Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности прибыли и механизма её формирования.
2. Изучение методов и финансовых результатов инструментов управления прибылью предприятия.
3. Проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «ПетроДом»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Значение, функции и виды прибыли 6
1.2 Организационные основы управления прибылью на
предприятии 13
1.3 Методы управления прибылью 19
Выводы 26

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ПетроДом» 29
2.2 Анализ прибыли ООО «ПетроДом» 36
2.3 Анализ показателей рентабельности 44
Выводы 50

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ПЕТРОДОМ» 52
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли 52
3.2 Планирование прибыли ООО «ПетроДом» 62
3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом» 69
Выводы 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Работа содержит 1 файл

Система управления прибыльюъ.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

 

Рассмотрим влияние  выручки на прибыль от реализации. С увеличением объема товарооборота при прочих равных условиях сумма прибыли увеличивается, а с уменьшением товарооборота прибыль сокращается. Влияние размера выручки на сумму прибыли от продаж определяется путем умножения рентабельности продаж предшествующего периода (R0пр) на величину отклонения выручки отчетного периода от выручки предшествующего периода (N1 – N0) и делением полученного произведения на сто:

 

(N1-N0)* R0пр/100=(28544-31778)*6/100= -193 тыс.руб

 

С увеличением уровня валовой прибыли, прибыль от продаж увеличивается и наоборот. Влияние среднего уровня валовой прибили на прибыль от продаж определяется путем умножения суммы выручки отчетного периода (N1) на разность между уровнем валовой прибыли отчетного и предшествующего периода (Y1ВД  - Y0ВД), полученное произведение делится на сто процентов:

 

N1*(Y1ВД  - Y0ВД)/100=28544*(19,4-21,7)/100= -656 тыс.руб.

 

Изменение уровня издержек обращения (коммерческих расходов) оказывает  обратное влияние на сумму прибыли  от продаж. Увеличение расходов снижает  прибыль, а уменьшение – увеличивает  её. Для определения влияния коммерческих расходов на прибыль от продаж следует выручку отчетного периода (N1) умножить на величину отклонения расходов отчетного периода (Y1ИО) от предшествующего (Y0ИО), полученное произведение разделить на сто:

 

N1*( Y1ИО- Y0ИО)/100=28544*(10-11,4)/100= -400 тыс.руб.

 

Изменение уровня издержек обращения (управленческих расходов) оказывает обратное влияние на сумму  прибыли от продаж. Увеличение расходов снижает прибыль, а уменьшение - увеличивает ее. Для определения влияния управленческих расходов на прибыль от продаж следует выручку отчетного периода (N1) умножить на величину отклонения расходов отчетного периода (Y1ИО), от предшествующего (Y0ИО), полученное произведение разделить на сто:

 

N1*( Y1ИО- Y0ИО)/100=28544*(4-4,3)/100= -87 тыс.руб.

 

Снижение выручки  предприятия уменьшило прибыль  от продаж на 193 тыс. руб., снижение удельного  веса коммерческих расходов повлекло за собой рост прибыли от продаж на 400 тыс. руб., а снижение управленческих расходов привело к росту прибыли  от продаж на 87 тыс. руб. В итоге общее влияние этих факторов увеличило прибыль от продаж на 294 тыс. руб. Но такой фактор, как валовая прибыль, в конечном итоге уменьшил прибыль от продаж на 656 тыс. руб., поэтому она снизилась на 362 тыс. руб.

Рассмотрим  влияние таких факторов как выручка и себестоимость на валовую прибыль. С помощью таблицы 8 рассчитаем эти факторы.

Таблица 8

Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение валовой прибыли

Показатель

2009г. тыс.руб

2010г., тыс.руб.

Изменения

В тыс.руб

В %

Выручка от продаж

31778

28544

-3234

89,8

Себестоимость

24880

22992

-1888

92,4

Валовая прибыль

6898

5552

-1346

80,4

Удельный вес себестоимости  в выручке

78,3

80,5

-

-2,2

Рентабельность валовой  прибыли

21,7

19,4

-

-2,3


 

Влияние выручки от продаж на валовую прибыль рассчитывается умножением рентабельности валовой прибыли за прошлый год (R0АП) на прирост выручки по сравнению с прошлым годом (N1 - N0) и полученное произведение делим на сто процентов:

(N1 - N0)* R0АП /100=(28544-31778)*21,7/100% = -704 тыс. руб.

Себестоимость продукции обратно  пропорциональна валовой прибыли: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли, а увеличение снижает прибыль. Для  определения влияния себестоимости  на валовую прибыль следует выручку отчетного периода (N1) умножить на величину отклонения себестоимости отчетного периода (Y1с) от предшествующего (Y0С), полученное произведение разделить на сто процентов:12

N1*(Y1c-Y0c)/100=28544*(80.5-78.3)/100%=642 тыс.руб

Общее влияние факторов равно:

-704-642=-1346 тыс.руб.

Падение выручки предприятия уменьшила  валовую прибыль на 704 тыс.руб.

Увеличение удельного  веса себестоимости в выручке  снизило валовую прибыль на 642 тыс.руб. В итоге общее влияние  факторов уменьшило валовую прибыль  на 1346 тыс.руб.

 

2.3 Анализ показателей  рентабельности

 

По абсолютной сумме  прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так  как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности  работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - рентабельность.

Показатели рентабельности рассчитаем на основе данных Баланса  и «Отчета о прибылях и убытках», приведенных в Приложении. Исходные данные для расчета представим в таблице 9.

