Общественный сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Описание работы

1. Общественный сектор государства и рынок.
2. Изъяны рынка и перераспределение.
3. Масштабы общественного сектора в условиях перехода к рынку.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Тема 1.  Общественный сектор экономики.

  1. Общественный сектор государства и рынок.
  2. Изъяны рынка и перераспределение.
  3. Масштабы общественного сектора в условиях перехода к рынку.

1. Общественный сектор  государства и  рынок.

    Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

    Количественно определить роль правительства в  управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько  широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

    Экономисты, столкнувшись с проблемой  внешних эффектов и общественных благ, решили выделить ту сферу экономической деятельности, в которой не срабатывают рыночные механизмы распределения благ. Таким образом, возникла наука, занимающаяся исследованием сектора экономики, в котором ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в первую очередь, через государство.

    Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

  1. Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;
  2. Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;
  3. Экономическое равновесие между D и S общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

    Главное отличие организаций частного и  ОС является то, что в ОС организации  являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

    Структура ОС:

      
 
 

    На  рисунках ЧС – частный сектор; ДОС  – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся  смешанные формы экономической  деятельности. Заштрихованная область  на рисунке справа обозначает то, что  включает в себя ОС.

    Система национальных счетов делит экономическую  деятельность по этим секторам, в частности, она выделяет:

  • частные коммерческие организации;
  • общегосударственное управление (государственные учреждения и организации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за счёт налогов и доходов от собственности;
  • негосударственные некоммерческие организации – доходы складываются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из доходов от собственности.
 

    Особенности экономики общественного  сектора - государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости

    Предполагается, что:

  • государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;
  • цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;
  • государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

    При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка  и государства существуют серьезные  разногласия по поводу пропорций и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства в экономике, форм государственного контроля.

    Две полярные точки зрения на это:

  • неолибералы (минимум государства);
  • радикалы и государственники (ведущая роль государственного сектора, прямой контроль через государственную собственность).
 

    Многие  экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой  объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения человеческой личности к улучшения качества жизни людей.

    Современная эк-ка - эк-ка смеш. типа. Ее смеш. хар-тер  опред-ся наличием разных форм собственности и способов хозяйствования. сочетанием рыночных и государственных, общественных мех-нов регулирования, возможностями согласования эк. и сои, начал.

    Неолиберальная  модель - большая роль гос-ва считается  неоправданной, решение соц. задач  передается благотвортельным орг-м.

    Радикально-государственная  модель - ведущим должен быть госсектор, доминирующей формой контроля • прямой контроль через гос. собственность.

    Особый  тип • модель социальной рын. эк-кн; активная роль гос-ва не только в регулировании  эк. процессов, но и в решении соц проблем.

    Появление • конец 40-х гг, вызов либеральному кал-му н планово-командной эк-ке. 

    Помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, необходимо, разумеется, учитывать его принципиальное отличие от других субъектов рыночного хозяйства. Рыночная система, вообще говоря, строится на базе добровольно заключаемых сделок. Однако из этого правила есть исключение.

    Государство и его органы обладают правом принуждения  в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

    Данная  особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений  с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В современном обществе это достигается посредством налогообложения.

    Экономика общественного сектора  с самого начала исходит из того, что всякое принуждение и в особенности принудительное перераспределение ресурсов целесообразно ограничивать необходимым минимумом. Вопрос состоит в том, в каких специфических случаях использование элементов принуждения оправдано с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

    В федеративных государствах, к числу  которых относится Россия, в рамках общественного сектора выделяются элементы (предприятия и организации, налоги и программы расходов), находящиеся в непосредственном распоряжении федеральных властей, и те, которыми распоряжаются субъекты федераций: республики, края и области в России, а в федеративных государствах за рубежом -- штаты, земли и др. Кроме того, в каждом государстве существенную роль играет муниципальный уровень организации общественного сектора (местное самоуправление). 

    2. Изъяны рынка и  перераспределение 

    В смешанной экономике общественный сектор призван не подменять «невидимую руку» рынка, а участвовать в решении тех задач, которые не удается успешно решить на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Эти задачи можно с некоторой долей условности разделить на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму — перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

    Закон Парето, или Принцип  Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, введённое социологом Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Может использоваться как базовый принцип для оптимизации какой-либо деятельности: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, причём дальнейшие улучшения не всегда оправданы.

    Парето-улучшение

    - такое перераспределение  ресурсов, при котором благосостояние части экономических агентов повышается без понижения благосостояния другой части или когда повышается благосостояние всех экономических агентов.

    При анализе конкретных ситуаций экономика  общественного сектора, стремится прежде всего выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

    Парето-оптимальное  состояние наилучшим образом  отвечает интересам каждого при  условии, что исходное распределение  ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что же касается перераспределения, оно, вообще говоря, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

    Когда речь идет о Парето-оптимизации, экономика  общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигается повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется главным образом исходя из социальных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограничений при принятии экономически эффективных решений.

    Изъянами  рынка называются ситуации, в которых  свободное действие рыночных сил  не обеспечивает Парето-оптималъного использования ресурсов. В качестве синонимов этого термина используются также слова: «провалы рынка», «ошибки рынка», «неэффективности рынка». Отвлекаясь на время от проблем перераспределения, можно сделать вывод, что общественный сектор призван функционировать только в зонах изъянов рынка.

    Характер  государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение. При этом изъяны рынка необходимо сопоставлять с возможными изъянами (провалами) государства. Дело в том, что действия государства, направленные на преодоление изъянов рынка, подчас в свою очередь оборачиваются неоправданными потерями.

    Изъяны  рынка возникают вследствие:

    1) ограниченной конкуренции,

    2) внешних эффектов,

    3) неполноты информации.

    Ограниченность  конкуренции

    Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Информация о работе Общественный сектор экономики