Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:05, доклад
Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль-но иные требования к качеству выпускаемой продукции. В со-временном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое по-ложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конку-рентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность свя-зана с двумя показателями -- уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
1. Понятие и показатели качества продукции
Современная рыночная
экономика предъявляет
Качество -- это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме -- альфа и оме-га для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество продукции -- важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производст-ва, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции -- характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции -- основной фактор конкуренции между фирмами.
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентиро-вано ГОСТ 15 467--79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество -- это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее Пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество как
фактор конкурентоспособности
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходован-ных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
1.2. Потери в
производственной
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники.
1.5. Потери природных
ресурсов в результате
1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экс-порта готовой продукции.
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.
1.8. Дополнительные
затраты материальных и
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа
продукции, изготовляемой на
2.3. Недостаточное
удовлетворение потребностей
2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения:
2.5. Нерациональная
трата свободного времени
2.6. Ухудшение
морального климата в
2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 3. Экологические
3.1. Дополнительные
затраты на очистку:
3.2. Дополнительные
затраты на меры по
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ре-монт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз-душной среды.
С понятием качества
тесно связано и понятие
Качество продукции не ограничивается только одним свойст-вом, это совокупность свойств. Свойства продукции количествен-но выражаются в показателях качества. Общепризнанна классифи-кация на десять групп свойств и соответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис-пользования продукции по назначению и обусловливают область при-менения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производитель-ность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности -- безотказность, сохраняемость, ремон-топригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от осо-бенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности мо-гут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безот-казность может быть основным, а иногда и единственным показа-телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электро-приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, ру-левое управление). Для воздушных судов безотказность -- единствен-ный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости -- свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования -- применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость шрает важную роль для пищевой продукции. Ре-монтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве-личиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности
характеризуют эффективность
Показатели стандартизации и унификации -- это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными со-ставными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифи-цированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие челове-ка с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляю-щихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необхо-димые для управления трактором, расположение ручки у холо-дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе-ние руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, за-пыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели
Патентно-правовые
показатели характеризуют патентную
защиту и патентную чистоту продукции
и являются существенным фактором при
определении
Показатели безопасности
характеризуют особенности про-
Совокупность
перечисленных показателей
Под экономически
оптимальным качеством
К опт = Q/C? ,
гдеК опт -- экономически оптимальное качество;
Q -- качество изделия;
С ?-- затраты ш приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка-чества продукции.
Итак, качество продукции в условиях современного производ-ства -- важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все -- от директора пред-приятия до конкретного исполнителя любой операции. Все про-цессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Процессный подход.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на представленную в новом стандарте ИСО 9001 концептуальную модель процесса управления качеством (рис. 1).
Согласно заявленному
в стандарте подходу к
На модели же вместо управленческих функций представлены чрезмерно обобщённые элементы процесса (рис. 1), среди которых не нашлось места даже таким основополагающим функциям как контроль и принятие решений. В результате это не позволило её авторам ясно представить процессный подход к управлению качеством. Думаю, что специалистам будет трудно понять эту модель и принять такую концепцию.
И это уже подтвердилось при проведении эксперимента по опытному внедрению стандартов ИСО 9000 версии 2000 года на 30 малых и средних предприятиях во Франции. На 43-м конгрессе Европейской организации по качеству летом 1999 года ответственный за качество компании Пежо-Ситроен Ф. Руссель в своём докладе о результатах этого уникального эксперимента отметил, что для многих участников эксперимента оказалось сложным представить себе, что такое процессный подход, а руководители компаний не рассматривают новые стандарты как инструмент управления компаниями, что связано с трудностью понимания этих стандартов (Стандарты и качество, 1999, № 8).
На наш взгляд, в модели нужно было представить все функции, которые в совокупности образуют процесс управления качеством (рис. 2). При этом, поскольку управление качеством включает в себя вертикальный и горизонтальный процессы, все функции должны быть распределены по двум группам.
В первую группу необходимо включить функции:
взаимодействие с внешней средой, в первую очередь – с клиентами