Экономика общественного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями и их удовлетворения.

Содержание

Равновесие в общественном секторе……………………………………………3
Методические подходы к оценке масштабов государственного сектора экономики…………………………………………….…………………………………..……..7
Список использованной литературы………………………………….……..................21

Работа содержит 1 файл

экономика общественного сектора.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    Отличие динамического норматива, отражающего  режим функционирования и развития организации, от традиционно используемой информационной системы показателей состоит в том, что вместо привычных уровней и темпов роста показателей в этой системе оперируют порядком темпов роста, выраженным их рангами. Динамический норматив (ДН) устанавливает строгий порядок, в котором контролируемые показатели должны «следовать» друг за другом, чтобы режим работы организации в наибольшей степени способствовал реализации ее хозяйственной миссии.

    Нормативный режим функционирования организации  характеризуется следующим соотношением разнообразия результатов:

    Rвход <  Rусл  < Rрез           (1) 

    где Rвход — разнообразие входа;

           Rусл  —  разнообразие условий;

           Rрез —   разнообразие выходов.

      Для инвентаризации социально-экономической  эффективности деятельности организаций  государственного сектора экономики  путем построения  динамического норматива необходимо:

    1) рассмотреть весь набор имеющихся  в организации отчетных, статистических  и расчетных показателей;

    2) выявить в этом наборе наиболее  информативные, движение которых отражало бы наиболее четко очерченный круг параметров с минимальным шансом на двойственность интерпретации;

    3) выявленные параметры необходимо  связать с динамикой результатов,  учтенных в теоретической модели  работы организации;

    4) установить отношение роста этих  величин, моделирующее наиболее результативный (эталонный) режим работы;

    5) построить алгоритм оценки действительного  режима работы в сравнении с эталонным;

     6) разработать механизм планирования  и мотивации исполнителей, привязанный  к оценкам режима деятельности организации.

    Основу  методики построения динамического  норматива (нормативной системы  показателей) составляет метод ранговой оценки эффективности. Динамический норматив упорядочивает различные показатели деятельности организации путем  присвоения им соответствующих закономерностей соотношений темпов их роста. Чем выше должен быть темп роста одного показателя по отношению к темпам роста других, тем выше его ранг.

    Математический  аппарат ранговой статистики основан  на сравнении двух множеств чисел  – упорядоченного (нормативного) и неупорядоченного (фактического), и оценке их отличия между собой. В качестве упорядоченного множества выступает динамический норматив, в котором каждый показатель имеет свой ранг – фиксированное место в упорядочении. В качестве неупорядоченного множества выступают фактические ранги показателей, которые определяются по величине фактического роста.

    В методике определены требования к отбору показателей для формирования динамического  норматива и порядок установления их приоритетов, которые отражены в  следующем:

        1. В динамический норматив не включаются производные показатели, т.е. показатели, которые рассчитываются как производные или являются частными других показателей.
        2. Набор показателей оценивается по их воздействию на значение управляемой переменной, ее ускорение.
        3. Показатели, для которых периодичность учета больше, чем интервал регулирования режима, исключаются из дальнейшего анализа.
        4. В динамический норматив могут входить самые разнообразные показатели, как натуральные, так и стоимостные, так как фиксируется их относительная величина – темп роста.
        5. динамический норматив является динамичной системой: с учетом требований изменяющихся приоритетов, можно менять и системы показателей.

    Следующее правило формирования динамического  норматива состоит в определении приоритетов показателей путем соотношений между их ростом. Для этого используются экономические закономерности роста эффективности. Так из закономерности роста прибыли как условия, обеспечивающего эффективность деятельности, следует, что рост этого показателя должен опережать рост всех остальных показателей.

    Далее из закономерности роста производительности труда вытекает, что рост объема продаж должен обгонять рост численности  работающих; из закономерности роста  фондоотдачи следует, что рост объема продаж должен обгонять рост стоимости основных фондов; из закономерности роста фондовооруженности труда – рост стоимости основных фондов должен обгонять рост численности.

    Из  совокупности данных закономерностей  следует, что рост прибыли должен обгонять рост объема продаж, который, в свою очередь, должен обгонять рост стоимости основных средств, а рост стоимости основных средств – рост численности работающих. Таким образом, ранг прибыли будет старше ранга показателя, отражающего величину продаж, а он, в свою очередь, старше ранга стоимости основных средств, который будет старше ранга показателя численности работающих. Рост фонда заработной платы должен опережать рост численности персонала, иначе не будет обеспечен рост средней заработной платы. 

    Таким образом, в рассмотренном примере  нормативная система (динамический норматив) может быть представлен  следующим образом:

    1. чистая прибыль
    2. объем продаж
    3. фонд заработной платы
    4. стоимость основных средств
    5. численность персонала.

    В построенном таким образом динамическом нормативе заложено, что если фактические значения роста показателей будут соотноситься в порядке их значимости в динамическом нормативе, то в этом случае будут выполняться условия эффективности. Задача численной оценки эффективности в этом случае сводится к оценке соотношений между оптимальной и фактической величинами роста показателей, вошедших в динамический норматив.

    Для отличия фактических рангов от нормативных  используются коэффициенты Спирмена и  Кендалла.

    Оценкой эффективности является оценка по коэффициенту корреляции Кендалла фактического и нормативного упорядочений, расчет которого основан на инверсиях тактических рангов показателей:

    

    где    т — число инверсий для i-го показателя;

    п — число показателей, включенных в динамический норматив.

