Экономика общественного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

Экономика общественного сектора изучает закономерности и практические проблемы, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов.
При этом, базируясь на общетеоретических представлениях о рыночной системе, эта дисциплина рассматривает участие государства в экономической деятельности сквозь призму рынка

Работа содержит 1 файл

Общественный сектор.docx

— 19.19 Кб (Скачать)

Общественный  сектор   

      Экономика общественного сектора изучает  закономерности и практические проблемы, которые связаны с производством  общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов.

     При этом, базируясь на общетеоретических  представлениях о рыночной системе, эта дисциплина рассматривает участие  государства в экономической  деятельности сквозь призму рынка. Предполагается, что:

-государство,  подобно предприятиям и некоммерческим  организациям, функционирует в рыночной  среде, а потребность в его  участии в экономической жизни  возникает в тех и только  тех случаях, когда свободное  действие рыночных сил не обеспечивает  оптимального размещения и использования  ресурсов;

-цели  государственных органов и способы  их достижения, а также стратегии  предприятий и некоммерческих  организаций в конечном итоге  определяются интересами индивидов  и формируются в ходе их  взаимодействия;

-государство  использует, прежде всего, финансовые  инструменты реализации своих  целей (налоги, общественные расходы).

     Общественный  сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в  распоряжении государства.

     Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся  в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.

Пример. Сопоставим условия деятельности двух предприятий, каждое из которых является по своему статусу акционерным обществом. Первое предприятие производит обычные  товары народного потребления, поставляемые на конкурентный рынок, однако единственным владельцем акций этого предприятия  является государство. Второе предприятие  специализируется на изготовлении компонентов  ядерного оружия, его единственным заказчиком выступает государство, а единственным источником финансирования — государственный бюджет. В то же время акционерами предприятия  являются частные лица. Первое предприятие  находится в государственной  собственности, а второе — в частной. Однако для описания проблем, с которыми сталкивается первое предприятие, объяснения его экономического поведения, прогнозирования  объема производства и уровня цен  и т.п. в общем и целом достаточно тех же знаний и навыков, которые  требуются для решения аналогичных  задач применительно к частным  производителям потребительских товаров. А во втором случае требуются специфические  знания, касающиеся формирования государственных  заказов, оценки программ бюджетных расходов и их финансирования с помощью налогов. Данный пример помогает понять, что наиболее сложные и своеобразные проблемы, связанные с участием государства в экономической жизни, далеко не всегда непосредственно относятся к управлению государственными предприятиями и организациями. Это естественно, поскольку создание организации, в том числе предприятия, — лишь конкретная форма, способ целесообразного использования ресурсов.

     Экономисты, столкнувшись с проблемой внешних  эффектов и общественных благ, решили выделить ту сферу экономической  деятельности, в которой не срабатывают  рыночные механизмы распределения  благ. Таким образом, возникла наука, занимающаяся исследованием сектора  экономики, в котором ресурсы  распределяются не через рынок, а  через другие экономические институты, в первую очередь, через государство.

Общественный  сектор представляет собой такую  область экономики или ту часть  экономического пространства, где:

-рынок  не действует или только частично  действует, а, следовательно, преобладает  нерыночный способ координации  деятельности;

-производятся  и потребляются не частные,  а общественные блага;

-экономическое  равновесие между потребителями  общественных благ осуществляется  государством, органами местного  самоуправления и добровольно-общественными  организациями с помощью соответствующих  социальных институтов (в первую  очередь с помощью бюджетно-финансовой  политики).

     Главное отличие организаций частного и  общественного сектора является то, что в общественном секторе  организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную  задачу в получении прибыли), а  также доминирующую роль в общественномсекторе играет государство.

     Помимо  названных институтов, к общественному  сектору в широком смысле слова  относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих  зарубежных странах, является важным элементом  гражданского общества. Эти структуры  осуществляют свою деятельность в сфере  провалов рынка и не ориентированы  на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут  получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

     Общественный  сектор– это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.  

     Общественный  сектор представляет собой такую  область экономики или часть  экономического пространства, где в  совокупности определяются следующие  специфические условия:

     ·  рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает  нерыночный способ координации экономической  деятельности, нерыночный тип организации  обмена деятельностью;

     ·  производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

     ·  экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

     В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

     Масштабы  общественного сектора характеризуется  как размерами государственной  собственности (запас ресурсов), так  и объемом государственных доходов  и расходов (потоки собираемых и  расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные  позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные  исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных  экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще  в конце Х I Х века) доля общественного  сектора в экономике постоянно  увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту  закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

     Масштабы  и динамика общественного сектора  в странах со смешанной экономикой 

     Существуют  различные способы оценки масштабов  общественного сектора и степени  его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.  

     Масштабы  государственного влияния на экономику  в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в  таких странах, как Швеция, Франция  и Италия этот показатель находится  в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

     Масштабы  государственной собственности  в различных отраслях экономики  также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в  среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной  собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти  во всех отраслях промышленного производства не превышает  25%

     Размер  общественного сектора в экономике  определяется соотношением тех выгод  и издержек, которые связаны с  его функционированием. К числу  получаемых обществом выгод относятся: компенсация “провалов” рынка, сглаживание  циклического развития экономики, достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан  и др. Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

     В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие  целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

     1. наличие и масштабы провалов  рынка. С развитием экономики  возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе  не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной  собственности). Как следствие, появляются  новые задачи и функции государственного  регулирования, что вызывает расширение  общественного сектора;

     2. циклы политической конъюнктуры.  Динамика общественного сектора  связана с процессом подготовки  к очередным выборам в органы  государственной власти. Стремясь  расширить число своих избирателей,  правящие политические силы увеличивают  расходы социального характера,  которые затем крайне трудно  поддаются сокращению;

     3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

     4. интересы бюрократии. В теории  показывается, что любая бюрократическая  организация стремится к расширению  своей деятельности. Интересы государственных  учреждений заключаются в повышении  объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую  связаны с ростом общественного  сектора.

     Позитивные  и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются  по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются  в течение длительного периода  времени. В итоге, если государство  не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

Информация о работе Экономика общественного сектора