Общественный сектор в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Немецкий экономист Ф.Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении «догоняющих», не имею другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации , кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
1. СОЧЕТАНИЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ …………………

5
2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА …………………………………

9
3. ФУНКЦИИ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРУГООБОРОТЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И РЕСУРСОВ……………………….

14
4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА ………….
23
5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ………………………………………………………………………….

36
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
39

Работа содержит 1 файл

Контрольная ЭОС.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 Введение……………………………………………………………………...

3

1. СОЧЕТАНИЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ …………………

 

5

2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,  МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ  РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА  …………………………………

 

9

3. ФУНКЦИИ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРУГООБОРОТЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И  РЕСУРСОВ……………………….

 

14

4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВАЛОВ  РЫНКА И ГОСУДАРСТВА ………….

23

5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР  В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ………………………………………………………………………….

 

36

Список  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики  в период , когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора.

Немецкий экономист Ф.Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении «догоняющих», не имею другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации , кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Теория развития, предложенная немецким экономистом Ф.Листом, нашла  свое продолжение в XX в. в различных моделях линейных стадий роста (У.Ростоу, Харрорд-Домара), моделях структурных преобразований (А.Льюисс) и в ряде других экономических теорий и моделей  развития, а также в экономике СССР, где соответствующие этой теории модели развития приводили к очевидным успехам.

Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики.

Оригинальная теория обоснования экономической роли государства  была предложена в середине XX в. французским экономистов Ф.Перру. Его «доктрина трех экономик» близка по своей сущности теории развития, хотя и отличается меньшей этической направленностью Исходной предпосылкой в теории Перу является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который бы подчинил себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перу может быть только государство.

Теоретические школы, традиционно  менее озабоченные проблемами преодоления  отставания одних государств от других, примерно с конца XIX в. начинают говорить  о необходимости экономической роли государства, общественного внедрения в экономику. Принципиально важным моментом является то, что англосаксонские и близкие к ним по духу политэкономы пишут именно об общественном контроле и общественном регулировании, а не о государственном. Важной в этом направлении является работа Дж.М.Кларка, для которого целью являлось «сбалансированное общество», в котором частная деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством государства. Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспеченности мира и чувства общности людей.

Еще один немецкий ученый А.Вагнер в конце XIX в. сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Он впервые отметил  тенденцию переход а от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей. Одним из подходов к обоснованию необходимости формирования общественного сектора и является теория благосостояния.

В настоящее время  актуальным является рассмотрение тенденций  в развитии современной рыночной экономики в целом и экономики общественного сектора в частности с позиции теории права собственности. Теория прав собственности утверждает, что внешние эффекты могут быть трансформированы во внутренние в процессе переговоров при условии, что права собственности четко определены и могут обмениваться. Обмен правами собственности влечет за собой транзакционные издержки.  Снизить транзакционные издержки можно либо с помощью власти государства, либо с помощью создания сообществ, групп, ассоциаций, т.е. в обоих случаях при наличии общественного сектора. Еще Дж.К.Гелбрейт отмечал, что современный рынок – олигополистичсекий по своей природе и его признаком являются прежде всего четко установленные права собственности. Три сектора экономики и составляют экономическое пространство, которое  современная экономическая наука и определяет как смешанную рыночную экономику. Это общественный сектор, в котором права собственности на ресурсы не распределены, частный сектор, в котором права собственности на ресурсы распределены и защищены, а также смешанный сектор экономики, в рамках которого, дополняя друг друга в обеспечении ресурсов для функционирования различных институтов общественного сектора , представлены как чистое общественное благо, так и чистое частное благо.

Рассмотрим подробнее  роль общественного сектора в  смешанной экономике.

 

  1. Сочетание рынка и государства в смешанной экономике.

Модели смешанной  экономики.

Современная смешанная  экономика эволюционирует под воздействием многих внешних и внутренних разнонаправленных факторов, не только изменяющих характер социально экономических укладов но и характер социально-экономических укладов, но и преобразующих ее структуру, элементы которой в ходе процессов глобализации интегрируют на межгосударственном процессов глобализации интегрируют на межгосударственном уровне.