Основные показатели рентабельности, характеризующие деятельность ООО «ПетроДом» в 2009-2010гг., представим в Таблице 10

Таблица 9

Балансовые данные ООО  «ПетроДом»

Показатель

На 01.01.2009г. тыс.руб

На 01.01.2010г. тыс.руб

На 01.01.2011г. тыс.руб

Актив

     

Внеоборотные активы

113

108

105

Оборотные активы

2994

4893

2794

Баланс

3107

5001

2899

Пассив

     

Капитал и резервы

1648

3052

2243

Долгосрочные   обязательства

-

-

-

Краткосрочные обязательства

1459

1949

656

Баланс

3107

5001

2899


 

 

Таблица 10

Показатели рентабельности капитала и его составляющих

 Показатели

2009г.

2010г.

Изменение

Рентабельность активов

35

31,4

-3,6

Рентабельность оборотных  активов

26

36

+10

Рентабельность внеоборотных активов

1271

1166,2

-104,8

Рентабельность собственного капитала

59,7

46,9

-12,8

Рентабельность заемного капитала

82,4

95,4

+13


 

1. Рентабельность активов (всего имущества) (РА) — характеризует, насколько эффективно организация использует свои активы. Рассчитывается по формуле: чистая прибыль расчетного периода (Пчх) деленная на среднюю стоимость имущества организации за расчетный период (Ах).

РА2009 = ПЧ20092009 =1404/((3107+5001 )/2)* 100%=35%

РА2010 = ПЧ20102010=1242/((5001+2899)/2)* 100%=31,4%

Рентабельность активов  к концу года уменьшилась на 3,6. Это связано с тем, что чистая прибыль снизилась. С каждого  рубля, вложенного в имущество в 2010 г., предприятие получало 31,4 копеек.

2. Рентабельность оборотных (Роа) характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы, и определяется, как отношение чистой прибыли предприятия расчетного периода (ПЧх) к средней величине оборотных активов за расчетный период (АОх).

PОA2009 = ПЧ2009О2009=1404/((2994+4893)/2)*100%=26%

PОA2010 = ПЧ2010О2010=1242/((4893+2794)/2)*100%=36%

Произошло увеличение доли чистой прибыли в составе оборотных  активов. Также на увеличение рентабельности повлияло снижение оборотных активов.

3. Рентабельность внеоборотных  активов (Рва) характеризует эффективность использования внеоборотных средств предприятия. Определяется как отношение чистой прибыли расчетного периода (ПЧх) к средней стоимости внеоборотных активов предприятия определенного периода (АВх).

РВА2009 = ПЧ2009В2009=1404/((113+108)/2)* 100%= 1271 %

PBA2010 = ПЧ2010В2010 =1242/((108+105)/2)* 100%= 1166,2%

Рентабельность внеоборотных активов на конец 2010 года составляет 1166,2%, по сравнению с 2009 годом она уменьшилась на 104,8%, что говорит о снижении эффективности использования немобильных активов.

4. Рентабельность собственного капитала (РСК) показывает, какова эффективность использования собственного капитала предприятия. Находится как отношение чистой прибыли определенного периода (ПЧх) к средней стоимости собственных средств предприятия расчетного периода (ССх).

РСК2009 = ПЧ2009С2009=1404/((1648+3052)/2)* 100%=59,7%

РСК2010 = ПЧ2010С2010=1242/((3052+2243)/2)* 100%=46,9%

Рентабельность собственного капитала изменилась с 59,7% до 46,9%, что  является отрицательным моментом.

5. Рентабельность заемного капитала (РЗК) показывает, какова эффективность использования заемного капитала предприятия. Находится как отношение чистой прибыли определенного периода (ПЧх) к средней величине заемных средств определенного периода (СЗх).

РЗК2009 = ПЧ2009З2009=1404/((1459+1949)/2)* 100%=82,4%

РЗК2010 = ПЧ2010З2010=1242/((1949+656)/2)* 100%=95,4%

Снижение использования  заемных средств в 2010 г. привело к росту рентабельности на 13%. Потребность в заемных средствах снизилась из-за увеличения оборачиваемости оборотных средств.

Виды показателей рентабельности, характеризующие рентабельность затрат ООО «ПетроДом», представим в Таблице 11.

Таблица 11

Показатели рентабельности затрат ООО «ПетроДом»

Показатели

2009г.

2010г.

Изменение

Рентабельность текущих  затрат (продукции)

6,4

5,7

-0,7

Рентабельность себестоимости  продаж

27,7

24,1

-3,6

Рентабельность издержек обращения

52,8

53,8

+1


 

1. Рентабельность продукции (Рп) показывает прибыль, приходящуюся на рубль затрат. Определяется как отношение прибыли от продаж за определенный период (ППх) к общей сумме затрат (себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы и управленческие расходы) за определенный период (ЗОБх).

РП2009 = ПП2009ОБ2009=1907/29871 * 100%=6,4%

РП2010П2010/ ЗОБ2010=1545/26999* 100%=5,7%

Рентабельность 2009 года составляет 6,4%, рентабельность и так не большая, при этом в 2010 году уменьшилась до 5,7%.

2. Рентабельность себестоимости продаж (Рс), т.е. определения прибыли на 1 рубль расходов, рассчитывается соотношением валовой прибыли за определенный период (ПВх) и себестоимостью продукции за определенный период (ССх).

РС2009В2009С2009 =6898/24880* 100%=27,7%

РС2010В2010С2010=5552/22992* 100%=24,1%

Рентабельность себестоимости  уменьшилась в 2009 году на 3,6%.

3. Рентабельность издержек обращения (Ри) дает представление о прибыли, приходящейся на 1 рубль издержек обращения. Определяется как отношение прибыли от реализации за определенный период (ППх) к коммерческим расходам за определенный период (ИОх).

РИ2009 = ПП2009О2009 =1907/3610* 100%=52,8%

РИ2010 = ПП2010/ ИО2010=1545/2870* 100%=53,8%

Информация о работе Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России