Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности прибыли и механизма её формирования.
2. Изучение методов и финансовых результатов инструментов управления прибылью предприятия.
3. Проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «ПетроДом»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Значение, функции и виды прибыли 6
1.2 Организационные основы управления прибылью на
предприятии 13
1.3 Методы управления прибылью 19
Выводы 26

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ПетроДом» 29
2.2 Анализ прибыли ООО «ПетроДом» 36
2.3 Анализ показателей рентабельности 44
Выводы 50

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ПЕТРОДОМ» 52
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли 52
3.2 Планирование прибыли ООО «ПетроДом» 62
3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом» 69
Выводы 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Работа содержит 1 файл

Система управления прибыльюъ.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли предприятия, является изменение состава и структуры ассортимента реализуемых товаров.

Сущность выбора оптимальной  структуры ассортимента с учетом конъюнктуры рынка, и его управление заключается в том, чтобы продавец своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

Но покупатели, как  правило, не едины в своих предпочтениях. Поэтому в целях роста продаж необходимо решать задачу по управлению ассортиментом и его оптимизации. Для формирования ассортимента необходимо учитывать следующие товарные категории:

-спрос покупателя;

-местонахождение магазина;

-формат магазина;

-предложения поставщиков;

-конкурентное окружение.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп; а с другой, - необходимость получения наибольшей прибыли.

Рассмотрим ежемесячный  ассортимент реализуемых товаров  ООО «ПетроДом», сделав выборку по наиболее популярным позициям (Таблица13)

Таблица 13

Ассортимент реализуемых  товаров, с выявлением наиболее рентабельных

Наимено-вание товара

Объем закупки, шт.

Себестои-мость, руб.

Цена, руб.

Прибыль с ед. товара, руб.

Рента-бель-ность продаж, %

Сумма общей прибыли, руб.

Выруч-ка, руб.

Мыло хозяйст-венное, 200г.

60

19,5

24

4,5

18,8

270

1440

Шампунь 250мл

30

63,06

76

12,94

17

388,2

2280

Зубная паста 100мл

70

52,94

65

12,06

18,6

844,2

4550

Лак д/волос 250мл

80

110,3

134

23,7

17,7

1896

10720

Моющее средство

50

56,33

68,2

11,87

17,4

593,5

3410

Краска для волос

20

38,18

46

7,82

17

156,4

920

Итого

310

-

-

-

-

4148,3

23320


 

Из Таблицы 13 выявилось, что на рассматриваемом предприятии самые рентабельные товары — это зубная паста и мыло, рентабельность по этим видам товаров составила 18,6% и 18,8% соответственно. Такие товары как моющее средство и лак для волос имеют средние показатели рентабельности 17,4% и 17,7 %. Самый низкий уровень рентабельности имеют краска для волос и шампунь 17%.

В том случае, если предприятие  с учетом слабого спроса на менее  рентабельные товары уменьшит их продажи, а на более рентабельные увеличит на этот же объем, то предприятие имеет возможность получить дополнительную выручку и дополнительную прибыль (Таблица 14).

Таблица 14

Измененный ассортимент  реализуемых товаров

Наимено-вание товара

Объем закупки, шт.

Себестои-мость, руб.

Цена, руб.

Прибыль с ед. товара, руб.

Рента-бель-ность продаж, %

Сумма общей прибыли, руб.

Выруч-ка, руб.

Мыло хозяйст-венное, 200г.

70

19,5

24

4,5

18,8

315

1680

Шампунь 250мл

15

63,06

76

12,94

17

194,1

1140

Зубная паста 100мл

85

52,94

65

12,06

18,6

1025,1

5525

Лак д/волос 250мл

100

110,3

134

23,7

17,7

2370

13400

Моющее средство

450 мл

30

56,33

68,2

11,87

17,4

356,1

2046

Краска для волос

10

38,18

46

7,82

17

78,2

460

Итого

310

-

-

-

-

4338,5

24251


 

Предприятие не может  отказываться от закупки низкорентабельных  товаров, так как может потерять клиентов и предоставить место на рынке своим конкурентам.

Увеличим объем закупки  более рентабельных товаров: мыло на 10 единиц, зубную пасту на 15 единиц, лак для волос на 20 единиц. И соответственно уменьшим объем закупки менее рентабельных: краски для волос на 10 единиц, шампунь на 15 единиц, моющее средство на 20 единиц.

Таким образом, не увеличивая объем закупки товаров, а изменяя структуру ассортимента, получаем общую сумму ежемесячной прибыли равную 4338,5 рублей от реализации 310 единиц товаров, что на 190,2 рублей больше, чем до изменения структуры ассортимента товаров.

При прочих равных условиях, но при предложенном изменении структуры  ассортимента предприятие получит ежемесячную дополнительную выручку, равную 931 рубль.

Однако при изменении  структуры ассортимента необходимо учитывать не только свои потребности, но и конъюнктуру рынка, поскольку  самые рентабельные товары для предприятия  могут оказаться на рынке никому не нужными.

