Понятие и показатели качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:05, доклад

Описание работы

Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль-но иные требования к качеству выпускаемой продукции. В со-временном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое по-ложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конку-рентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность свя-зана с двумя показателями -- уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Работа содержит 1 файл

качество продукции.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

1. Понятие и показатели  качества продукции

Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль-но иные требования к качеству выпускаемой продукции. В со-временном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое по-ложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конку-рентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность свя-зана с двумя показателями -- уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество -- это  авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме -- альфа и оме-га для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции -- важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производст-ва, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции -- характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции -- основной фактор конкуренции между фирмами.

Что же такое  качество продукции? Данное понятие  регламентиро-вано ГОСТ 15 467--79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество -- это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее Пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как  фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно  способствует рациональному ис-пользованию ресурсов.

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1. Экономические

1.1. Потеря материальных  и трудовых ресурсов, израсходован-ных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2. Потери в  производственной инфраструктуре (плохой  битум -- плохие дороги, плохой  цемент -- плохие средства хранения (элевато-ры), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3. Дополнительные  затраты на ремонт техники.

1.4. Дополнительные  затраты времени у населения  на ремонт бытовой техники.

1.5. Потери природных  ресурсов в результате использования  низ-кокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

1.6. Недополученная  валютная выручка из-за низкой  доли экс-порта готовой продукции.

1.7. Дополнительная  потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.

1.8. Дополнительные  затраты материальных и трудовых  ресур-сов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2. Социальные

2.1. Дефицитность  отечественной продукции.

2.2. Падение престижа  продукции, изготовляемой на нацио-нальных предприятиях.

2.3. Недостаточное  удовлетворение потребностей производст-венно-технического и личного плана.

2.4. Снижение  темпов роста благосостояния  населения:

2.5. Нерациональная  трата свободного времени населения  на уст-ранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6. Ухудшение  морального климата в коллективе.

2.7. Уменьшение  прибыли предприятия. 3. Экологические

3.1. Дополнительные  затраты на очистку: воздушного  бассейна, водного бассейна, земельных  ресурсов.

3.2. Дополнительные  затраты на меры по оздоровлению  населения.

3.3. Потеря продуктивности  продукции сельского хозяйства  из-за недостаточного качества  воздуха, воды и почвы.

3.4. Ускоренная  амортизация и дополнительные  затраты на ре-монт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз-душной среды.

С понятием качества тесно связано и понятие технического, уровня продукции -- относительной характеристики качества про-дукции, основанной на сопоставлении значений показателей, оп-ределяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции  не ограничивается только одним свойст-вом, это совокупность свойств. Свойства продукции количествен-но выражаются в показателях качества. Общепризнанна классифи-кация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис-пользования продукции по назначению и обусловливают область при-менения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производитель-ность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности -- безотказность, сохраняемость, ремон-топригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от осо-бенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности мо-гут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безот-казность может быть основным, а иногда и единственным показа-телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электро-приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, ру-левое управление). Для воздушных судов безотказность -- единствен-ный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости -- свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования -- применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость шрает важную роль для пищевой продукции. Ре-монтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве-личиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высо-кой производительности труда при изготовлении и ремонте про-дукции. Именно с помощью технологичности достигаются массо-вость выпуска продукции, рациональное распределение затрат ма-териалов, средств, труда и времени при технологической подго-товке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации -- это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными со-ставными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифи-цированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические  показатели отражают взаимодействие челове-ка с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляю-щихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необхо-димые для управления трактором, расположение ручки у холо-дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе-ние руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, за-пыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного  вида изделия.

Показатели транспортабельности  выражают приспособлен-ность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При опреде-лении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защи-щенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели -- это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных приме-сей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности про-дукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремон-те, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб-ности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показа-телей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономи-чески оптимального качества, или экономически рационального ка-чества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, ком-пенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затра-ты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соот-ношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

К опт = Q/C? ,

гдеК опт -- экономически оптимальное качество;

Q -- качество  изделия; 

С ?-- затраты ш приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные  показатели. Этим занимается целая  наука квалиметрия, которая разработала  достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка-чества продукции.

Итак, качество продукции в условиях современного производ-ства -- важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все -- от директора пред-приятия до конкретного исполнителя любой операции. Все про-цессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

Процессный  подход.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на представленную в новом стандарте ИСО 9001 концептуальную модель процесса управления качеством (рис. 1).

Согласно заявленному  в стандарте подходу к управлению как к процессу, такая модель должна, наверное, наглядно отражать именно ПРОЦЕСС  управления качеством. В соответствии с процессным подходом в науке  управления [8] такой процесс понимается как непрерывная цепь логически  взаимосвязанных управленческих функций, воздействующих на производство с целью  обеспечения качества.

На модели же вместо управленческих функций представлены чрезмерно обобщённые элементы процесса (рис. 1), среди которых не нашлось  места даже таким основополагающим функциям как контроль и принятие решений. В результате это не позволило  её авторам ясно представить процессный подход к управлению качеством. Думаю, что специалистам будет трудно понять эту модель и принять такую  концепцию.

И это уже  подтвердилось при проведении эксперимента по опытному внедрению стандартов ИСО 9000 версии 2000 года на 30 малых и средних  предприятиях во Франции. На 43-м конгрессе Европейской организации по качеству летом 1999 года ответственный за качество компании Пежо-Ситроен Ф. Руссель в своём докладе о результатах этого уникального эксперимента отметил, что для многих участников эксперимента оказалось сложным представить себе, что такое процессный подход, а руководители компаний не рассматривают новые стандарты как инструмент управления компаниями, что связано с трудностью понимания этих стандартов (Стандарты и качество, 1999, № 8).

На наш взгляд, в модели нужно было представить  все функции, которые в совокупности образуют процесс управления качеством (рис. 2). При этом, поскольку управление качеством включает в себя вертикальный и горизонтальный процессы, все функции  должны быть распределены по двум группам.

В первую группу необходимо включить функции:

взаимодействие  с внешней средой, в первую очередь  – с клиентами 

Информация о работе Понятие и показатели качества продукции