Экономика общественного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Экономика государственного (общественного) сектора — научная и учебная дисциплина, предметом которой выступает государство как специфический
субъект экономических действий. Впрочем, с самого начала следует подчеркнуть, что с позиций экономики общественного сектора государство никоим образом не является самодовлеющей силой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
1.Провалы рынка и меры государственного вмешательства: монополия, ассиметрия и недостаток информации, внешние эффекты………………..4
2.Коллективное принятие решений…………………………………………7
3.Коллективные действия…………………………………………………...10
4.Искажающее воздействие натурализованных программ, перемещение выгод……………………………………………………………………….…14
5.Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ…………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………….21

Работа содержит 1 файл

экономика общественного сектора контрольная.docx

— 85.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра экономики предприятия

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 7

по курсу: «Экономика общественного сектора»

 

 

                                                                     Выполнил студент: Романова О. Г.

                                  Группы: 60 - 81

                                         Факультета ОЗФ – 6

                                            «Допустить к защите»:

                                                                    Руководитель контрольной работы:

                                                    Абдуллина Лилия Азатовна

                                                                       «___»___________________2012г.

 

Альметьевск 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3

1.Провалы рынка и меры государственного вмешательства: монополия, ассиметрия и недостаток информации, внешние эффекты………………..4

2.Коллективное принятие решений…………………………………………7

3.Коллективные действия…………………………………………………...10

4.Искажающее воздействие натурализованных программ, перемещение выгод……………………………………………………………………….…14

5.Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ…………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Экономика государственного (общественного) сектора — научная и учебная дисциплина, предметом которой выступает государство как специфический

субъект экономических действий. Впрочем, с самого начала следует подчеркнуть, что с позиций экономики общественного сектора государство никоим образом не является самодовлеющей силой. Оно рассматривается в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия индивидов, преследующих общие цели.

      Экономика общественного сектора анализирует экономическое поведение государства как одного из субъектов хозяйства, как специфической организации в ряду других организаций, делая особый акцент на взаимодействии и его последствиях. Отсюда преобладание микроэкономической проблематики и преимущественное использование микроэкономического инструментария исследования.

     Экономика общественного сектора — прежде всего теоретическая дисциплина. Однако она очевидным образом ориентирована на потребности практики. Концепции, модели и выводы экономики общественного сектора позволяют уяснять внутренние взаимосвязи, присущие экономическим действиям государства, и прогнозировать результаты этих действий, их влияние на экономическое положение предприятий и домохозяйств. Это необходимо для анализа, обоснованной выработки и аргументированной критики социально-экономической политики, проводимой государством.

 

1.Провалы рынка и меры государственного вмешательства: монополия, ассиметрия и недостаток информации, внешние эффекты.

 

     Провал (несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии).

     В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). Равновесие достигается при равенстве предельного дохода предельным издержкам, причем цена превышает величину предельного дохода и, следовательно, предельных издержек. При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия.

     Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии.

     Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всей совокупностью некоторого ресурса (фактора), необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, специализированные производственные мощности или ключевые элементы инфраструктуры. Зачастую государство способно справляться с проблемой ситуативной монополии, непосредственно используя право принуждения. Так, корпорация, сосредоточившая и своих руках все мощности по производству определенного товара, может быть разделена на основе антимонопольного законодательства.

     Однако принудительное разделение или предотвращение слияний оправданы, когда отсутствует существенная экономия на масштабе, которая создает основу для возникновения естественной монополии. При наличии экономии на масштабе оптимальный объем производства отдельной фирмы может достигать или даже превышать объем рынка. При таких обстоятельствах разделение фирмы-монополиста способно вести к потерям эффективности.

     Технический прогресс в ряде случаев создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, в сфере телефонной

связи (важную роль в данном случае сыграло, в частности, появление  сотовой связи). Подчас удается открыть дорогу конкуренции за счет организационных инноваций. Так, в некоторых регионах Западной Европы железнодорожные компании конкурируют между собой, используя свой подвижной состав на одних и тех же путях на основе общего расписания. Однако естественная монополия остается распространенным экономическим феноменом.

     В самом деле, именно потому, что применяемое государством принуждение

является непосредственной альтернативой свободному взаимодействию, которое составляет суть рыночных отношений, к такому принуждению приходится прибегать, когда результаты добровольных действий неудовлетворительны. Другой альтернативы фактически не существует. Вместе с тем отсюда, разумеется, не следует, что принуждение непременно приводит или всегда способно приводить к желательным результатам.

     Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными

монополиями, государство  обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запрете монополизации.

     Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц

или организаций исключительными правами в сфере производства определенных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным   правом обусловливает легальную монополию.

     Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений. Тем, кто не обладает законным образом оформленным правом, государство закрывает доступ к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть также экспорт, импорт, продажа каких-либо товаров на внутреннем рынке, например винная монополия, и др.

