Классификация и номенклатура показателей качества транспортного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:49, реферат

Описание работы

Качество транспортного производства, как сложнейшей производственно-экономической системы, включает в себя четыре подсистемы разных совокупностей показателей, характеризующих соответственно качество: эксплуатационной работы транспорта в грузовом и пассажирском движении; транспортной продукции; транспортного обслуживания грузовладельцев и населения; транспортного обеспечения страны и ее регионов.
Различают простое, сложное и интегральное качество работы (продукции и услуг).
Простое качество работы характеризуется каким-либо одним главным натуральным показателем, отражающим потребительную стоимость. Например, по отношению к работе вагонов или локомотивов – соответственно статической нагрузкой вагонов и массой поезда брутто; по отношению к продукции (перевозке) – временем перемещения грузов или пассажиров; по отношению к обслуживанию грузовладельцев или пассажиров – уровнем удовлетворения потребности в услугах по объему и структуре.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОССЕР.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

  ВВЕДЕНИЕ 

Качество транспортного производства, как сложнейшей производственно-экономической системы, включает в себя четыре подсистемы разных совокупностей показателей, характеризующих соответственно качество: эксплуатационной работы транспорта в грузовом и пассажирском движении; транспортной продукции; транспортного обслуживания грузовладельцев и населения; транспортного обеспечения страны и ее регионов. 
           Различают простое, сложное и интегральное качество работы (продукции и услуг). 
           Простое качество работы характеризуется каким-либо одним главным натуральным показателем, отражающим потребительную стоимость. Например, по отношению к работе вагонов или локомотивов – соответственно статической нагрузкой вагонов и массой поезда брутто; по отношению к продукции (перевозке) – временем перемещения грузов или пассажиров; по отношению к обслуживанию грузовладельцев или пассажиров – уровнем удовлетворения потребности в услугах по объему и структуре. 
           Сложное качество характеризуют всеми основными натуральными показателями работы. Например, для характеристики работы подвижного состава используют обобщающие натуральные показатели: время оборота и производительность вагона, локомотива, в которых находят отражение основные натуральные показатели простого качества. Для характеристики качества транспортной продукции (перевозок) могут быть использованы такие натуральные показатели, как время или скорость доставки грузов, уровень их сохранности, степень бесперебойности (регулярности), равномерности и ритмичности, экологичности и безопасности перевозок и др. 
           Интегральное качество оценивают не только соответствующими натуральными показателями простого или сложного качества, отражающими потребительную стоимость, но и показателями затрат (себестоимости, стоимости) на производство и потребление (использование) работы (продукции, услуг). Следовательно, их интегральное качество характеризуется совокупностью всех основных эксплуатационно-технических, натуральных и стоимостных показателей и математически выражается отношением потребительной стоимости работы (продукции, услуг) к их реальной стоимости. Мерой интегрального качества транспортного производства является в конечном счете уровень экономической эффективности работы (продукции, услуг). В этом обобщающем стоимостном показателе все результаты (эффекты) от повышения качества соизмеряются с необходимыми затратами. Наилучшие показатели интегрального качества отражают получение наибольшего результата (эффекта) на единицу затрат (прямых, сопутствующих и сопряженных), которые при повышении качества, как правило, возрастают. Объективная стоимостная количественная оценка динамики интегральных показателей качества по совокупности простых натуральных показателей качества вышеназванных трех подсистем с достаточной полнотой отражает сущность комплексного системного подхода к его изучению и практическому применению. 
           Четвертая подсистема показателей, в отличие от первых трех, носит особый характер сложного качества транспортного производства, в которой эксплуатационная протяженность сети путей сообщения и выполняемые на ней объемы перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота, а также тарифные платы (доходы), эксплуатационные расходы (издержки) и прибыль соизмеряются с площадью территории страны или ее регионов, объемом производства промышленной и с.-х. продукции и численностью населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСТ Р 51005-96 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества

Группа  Т51 
ОКС 03.220.10 
ОКСТУ 0131 
Дата введения 1997-01-01

Предисловие 
1. Разработан Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта России. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 372 "Транспортные услуги" 
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. N 702 
3. Введен впервые

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
Настоящий стандарт устанавливает  номенклатуру рекомендуемых показателей  качества грузовых перевозок всеми  видами транспорта общего пользования  и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством грузовых перевозок и задачами совершенствования транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативной документации каждого вида транспорта на грузовые перевозки, утвержденной в установленном порядке. 
 
На основании настоящего стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на грузовые перевозки, осуществляемые отдельными видами транспорта в международных, дальних и местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки грузов конкретных видов или укрупненных их групп, однородных по свойствам транспортабельности. 
 
Настоящий стандарт не распространяется на номенклатуру показателей качества перевозок опасных грузов.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
В настоящем стандарте применяют  следующие термины с соответствующими определениями: 
 
2.1 транспортная услуга: Результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р 51006-96). 
 
2.2 грузовые перевозки: Транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки (ГОСТ Р 51006-96). 
 
2.3 транспортабельность груза: Степень пригодности (или готовности) груза к перевозочному процессу. 
 
Примечание - Требования транспортабельности предусматривают обеспечение перевозки груза без повреждений и потерь, эффективное использование транспортных средств, производство погрузочно-разгрузочных и складских работ и всего комплекса операций, связанных с его перемещением от отправителя к получателю. 
 
2.4 сохраняемость груза: Свойство перевозимых объектов (изделий), сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после транспортирования.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
3.1 На основе номенклатуры показателей  качества устанавливают перечень  наименований характеристик потребительских свойств грузовых перевозок, составляющих их качество, количественные показатели и методы (методики) их оценки. 
 
