Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:16, курсовая работа
Цель работы: изучение показателей уровня и качества жизни, взаимосвязь между этими понятиями, анализ и оценка изучаемых показателей в современных условиях, исследование развития социальной политики в Республике Беларусь и пути повышения ее уровня.
Введение…………………………………………………………………………...4
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения………….7
2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……………18
3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский
государственный экономический
университет»
Кафедра экономической теории
и истории экономических
учений
Курсовая
работа
на тему:
Уровень и качество
жизни, их показатели
Студентка
РММ-2, 2курс
Проверил
МИНСК 2008
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 48стр., 16 источников, 11прил.
УРОВЕНЬ
ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ
УРОВНЯ ЖИЗНИ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ
ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
БЮДЖЕТ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА
Объектом и предметом исследования является уровень и качество жизни населения Республики Беларусь.
Цель
работы: изучение показателей уровня и
качества жизни, взаимосвязь между этими
понятиями, анализ и оценка изучаемых
показателей в современных условиях, исследование
развития социальной политики в Республике
Беларусь и пути повышения ее уровня.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические, методические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения………….7
2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……………18
3.Необходимость
и пути повышения уровня и качества жизни
в Республике Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Приложения
Введение
Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и ряду других. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций.
Численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества.
Численность населения в стране или отдельном регионе оказывает значительное влияние на их экономический потенциал, на развитие производительных сил общества. Однако прямой зависимости между этими двумя понятиями не прослеживается. Так, государства с высоким уровнем экономического развития при меньшей численности населения производят в десятки раз больше валового национального продукта, чем государства, превосходящие их по численности населения, но уступающие технической оснащенностью, производительностью труда, уровнем квалификации рабочей силы. Примером такого сопоставления могут служить Великобритания и Бангладеш. При вдвое меньшей численности населения производство валового внутреннего продукта в Великобритании превышает соответствующий показатель Бангладеш почти в восемь раз. Гораздо большая зависимость отмечается между высокой заселенностью регионов, обеспеченностью высококвалифицированными кадрами и размещением наукоемких отраслей и отраслей, определяющих научно-технический прогресс. [8, c.143]
Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Именно от ее величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
В силу указанного на государственном уровне, в каждой отрасли и в каждом регионе, на отдельных предприятиях (организациях, фирмах) возникает необходимость в выработке собственной политики доходов (и заработной платы). В ней должны учитываться интересы различных групп работников (населения) и собственников, предусматриваться эффективная система занятости населения и вознаграждения за труд, меры по социальной защите населения (работников), механизмы по поддержанию доходов на уровне, обеспечивающем человеку достойную жизнь.
В
условиях многообразия видов доходов
обновление политики доходов осуществляется
посредством совершенствования
механизма регулирования
Наиболее глубоких изменений требует формирование заработной платы. В начале экономических преобразований в РБ произошла передача решения всех вопросов оплаты труда с государственного уровня на уровень предприятий (за исключением бюджетной сферы). Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование заработной платы не ограничивается только фирмой (предприятием), в этих целях действует многоуровневая система коллективных договоров. Передача решения всех вопросов оплаты труда предприятию по существу исключает влияние рынка труда на уровень оплаты труда работников. Фактически это ведет к сужению рынка труда до масштабов одного предприятия, что противоречит законам рыночной экономики. Отсюда возникает необходимость пересмотра прежней установки и усиления государственного регулирования этого процесса в отраслях и на предприятиях. Таким образом, создание подлинно рыночного механизма регулирования заработной платы и доходов предполагает активную роль государства.
Регулирование доходов является органичной составной частью экономической и социальной политики. Однако политика доходов и заработной платы имеет свой объект (и субъект), принципы управления, особенности механизма регулирования. Она выполняет такие важные функции, как: программно-стратегическая (определение концепции уровня жизни, политики доходов, разработка социальных и других программ); распределительная (формирование и распределение доходов и средств на оплату труда, создание и развитие стимулов к труду, статусных позиций); нормотворческая (разработка законов, нормативных актов, нормативов и т. п., контроль за их исполнением); мобилизующая (привлечение и концентрация ресурсов для решения важнейших социальных и других проблем); консолидирующая (выявление и согласование интересов различных социальных групп, предприятий, отраслей, регионов).
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский бюджет»). Проблемой оценки уровня жизни занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось понятие«благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.[5, с.63]
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни, третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, уровень жизни - интегральная характеристика степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Выражается системой показателей, отражающих различные стороны жизнедеятельности населения: объем потребляемых благ и услуг в расчете на душу населения, размер натурального потребления наиболее важных продуктов, реальный доход на душу населения, обеспеченность жильем, различными видами коммунальных услуг, транспортом связью; доступность образования, здравоохранения, культуры. Сюда же относятся, в соответствии с международными нормами, занятость, условия труда, включая продолжительность рабочего времени, социальные гарантии прав личности, условия ее безопасности, показатели демографии, экологии, здоровья, продовольственной обеспеченности с учетом питательной ценности потребляемых продуктов, материальных и финансовых накоплений, доступности социальных благ и услуг, социальной дифференциации, распространения негативных явлений - безработицы, дискриминации, инфляции, преступности и др.
Исследуя основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2008-2009гг., следует сказать, что по отношению к 2007г. Валовой внутренний продукт увеличился на 10,4% и составил в 2009г. 72616,8 трлн. руб. Остальные показатели июня 2009г. превышают аналогичные показатели июля 2008г. Также можно отметить отрицательный момент, что на протяжении года увеличилась численность безработных на 2%. В следующей таблице представлены данные по Республике Беларусь за I полугодие 2008-2009гг. и 2007-2008гг. по таким показателям, как обьем внешней торговли товарами, платные услуги населению, реальные денежные доходы населения, начисленная средняя заработная плата, производительность труда. В отношении 2008-2007гг. реальные денежные доходы населения РБ выросли на 13,1. Начисленная заработная плата номинальная за превышает на 23,8% этот показатель за 2007г., а реальную на 8,4%. Численность занятых в экономике осталась практически на том же уровне. [3, с.285] (Приложение А, Б).
Системообразующей основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой — он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей.
Из всего многообразия потребностей целесообразно выделить семейные. Они близки к личным, но круг их шире, поскольку у семьи возникают дополнительные нужды, обусловленные совместным ведением хозяйства и воспитанием детей: острее становится необходимость иметь отдельное жилье, предметы хозяйственного обихода, возникают потребности в средствах ухода за детьми. Вместе с тем общая семейная потребность может быть меньше суммы потребностей ее членов, так как ряд потребностей удовлетворяется семьей совместно.
Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности — это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности — это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами — это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.