Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности прибыли и механизма её формирования.
2. Изучение методов и финансовых результатов инструментов управления прибылью предприятия.
3. Проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «ПетроДом»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Значение, функции и виды прибыли 6
1.2 Организационные основы управления прибылью на
предприятии 13
1.3 Методы управления прибылью 19
Выводы 26

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ПетроДом» 29
2.2 Анализ прибыли ООО «ПетроДом» 36
2.3 Анализ показателей рентабельности 44
Выводы 50

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ПЕТРОДОМ» 52
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли 52
3.2 Планирование прибыли ООО «ПетроДом» 62
3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом» 69
Выводы 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Работа содержит 1 файл

Система управления прибыльюъ.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

Анализ доходов и расходов позволяет сделать вывод, что в 2010 году произошло снижение всех показателей. В первую очередь это связано со снижением платежеспособности населения и, как следствие, приведшим к замедлению товарооборота.

Для выявления роли прибыли  в деятельности ООО «ПетроДом» обратимся к данным бухгалтерского баланса и проанализируем состояние валюты баланса, а также изменение доли прибыли в валюте баланса в Таблице 4.

Таблица 4

Анализ валюты баланса  ООО «ПетроДом» за 2009-2010гг.

 

ПАССИВ

2009г.

2010г.

Изменения (+,-)

Темп роста, %

Тыс.руб.

Уд.вес,

%

Тыс.руб

Уд.вес,

%

Капитал и резервы

3052

61

2243

77,4

-809

60,6

Уставный капитал

1000

20

1000

34,6

-

-

Нераспределенная прибыль

2051

41

1242

42,8

-809

60,6

Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

Краткосрочные обязательства

1949

39

656

22,6

-1293

33,7

Баланс

5001

100

2899

100

-2102

58,0


 

Валюта баланса существенно уменьшилась в 2010г. Это снижение в абсолютном выражении составило 2102 тыс. руб., темп снижения составил 58%.

Уменьшение валюты баланса  свидетельствует о снижении оборотов в деятельности предприятия, тем  не менее, доля прибыли в валюте баланса несколько возросла. Если в 2009 году удельный вес нераспределенной прибыли в валюте баланса составлял 41%, то в 2010 году доля прибыли в валюте баланса составила 42,8%. Это обусловлено снижением краткосрочных обязательств предприятия перед поставщиками и подрядчиками.

Кроме того, необходимо отметить высокий уровень собственного капитала в структуре источников финансирования ООО «ПетроДом» - 61% в  2009 г. и 77,4% в 2010г. Это свидетельствует о высоком уровне финансовой независимости и финансовой устойчивости предприятия.

 

2.2 Анализ прибыли ООО  «ПетроДом»

 

Прибыль отчетного периода  отражает финансовый результат торговой деятельности ООО «ПетроДом» с учетом всех ее сторон.

Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:

  • Изменение объема продаж.
  • Изменение ассортимента реализованной продукции.
  • Изменение себестоимости продукции.
  • Изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли  от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа  составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса) (Таблица 5).

 

Таблица 5

Факторный анализ прибыли

Показатели

2009г., тыс.руб

2010г. Тыс.руб

Абсолютное  изменение

Относительные изменения, %

1

2

3

4

5

Выручка от продажи  подукции

31778

28544

-3234

-10,18%

Себестоимость

24880

22992

-1888

-7,59%

Коммерческие  расходы

3610

2870

-740

-20,50%

Управленческие расходы

1381

1137

-244

-17,67%

Прибыль от продаж

1907

1545

-362

-18,98%

Индекс изменения  цен

1

1,15

0,15

15%

Объем реализации в сопоставимых ценах

31778

24821

-6957

-21,89%


 

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим  образом.

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж.

Выручка от реализации товаров  предприятия в отчетном периоде  составила 28544 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (28544/1,15), который составил 24821 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 78,11% (24821/31778*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 21,89%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 1907 * (-0,18475) = -352 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность  определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем  деления объема реализации отчетного  периода на индекс изменения цен  реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж  на величину прибыли организации  определяется сопоставлением прибыли  отчетного периода, рассчитанной  на основе цен и себестоимости  базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 24821 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (24880*0,81525) = 20290 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 3610 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 1381 тыс. рублей;
  • прибыль (убыток) отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (24821–20290–3610–1381) = -460 тыс. рублей.

Таким образом, влияние  сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: -460 – (1907*0,81525) = -1094 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что  в составе реализованной продукции  увеличился удельный вес продукции  с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 22992 – (24880*0,81525) = 2708,58 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения  коммерческих и управленческих  расходов на прибыль компании  определим путем сопоставления  их величины в отчетном и  базисном периодах. За счет снижения  размера коммерческих расходов  прибыль выросла на 740 тыс. рублей (2870-3610), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 244 тыс. рублей (1137 – 1381).

5. Для определения  влияния цен реализации продукции,  работ, услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 28544 - 24821 = 3723 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем  общее влияние всех перечисленных  факторов:

  1. влияние объема продаж -352 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1094 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -2708 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +740 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов + 244 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +3723 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +553 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

Перейдем к анализу  чистой прибыли (Таблица 6)

Таблица 6

Анализ чистой прибыли  ООО «ПетроДом»

Показатели

2009г., тыс.руб.

2010г., тыс.руб.

Отклонение

Выручка от продаж продукции

31778

28544

-3234

Прибыль от продаж

1907

1545

-362

Прочие расходы

99

93

-6

Прибыль от налогообложения

1808

1452

-356

ЕНВД

404

210

-194

Чистая прибыль

1404

1242

-162

Чистая прибыль на 1 руб. оборота

4,4

4,3

-0,1


 

В отчетном периоде чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 162 тыс.рублей. также произошло снижение уровня чистой прибыли в обороте на 0,1 п.п., что свидетельствует об уменьшении эффективности деятельности предприятия.

Исходя из данных Таблицы 7 рассчитаем влияние факторов на изменение (уменьшение) прибыли от продаж, которое составило 362 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Исходные данные для  расчета влияния факторов на изменение  прибыли от продаж

 

Показатели

2009г., тыс.руб.

2010г., тыс.руб.

Изменения

В тыс.руб.

В %

Выручка от продаж

31778

28544

-3234

89,8

Валовая прибыль

6898

5552

-1346

80,4

Удельный вес валовой  прибыли в выручке

21,7

19,4

-

-2,3

Коммерческие расходы

3610

2870

-740

79,5

Удельный вес коммерческих расходов в выручке

11,4

10

-

-1,4

Управленческие расходы

1381

1137

-244

82,3

Удельный вес управленческих расходов в выручке

4,3

4

-

0,3

Прибыль от продаж

1907

1545

-362

81

Рентабельность прибыли

6

5,4

-

-0,6

Информация о работе Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России