Установление легальной  монополии оправдывается поиском  своего рода меньшего из зол. Всякая монополия, при прочих равных условиях, нежелательна. Однако если речь идет о патентовании, она может быть необходима, чтобы обеспечить стимулы технического прогресса. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно эти выгоды оправдывают затраты сил и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

     Вместе с тем, поскольку никакая монополия небезобидна, политика государства, как правило, предусматривает ликвидацию исключительных прав

патентовладельцев по прошествии некоторого времени. Это позволяет постепенно открывать доступ к нововведениям.

 

2.Коллективное  принятие решений.

 

       К самым актуальным из методов коллективного принятия решений относятся "мозговой штурм" и «дискуссионное совещание». Можно сказать, что "мозговой штурм" широко используется для решения разного рода промышленных и административных вопросов. Что касается «дискуссионного совещания», то его рекомендуется проводить, например, с целью обсуждения нового дорогостоящего проекта, затраты на реализацию которого могут быть достаточно велики, и возможные риски необходимо просчитать заранее.

     Метод «мозгового штурма». Во многих случаях требуется творческий подход к решению проблемы. Для этого и необходим "мозговой штурм". Во время его проведения участники группы предоставляют своим мыслям полную свободу и не пытаются направить их по определенному руслу. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Основное правило "мозгового штурма" заключается в том, что процесс генерации идей отделяется от их критики. Любая, даже самая безумная и явно ошибочная, мысль поощряется. Такая поддержка стимулирует творческий процесс. В результате сотрудники предлагают несколько десятков новых, оригинальных идей.

         Руководителями этого процесса являются двое: эксперт и организатор. Экспертом выступает специалист, обладающий профессиональной компетентностью в той области, к которой относится обсуждаемая проблема. В качестве организатора, может выступать специалист в области человеческих ресурсов (например, управленческий психолог).

          Желательно, чтобы "мозговой штурм" проводили внешние специалисты, не работающие в компании (эксперт по проблеме и коммуникатор), поскольку они не обременены опытом деловых и дружеских отношений с участниками дискуссии, что способствует непредвзятому анализу возникающих новых идей.

Этапы проведения "мозгового  штурма":

    • подготовка
    • формирование креативной группы
    • процесс "мозгового штурма"
    • подведение итогов

Во время подготовки выбирают проблему обсуждения и основные подходы к  ее решению. Следующий шаг – формирование креативной группы (4-10 человек), которая будет работать в условиях "мозгового штурма". Двое или трое из участников должны обладать специальными знаниями по проблеме обсуждения, а остальным желательно иметь профессиональный опыт в других областях. Так, необходимо задействовать в процессе "мозгового штурма" не только руководителя и HR-менеджера, но и маркетологов, юристов, инженеров и других сотрудников компании.

Если среди участников есть руководители и подчиненные, вводится обязательный принцип "срывания погон", то есть профессионального и личного  равенства. Кроме того, эксперту и  организатору "мозгового штурма" запрещается "давить" на участников и контролировать их высказывания. Для эффективного проведения "мозгового  штурма" необходимо создать в  креативной группе раскованную и позитивную атмосферу свободного поиска новых идей.

Для эффективного проведения "мозгового  штурма" необходимо создать в  креативной группе раскованную и позитивную атмосферу свободного поиска новых идей.

Процесс "мозгового штурма" осуществляется по определенной технологии. Сначала  руководитель формулирует проблему обсуждения и предлагает участникам поразмышлять над ее решением. Обсуждение проходит, как правило, в форме "вспышек" и пауз. Обычно "вспышки" длятся 10-15 минут. Во время "вспышки" мозговой активности новые идеи записывают на досках или листах флип-чарта, иногда используют диктофон.                              

На этапе подведения итогов руководитель перечисляет новые идеи, которые  появились в результате активного  обсуждения.

         «Дискуссионное совещание». В ходе дискуссионного совещания рабочая проблема компании обсуждается с разных сторон, своевременно выявляются возможные погрешности и ошибки. Суть этого метода заключается в том, что будущий проект создается в условиях мысленного эксперимента. В ходе обсуждения происходит моделирование ситуации, которая еще не сложилась.

       В дискуссионном совещании обязаны принимать участие руководители или представители всех подразделений компании. Группы могут состоять как из 7 участников, так и из 30 человек. Продолжительность совещания – приблизительно два часа.

      Во время подготовки к этому мероприятию каждому участнику приписывается специальная интеллектуальная функция (роль), в рамках которой он должен действовать во время обсуждения рабочей проблемы. Есть определенный набор таких ролей: докладчик, критик, соглашатель, аналитик, историк, задающий вопросы, наблюдатель и слушатель. На совещании также должны присутствовать участники, которые будут фиксировать содержательные замечания и предложения, и сотрудник, исполняющий функцию таймера.

         Руководитель или организатор (HR-менеджер) дискуссионного совещания на основе наблюдений и оценки способностей участников присваивает каждому свою роль. Так, сотруднику с конструктивным мышлением, поручают роль докладчика, сотруднику с критическим мышлением – роль критика и т.п.

Информация о работе Экономика общественного сектора