Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Работа содержит 1 файл

Шпоры по Экономики общественно сектора.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

1) .Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования 
Общественный сектор  представляет  собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства. 
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.  
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.  
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых). 
Некоммерческий сектор экономики (третий сектор) включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов. 
Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором. 
Предмет Эк.Об.Сек- это формирование и использование ресурсов государства, и влияние гос-ва на эк. положение и поведение домохозяйств и фирм. 
Объектом   исследования  выступает экономическое поведение государства как одного  из  субъектов хозяйства,  налоги,  программы  общественных  расходов. 
назвать предтеориями общественного сектора.Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул тезис. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государственная Экономика  общественного  сектора .

 

 

 

 

 

 

2) Рынок и государство в смешанной экономике.  
Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается наличие государства как гаранта выполнения взаимных обязательств, которые берут на себя свободно взаимодействующие индивиды, гаранта правового порядка. 
Расширение понимания роли государства - изучение макроэкономических процессов. Здесь государство – «надэкономический регулятор», а не производитель услуг; в стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных ресурсов. 
Особенности экономики общественного сектора - государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости  
Предполагается, что: 
- государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов; 
- цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия; 
- государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы). 
При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка и государства существуют серьезные разногласия по поводу пропорций и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства в экономике, форм государственного контроля. 
Две полярные точки зрения на это: 
- неолибералы (минимум государства); 
- радикалы и государственники (ведущая роль государственного сектора, прямой контроль через государственную собственность). 
Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения человеческой личности к улучшения качества жизни людей.

 

 

 

 

3.Структура общественного сектора экономики и тенденции развития общественного сектора. 
Общественный сектор – это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы.

Общественный  сектор представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки, общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Структура общественного сектора может быть определена с позиций плюрализма (множество) форм собственности. Собственность представляет собой многогранное общественное явление, сочетающее в себе экономические и правовые (юридические) стороны. 
Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:  
·  рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;  
·производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;  
·   экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.  
В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. 
 Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

 

 

 

 

 

4) Масштабы и динамика общественного сектора.  
Реc-cы, c помощью которых гос-во участ-ет в обществ. жизни, - это,  с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с др.  стороны  -  доходы  и  расходы  бюджета;запас рес-сов и их поток- другими словами. Особенность гос-ва состоит в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение,  поэтому доля ОС в нац. Доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.Удельный вес ОС в доходах и расходах об-ва в больш-ве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале -так и в пр-ве реализуемых на рынке товаров и услуг. Именно уд. вес гос. доходов и расходов в нац. доходе , в ВНП или в  ВВП  наиболее  концентрировано выражает роль и масштабы этого сектора.Насколько можно судить - уд. вес этого сектора в экономике развив. стран,  как правило  значительно ниже, чем в 3. Европе, США и Японии.

Для последней  группы стран хар-но,  что в  ОС  вовлекается от 30 до 60% рес-сов  эк-ки, вел-на опред-ся традициями, струк-турой и проч.  В 70-х годах тенденция повышения  доли  данного

сектора в  ВВП,   позже - стабилизация доли,  ныне в некоторых странах (Швеция) сокрашение.

И все  же  в  высокоразвитой рын.  эк-ке ОС сопоставим по масштабам с частным, при другом уровне кто-то может превалировать.По мере становления пром.  кап-ма доля гос-ва в нац. до-

ходе уменьшалась -  но с усложнением струк-ры хоз-ва и увеличением расходов на науку,  обр-ние,  оборону и тд эта доля-  как

правило- увеличивалась.В переходной эк-ке уд. вес ОС должен сокращаться, но не за

счет сокращения масштабов,  а за  счет  опережающего  развития частного сектора, повышения его эффективности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Экономические функции общественного сектора. 
Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:  
1) стабилизация экономического развития; 2) распределение ресурсов (аллокативная); 3) распределение доходов (дистрибутивная) 
Стабилизационная функция.  
Как известно, реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Влияя на денежную массу, центральный финансовый орган реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне  
Функция распределения ресурсов.  
Предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП. Дополнительный источник – налоговые льготы.  
Специфика реализации распределительной функции в формирующейся модели бюджетного федерализма Российского государства состоит в том, что реформирование системы межбюджетных отношений происходит в сложных условиях, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике демократического государства механизмы рыночного саморегулированияФункция распределения доходов. 
Предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния; осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе – искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.  
Эта функция имеет очень большое значение, поскольку при условии невмешательства государства образуется тенденция к такому распределению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, а как следствие этого, сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.

 

 

 

 

 

 

6) Факторы развития общественного сектора. 
Сущ-ет несколько разнонаправл. факторов, влияющих на объем и структуру общ. расходов и определяющих динамику их движения. Эти ф-ры отражают изменяющуюся роль основных ф-ций и задач гос-ва в соврем. общ-ве:

  • возрастающее значение творч. потенциала чел-ка. Это выр-ся в росте расходов на развитие ч-ка. Расх. на обр-е и здравоохранение явл-ся инвестициями в чел. капитал, улучшают кач-во трудовых ресурсов, ­пр-ть труда, ¯безработицу.
  • актуальна гос. фин. политика в сфере техн. прогресса и научн. исследов., т.к. это определяет лидирующее положение страны в мировой эк-ке.
  • перспективно ­ гос. расходов на инфраструктуру (стр-во дорог, мостов, коммуникаций), т.к. улучш-ся условия деят-ти предприятий, а также на охрану окр. среды
  • проблема выравнивания ур-ня д-дов разл. слоев насел-я, необход. решить проблему такого типа пособий по безраб-це, кот. подрыв. стимулы к предложению труда.
  • Постарение нас-я Þ вопрос о размере пенсии и ­ расходов на пенс.  мед. услуги.
  • Динамика гос. расх. явл-ся также рез-том действия ф-ров, сокращающих расходы бюджета:

-  ¯воен. расх.

-  ¯расх. на управленч. аппарат

- проведение продуманной  политики приватизации

-  ¯налогов и гос. расх. на соц. нужды (пример: Швеция, Великобритания)

Þ комбинация разнонаправленных ф-ров влияет на развитие и динамику общ. сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) Провалы рынка и необходимость общественного сектора. 
Необходимость существования общественного сектора обосновывается с позиции экономической теории провалов рынка. Эффективно распределение ресурсов хар-ся тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось. Подобная ситуация называется оптимумом, или эффективностью, по В. Парето (1848-1923), и для ее достижения необходим ряд условий, реализации которых противодействуют провалы (изъяны) рынка. Провалы рынка – это ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограниченность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рынков,дифференциация доходов. 1.Наличие монополий (прежде всего естественных), а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосос-ю и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выр-ся в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества, экономических благ.2. Информационная асимметрия у производителей и потребителей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образования. Есть отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потребителей (страхование), где ущерб может быть нанесен слабо информированному страховщику. Данный вид провалов рынка также требует вмеша-а государства, в частности наличия гос-го  и муниципального секторов в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование).3.Внешние эффекты – издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке, достаётся посторонним лицам. В случае отрицательных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) государство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии (выплаты из гос. бюджета) производителям. Когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие.4. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (экономические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие негативные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций. Рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. 

 

 

 

8) Внешние эффекты и формы проявления в рыночной экономике.. 
 Внешние эффекты – это издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара.Внешние воздействия могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные – с выгодами для третьих лиц. Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предпри- ятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают не- компенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. По- скольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска. 
Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эф- фекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квар- тале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказы- вается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта явля- ется получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хоро- шее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уро- вень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соот- носит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения об- разования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"