предприятий конкурентов.
Кафе «У Казанского» - это предприятие общественного питания, основной направленностью которого является реализация кулинарной продукции русской кухни.
С учетом особенностей кафе в результате проведенных исследований выявлено 16 косвенных конкурентов (они являются косвенными так, как находятся в различном диапазоне по сумме оборота), и 3 прямых (по географическому признаку, т.е. по территориальному расположению и по его кулинарной направленности), а именно кафе: «Околица», «Русские блины», «Мельница».
Так, например, кафе «Русские блины» специализируется, в основном, на реализации блинной продукции, кафе «Мельница» осуществляет производство и реализацию блюд русской кухни, кафе «Околица» предлагает потребителям незначительное количество блюд русской кухни. Кафе
«У Казанского» предлагает весь ассортимент блюд русской кухни, в том числе и блинную продукцию. Кроме того, кафе используют русскую тематику в оформлении зала.
Качество используемых исследуемыми кафе продуктов для приготовления блюд представлено в табл.2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Продукты, используемые в работе ресторанов
Кафе «У Казанского» |
Кафе «Околица» |
Кафе «Мельница» |
Кафе «Русские блины» | |
Мясо и овощи хозяйств Лен. области и Псковской области ( 1балл ) |
+ |
- |
- |
+ |
Мясо и овощи из Финляндии, заморозка ( 0 баллов) |
- |
+ |
+ |
- |
Куриное мясо из хозяйств Лен. области ( 1балл) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Куриные окорочка из США ( 0 баллов) |
- |
+ |
- |
- |
Замороженная рыба ( 0 баллов) |
- |
+ |
- |
- |
Живая рыба из питомника Лен. области ( 1балл ) |
+ |
- |
+ |
- |
Итого баллов |
2 |
1 |
2 |
2 |
Анализ качества используемых кафе продуктов показал, что кафе «У Казанского» по качеству используемых продуктов находится в лучшем положении в сравнении с кафе «Околица» и на равных позициях с другими исследуемыми кафе – конкурентами.
Уровень цен на блюда русской кухни представлен в табл.2.3.2.
Таблица 2.3.2.
Уровень цен на блюда русской кухни (собственного производства) (в рублях)
Кафе «У Казанского» |
Кафе «Околица» |
Кафе «Мельница» |
Кафе «Русские блины» | |
Блины (с начинками и без ) |
30…100 |
25…120 |
35…110 |
30…130 |
Овощной салат, 150 гр. |
50…70 |
60…85 |
50…80 |
50…70 |
Горячие закуски |
70…200 |
60…180 |
70…230 |
не предлагает |
Холодные закуски |
70…150 |
55…160 |
70…150 |
не предлагает |
Супы |
50…100 |
60…110 |
60…110 |
не предлагает |
Кондитерские изделия собственного производства |
не предлагает |
30…50 |
30…70 |
35…75 |
Как видно из табл.2. 3.2., кафе «У Казанского» не предлагает для реализации кондитерские изделия собственного производства, что может являться его недостатком.
С момента открытия кафе «У Казанского» в книги жалоб и предложений не было зафиксировано ни одного замечания, что говорит о высокой культуре обслуживания населения персоналом кафе.
Кафе «У Казанского» работает с 12 часов дня до 9 часов вечера. Администрация ресторана следит за культурой обслуживания, путем применения штрафов за внешний вид, культуру общения с клиентами.
Проведем более подробный сравнительный анализ конкурентов и представим результаты в таблице 2.3.3.
Таблица 2.3.3.
Анализ конкурентов
Факторы |
Кафе «У Казанского» |
Конкуренты | ||
Кафе «Околица» |
Кафе «Мельница» |
Кафе «Русские блины» | ||
Качество |
Блюда готовятся из свежих продуктов отечественных производителей, блины имеют различные начинки, подаются горячими |
Используют замороженные мясопродукты зарубежных производителей |
Используют замороженные мясопродукты зарубежных производителей |
Для блинных начинок используются мясные продукты отечественных производителей. |
Местонахождение |
Одна из центральных улиц города, вблизи от остановки, оживленное место. Есть место для парковки. |
Оживленное место, центр города, близко от остановки.. |
Не очень оживленное место, есть место для парковки. |
Непосредственно на остановке. |
Уровень цены |
Средняя |
Средняя |
Выше средней |
Средняя |
Режим работы |
12.00 – 21.00. |
11.00.- 21.00 |
12.00.-.22.00. |
10.00.- 20.00. |
Ассортимент |
Широкий ассортимент |
Не очень широкий ассортимент |
Широкий ассортимент |
Узкий ассортимент |
Репутация фирмы |
Известное, постоянные клиенты |
Известная |
Фирма новая |
Известная, постоянные клиенты. |
Из вышесказанного следует, что кафе «У Казанского» занимает устойчивое положение на рынке города, но, тем не менее, уступает конкурентам по критерию «Режим работы».
Для того чтобы успешно функционировать в долгосрочной перспективе, любое предприятие должно уметь прогнозировать трудности и новые возможности.. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны кафе «У Казанского» поможет SWOT- анализ.
Таблица 2.3.4.
SWOT- анализ
Конкурент 1 «Околица» |
Конкурент 2 «Мельница» |
Конкурент 3 «Русские блины» |
Кафе «У Казанского» | |
Сильные стороны |
Удобное географическое положение, не очень широкий ассортимент, постоянные клиенты |
Наличие финансовых ресурсов, широкая известность, эффективность менеджмента, широкий ассортимент, |
Хорошая репутация у покупателей, эффективность сбытовой политики, узкий ассортимент, удобное географическое положение. |
Современное оборудование, удобное географическое положение, широкий ассортимент, высокое качество товара, низкие цены, индивидуальный подход к потребностям каждого клиента |
Слабые стороны |
Цены средние, устаревшее оборудование, среднее качество продукции, плохая реклама |
Цены средние, отсутствие рекламы, не всегда доброжелательный персонал
|
Отсутствие квалифицированных работников, довольно высокие цены, ориентация на продажу блинной продукции |
В ассортименте отсутствуют кондитерские изделия собственного производства, режим работы с 12.00 до 20.00. |
Возможности |
Улучшить качество продукции, замена оборудования, проведение рекламной кампании |
Расширение ассортимента, открытие новых кафе. |
Расширение ассортимента, повышение квалификации персонала |
Введение в ассортимент дополнительных позиций, увеличение режима работы ресторан |
|
||||
Таблица 2.3.4.
| ||||
Угрозы |
Возможность появления новых конкурентов, неудовлетворен-ность клиентов качеством продукции, снижение общего уровня покупательной способности. |
Возрастающее конкурентное давление, неблагоприятные демографические изменения, снижение общего уровня покупательной способности. |
Изменение потребительских предпочтений, неудовлетворенность клиентов качеством продукции, узостью ассортимента, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. |
Неблагоприятные демографические изменения, рост инфляции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. |