3.2 Выбор номенклатуры показателей качества обосновывают:

  • характеристиками и особенностями перевозимого груза;
  • видом транспорта и сообщения;
  • используемым подвижным составом;
  • особенностями экспедирования груза;
  • требованиями, предъявляемыми к перевозочному процессу;
  • задачами управления качеством транспортных услуг;
  • составом и структурой свойств, характеризующих качество;
  • основными требованиями к показателям качества.

 
3.3 Показатели качества должны  отвечать следующим основным  требованиям:
 

  • способствовать  обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей;
  • характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
  • быть стабильными;
  • способствовать повышению качества грузовых перевозок;
  • исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок;
  • учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.

4. ПОРЯДОК ВЫБОРА  НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КАЧЕСТВА

 
4.1 Порядок выбора номенклатуры показателей качества предусматривает определение:

  • вида транспорта;
  • наименования (содержания) транспортной услуги;
  • основных требований потребителей к перевозочному процессу;
  • цели применения номенклатуры показателей качества;
  • исходной номенклатуры групп показателей качества;
  • метода выбора номенклатуры показателей качества.

 
4.2 Вид транспорта необходимо  определить на основе технико-экономического  сравнения (анализа, изучения  и др.) возможных вариантов перевозки  груза конкретного вида и выбора  того из них, который по экономическим, технологическим или иным соображениям является наиболее эффективным (экономичным) для потребителя транспортных услуг. Эффективный вид транспорта может быть выбран потребителем транспортных услуг экспертным методом. 
 
4.3 Наименование (содержание) транспортной услуги по перевозке грузов определяют на основании межотраслевых и отраслевых документов, классифицирующих услуги по их видам в зависимости от используемого вида транспорта, рода перевозимых грузов. 
 
Документом межотраслевого уровня является ОК 002 "Общероссийский классификатор услуг населению" [1]. В качестве документов отраслевого уровня могут служить соответствующие классификаторы, отраслевые методики и руководства по оценке качества услуг на различных видах транспорта.

 
4.4 Основные требования потребителей к перевозочному процессу определяются в соответствии с правилами перевозки грузов на транспорте конкретного вида, утвержденными в установленном порядке. 
 
4.5 Цели применения номенклатуры показателей качества определяются в соответствии с задачами управления качеством грузовых перевозок. Возможными целями применения номенклатуры показателей качества может быть установление номенклатуры показателей качества грузовых перевозок для:

  • включения в государственные стандарты и стандарты отраслей, а также в правила перевозок грузов отдельными видами транспорта;
  • проведение работ по разработке и внедрению систем управления качеством транспортных услуг;
  • проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, направленных на повышение качества транспортных услуг и эффективности перевозочного процесса;
  • включения в условия договорных обязательств.

 
4.6 Исходную номенклатуру показателей  качества выбирают с учетом  требований 3.2, 3.3, раздела 5, а также  на основании требований на систему показателей качества транспортных услуг, предусмотренных в нормативных документах на транспорт конкретного вида.

 
4.7 Метод выбора необходимой и  достаточной номенклатуры показателей  качества грузовых перевозок  устанавливают в стандартах и  (или) методиках выбора номенклатуры показателей качества, а также в отраслевых методиках оценки уровня качества транспортных услуг. 
 
Основным методом определения исходной номенклатуры показателей качества является экспертный метод.

5. НОМЕНКЛАТУРА ГРУПП  ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 
5.1 Настоящий стандарт устанавливает  следующую номенклатуру основных  групп показателей качества по  характеризуемым ими свойствам  грузовых перевозок:

  • показатели своевременности выполнения перевозки;
  • показатели сохранности перевозимых грузов;
  • экономические показатели.

 
5.2 Показатели своевременности выполнения  перевозки в зависимости от  характеризуемых ими признаков  подразделяются на показатели:
 

  • перевозки груза к назначенному сроку;
  • регулярности прибытия груза;
  • срочности перевозки груза.

 
5.3 Показатели сохранности перевозки  в зависимости от характеризуемых  ими признаков подразделяются  на показатели перевозки грузов:
 

  • без потерь;
  • без повреждений;
  • без пропажи;
  • без загрязнения.

 
5.4 Показатели перевозки груза  к назначенному сроку характеризуют свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку. 
 
К показателям перевозки груза к назначенному сроку, относят:

  • среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;
  • среднее превышение назначенного срока;
  • максимальное превышение назначенного срока;
  • максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
  • число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
  • число прибытий грузов к назначенному сроку.

 
5.5 Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступлений груза за установленный (заданный) отрезок времени. 
 
К показателям регулярности прибытия груза относят:

  • среднее число прибытий груза за единицу времени;
  • минимальное число прибытий груза за единицу времени;
  • среднее время между поступлениями груза;
  • максимальное время между поступлениями груза;
  • минимальное время между поступлениями груза;
  • число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
  • число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью.

 
5.6 Показатели срочности перевозки  груза характеризуют свойства  перевозки, обусловливаемые временем  нахождения груза в процессе  перевозки или скоростью перемещения  груза. 
 
К показателям срочности перевозки относят:

  • нормативное (договорное) время перевозки груза;
  • среднее время перевозки груза;
  • максимально допустимое время перевозки груза;
  • максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;
  • процент прибытий груза в сверхнормативное время;
  • среднее отклонение от нормативного времени;
  • средняя скорость перевозки груза;
  • суточный пробег транспортного средства;
  • число прибытий груза за нормативное время.

Информация о работе Классификация и номенклатура показателей качества транспортного производства