    Качество  деятельности организации можно  оценить на основании коэффициента корреляции Спирмена тактического и нормативного порядка движения избранных показателей:

     где yi = i - xi,,  i = 1,2, 3 ... — разность между рангом и местом i-го показателя.

    Оптимальным значением данных коэффициентов  является 1, так как в этом случае нет отклонения по фактическим рангам от нормативных.

    Объединение этих двух оценок в одну дают оценку результативности деятельности организации. 

     Таким образом, динамический норматив дает комплексную оценку деятельности организации, позволяет выразить в рамках одного интегрального измерителя (результативности) совокупность всех режимов функционирования организации.

    По  нашему мнению, динамический норматив должен строиться дифференцированно для различных типов организаций государственного сектора экономики с учетом целевых установок для их развития, масштабов и особенностей их функционирования и др. отличительных признаков.

    Наиболее  адекватным подходом на сегодняшний  день, по нашему мнению, является формирование динамического норматива для трех групп организаций государственного сектора экономики Свердловской области таких как

    • государственных унитарных предприятий,
    • государственных учреждений ,
    • акционерных обществ с долей государственной собственности.

    Тогда, для государственных унитарных  предприятий динамический норматив может включать:

    1. Бюджетный доход (суммарные поступления в бюджет от деятельности ГУП: отчисления от прибыли, налоги, прочие платежи),поскольку данный показатель более полно, чем показатель чистой прибыли, отражает эффект от функционирования государственных унитарных предприятий  с позиций максимизации общественного благосостояния  .
    2. Выручка от реализации произведенной продукции, работ, услуг. Использование данного показателя обосновано стремлением наиболее точно оценить изменение масштабов деятельности ГУПов. В связи с тем, что выручка от реализации растет не только под воздействием увеличения  объемов производства, но и под влиянием фактора изменения цен на продукцию, при расчете темпов роста данного показателя необходимо использовать сопоставимые цены.
    3. Затраты на содержание персонала предприятия, включающие как прямые (фонд заработной платы персонала, выплаты социального характера), так и косвенные издержки предприятия на содержание персонала (затраты на поиск, найм и отбор; обучение и расстановку кадров; увольнение  и т.д.).  Данная величина рассматривается как результирующий показатель совокупного дохода (полезности) персонала предприятия от его функционирования.
    4. Стоимость чистых активов заменяет показатель стоимости активов предприятия и наиболее адекватно отражает прирост стоимости имущества, находящегося в государственной собственности Свердловской области.
    5. Среднесписочная численность персонала государственного унитарного предприятия. Учет численности персонала предприятия в конструкции динамического норматива обусловлен стремлением  сохранить занятости населения как фактор стабильности социально-экономической ситуации в регионе функционирования предприятия.

    Установление  данного эталонного порядка изменения  показателей обусловлено следующим. На первом месте располагается показатель социально-экономического эффекта  деятельности ГУПов (бюджетный доход), на втором – показатель обеспечения  населения области различными товарами (работами, услугами), на третьем – совокупные затраты предприятия на содержание персонала как показатель социальной защищенности работников (приоритет социальной значимости над экономической эффективностью учтен в данном случае первоочередностью роста средней заработной платы в сравнении с ростом стоимости имущества (чистых активов), на четвертом месте – показатель имущественного состояния предприятия и на пятом - численность персонала. Данный показатель занимает последнее место по двум причинам: во-первых, рост производительности труда должен опережать темпы роста заработной платы, во-вторых, с точки зрения социальной эффективности важно обеспечить не просто занятость персонала, а уровень дохода, позволяющего воспроизводить человеческий капитал в расширенном режиме).

    Для акционерных обществ с государственной  собственностью динамический норматив может выглядеть следующим образом:

    1. Чистая прибыль (нами не предлагается показатель дивидендных выплат АО в бюджет, так как он в современной ситуации не отражает реальной доходности акционерных обществ в силу неразвитости фондового рынка).
    2. Объем произведенной продукции, работ, услуг (в натуральном выражении).
    3. Фонд заработной платы.
    4. Стоимость чистых активов (заменяет показатель стоимости капитала компании).
    5. Численность персонала.

             Для государственных учреждений  динамический норматив может  состоять из следующих показателей:

  1. Фактический объем оказанных услуг (в натуральном выражении).
  2. Потенциал учреждения в части оказания услуг (мощность) (например, количество ученических мест в общеобразовательных школах, количество коечных мест Фонд заработной платы персонала учреждения.
  3. Численность персонала учреждения.

    Ключевыми требованиями  к критериям оценки социально-экономической эффективности  деятельности организаций государственного сектора экономики, по нашему мнению, могут быть:

    - критерий должен оценивать изменение  в состоянии организации между  двумя моментами времени;

    - сведение социально-экономической  эффективности к одному интегральному  показателю не должно проходить за счет подмены структурного отображения  объемным;

    - данный измеритель должен обеспечить  сравнимость  во времени и  пространстве оценок социально  - экономической эффективности деятельности  отдельных организаций и государственного  сектора экономики в целом;

    - данный критерий  должен иметь  прямую связь с планированием  и мотивацией;

 

    

    Список  использованной литературы:

    1. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России. – М.: ТЕИС, 2005
    2. Основы теории переходной экономики / Под ред. Е.А. Киселевой. – Киров, 2006
    3. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева. – М.: Моск. Ун-т, 2004

Информация о работе Экономика общественного сектора