Плюрализм форм собственности  и рыночные отношения в современных  условиях базируются на взаимодействии государственных, муниципальных, общественных и частных структур, которые выполняют  различные функции, нередко действуют как партнеры, обеспечивая тем самым эффективное развитие эффективное развитие.

Рыночная экономика  в любой стране представляет собой  смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.

Как правило, под общественным сектором экономики понимают государственный  сектор. Вместе с тем в принципе понятие общественного сектора  несколько шире, в него входят также  бесприбыльные предприятия  общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, предоставляющие различного рода услуги связанные предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения населения.

Иногда все эти организации  объединяют одним термином - некоммерческие организации. Другой, но менее распространенный термин - третий сектор экономики. Имеется в виду, что первые два сектора - это частный и государственный, а третий - это сектор некоммерческих организаций. Эти общественные объединения, так же как и государство, перераспределяют ресурсы общества. Они выполняют свои общественные функции на нерыночной,  бесприбыльной основе. В основе их деятельности лежат нравственные принципы, одним из которых является альтруизм.

Общественный сектор экономики - это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему  государственных финансов, государственных  предприятий других государственных  ресурсов (например, предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные  некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Можно выделить также  модели государственного сектора экономики  в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального  обеспечения - этих двух важнейших характеристик государственного сектора важнейших характеристик государственного сектора экономики. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики (рис.1.1): социалистическую; скандинавскую; латиноамериканскую; либеральную. Первая модель отличается высоким уровнем огосударствления производства и социального обеспечения, на последнем  месте по этим критериям находится либеральная модель. Скандинавская и латиноамериканская модели занимают промежуточное положение.

В рамках общей тенденции  увеличения экономической роли государства  и доли государственных расходов действовали разнонаправленные  тенденции, ведущие к снижению этих расходов под влиянием различных  экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран.

Во второй половине XX в. отношение правительств и общественности к государственному вмешательству  в экономику капиталистических  стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства Если в 1950 70 е годы трактовках экономической роли государства. Если в 1950-70-е годы господствовали концепции «доминирующего государства» (кейнсианство), то в 1980-е - первой половине 1990-х годов наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства» (неоклассическая теория, монетаризм). Начиная с середины 1990-х годов все большее распространение получает идея «эффективного государства».

Рыночный механизм и  в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях.

Главные проблемы смешанной  экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

• во-первых, найти оптимальное  соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;

• во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая роль государства  в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:

• во-первых обеспечение  правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

• во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

• в-третьих, осуществление  государственной экономической политики.

 

 

 

 

 

2. Понятие, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.

Общественный сектор - это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX-XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешанной экономике. В последующий период произошло ее становление и утверждение как новой перспективной формы социально-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной  экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития - формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нелинейный характер. С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных социально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей - классов и социальных групп. С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потребность перехода от узко конфронтационного подхода к целостному видению общественного прогресса, к необходимости выявления универсальных тенденций развития у современной цивилизации, их синтезу.

Среди экономистов ведется дискуссия по поводу определения границ секторов и сферы действия институтов государства и рынка. Имеются разные взгляды по обоснованию необходимости существования общественного сектора, в частности, широкое распространение получила теория провалов рынка и общественных благ.

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с помощью системы бюджетного финансирования в сочетании с правовым администрированием и политическим механизмом общественного выбора (голосования избирателей).

Структура общественного  сектора может быть определена с позиций плюрализма форм собственности. Собственность представляет собой многогранное общественное явление, сочетающее в себе экономические и правовые (юридические) стороны. Экономическая сторона собственности отражает базисные отношения присвоения условий и результатов производства, что определяет место и роль людей в системе отношений распределения и потребления благ. Правовая сторона собственности проявляется в наборе собственнических правомочий, закрепленных за разными субъектами в выделении объектов и закрепленных за разными субъектами, в выделении объектов и субъектов прав собственности, в спецификации прав собственности, четком разграничении прав собственности и их законодательной защите.

Информация о работе Общественный сектор в смешанной экономике