На товары, реализуемые  предприятием, т.е. мыло, шампунь, зубная паста, лак для волос, моющее средство, краска для волос и т.д. существует спрос. Поэтому предприятие не окажется в ситуации, когда увеличив объем какого-либо наименования своего ассортимента, не сможет его реализовать.

Важнейшим элементом  анализа запасов является оценка их оборачиваемости. Основной показатель — время обращения в днях (товарооборачиваемость) рассчитываемый делением среднего за период остатка запасов на однодневный оборот запасов в этом же периоде.13

По данным бухгалтерской  отчетности (Приложение 4) можно рассчитать показатель товарооборачиваемости (То1) для данного предприятия в 2010 году:

Т01 = (3357+1273)/2)/(28544/360)= 29,2 дня.

Скорость оборота запасов (Со1) тогда составит:

Со1 =360/29,2=12,3

Чем выше оборачиваемость  средств, вложенных в товарные запасы, тем меньшим их количеством можно обеспечить деятельность предприятия. Напротив, чем ниже оборачиваемость, тем дольше денежные средства омертвлены в запасах, тем меньше они дают отдачу. Используя имеющиеся данные возможно рассчитать положительный эффект от ускорения оборачиваемости товарных запасов. Добившись увеличения скорости оборота товарных запасов в 1,1 раза (при прочих равных условиях) скорость оборота будет равна (Со2):

Со2= 12,3*1,1=13,53

Тогда товарооборачиваемость (То2) составит:

То2 = 360/13,53=26,6

Высвобождение средств (Вс) — это сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот (или отвлеченных из оборота) рассчитывается по формуле:

ВС = (То2о1)*Д         (1)

где Д - однодневный фактический  оборот в отчетном периоде.

Тогда величина высвобожденных средств из оборота составит:

Вс= (26,6-29,2)*(28544/360)=206,18 тыс. руб.

Сумма средств, высвобожденных из оборота, составляет 206,18 тыс. руб. Величину прироста объема реализации (Вп) за счет ускорения оборачиваемости товарных запасов можно определить, применяя метод цепных подстановок:

Вп = (Со2 - Со1)*Д-(13,53-12,3)*(28544/360)=97,539 тыс. руб.

Таким образом, за счет увеличения скорости оборота товарных запасов в 1,1 раза ООО «ПетроДом» сможет получить дополнительную выручку в размере 97,539 тыс. руб.

При управлении товарными  запасами особому контролю и ревизии  должны подвергаться залежалые и  неходовые товары. При анализе  недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса в установленном порядке, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников для взыскания с них причиненного ущерба.

Таким образом, предлагаемые мероприятия не приведут к потере ООО «ПетроДом» своей конкурентной позиции.

 

3.2 Планирование прибыли  ООО «ПетроДом»

 

Величина прибыли предприятия  является управляемым параметром. Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности. Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения. С целью применения оперативного и стратегического планирования применяется операционный анализ, который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы реализации.

Ключевыми элементами операционного  анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас  финансовой прочности предприятия.

Известно, что при соблюдении прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции, что связано со снижением доли постоянных затрат в структуре себестоимости продукции. Этот феномен именуется эффектом операционного рычага, а изучение этой закономерности носит название «анализ безубыточности» (операционный анализ). Использовать результаты анализа можно в следующих целях:

-определение критического объема реализации (нулевого порога рентабельности) для безубыточной работы предприятия;

-определение оптимальных пропорций между постоянными и переменными издержками;

-выявление зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения (издержек, цен, объема реализации);

-расчет запаса финансовой прочности;

-планирование выручки, прибыли.

Для любого предприятия  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого она начнет получать прибыль. Безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, или это выручка, необходимая для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Определяется такая выручка (Вмин) по формуле:14

Вминпост/(Дм/В),         (2)

где Зпост- постоянные расходы;

Дм — маржинальный доход;

В - выручка от продаж.

Маржинальный доход (валовая  маржа) представляет собой превышение выручки (В) над величиной переменных затрат (Зперем), т.е.:

Дм = В - Зперем         (3)

Основываясь на данных формы  №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 4) составим Таблицу 15, рассчитаем порог рентабельности для ООО «ПетроДом» в 2010 году.

Порог рентабельности будет  равен:

Вмин =4007/(5552/28544) = 20035 тыс. руб.

Таблица 15

Данные для операционного  анализа ООО «ПетроДом»

Показатели

2010г., тыс.руб.

Выручка от реализации

28544

Себестоимость (затраты  переменные)

22992

Валовая прибыль (маржинальный доход)

5552

Коммерческие расходы (затраты постоянные)

2870

Управленческие расходы (затраты постоянные)

1137

Прибыль от продаж

1545


 

После того как предприятие  достигает порога рентабельности, обеспечивающего  покрытие постоянных расходов, любое увеличение объема продаж будет обеспечивать рост прибыли от продаж. Степень роста прибыли в зависимости от объема продаж можно определить, используя метод операционного рычага.

Действие операционного  рычага состоит в том, что любое  изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага ЭОР) определяется отношением маржинальной прибыли Дм к прибыли до уплаты процентов и налогов Пп, что выражается следующей формулой:

Информация о работе Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России