Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности прибыли и механизма её формирования.
2. Изучение методов и финансовых результатов инструментов управления прибылью предприятия.
3. Проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «ПетроДом»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Значение, функции и виды прибыли 6
1.2 Организационные основы управления прибылью на
предприятии 13
1.3 Методы управления прибылью 19
Выводы 26

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ПетроДом» 29
2.2 Анализ прибыли ООО «ПетроДом» 36
2.3 Анализ показателей рентабельности 44
Выводы 50

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ПЕТРОДОМ» 52
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли 52
3.2 Планирование прибыли ООО «ПетроДом» 62
3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом» 69
Выводы 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Работа содержит 1 файл

Система управления прибыльюъ.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

 

Создание и функционирование любого предприятия упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли.

Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечению эффективности деятельности, которая выражается в достигнутых  финансовых результатах.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия.  В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит  от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов  и расходов. Вместе с тем, в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия.

Традиционные методы планирования прибыли:

- метод прямого счета; 

- аналитический метод;

- метод совмещенного  расчета;

- нормативный метод;

- факторный метод;

- метод, основанный на использовании элементов маржинального анализа;

- экономико-математические методы.

Метод прямого счета. В его основе лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант  этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана.

Аналитический метод  используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции  при отсутствии инфляционного роста  цен и себестоимости. Расчет этим методом ведется раздельно от сравниваемой товарной продукции. Сравниваемая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известна ее фактическая себестоимость и объем выпуска, а по этим данным можно определить базовую рентабельность:

         (1)

- базовая рентабельность;

- ожидаемая прибыль (расчет  прибыли ведется в конце базисного  года, когда точный размер прибыли  ещё неизвестен);

- полная себестоимость товарной продукции базового года.

Расчет ведется в  определенной последовательности:

с помощью базовой  рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года по объемам  товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости;

рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году;

определяется влияние  изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты  выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, её качестве, сортности;

после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста  или снижение цен;

влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется, и прибыль от производства сравниваемой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на первом и последующих этапах;

далее учитывается изменение  прибыли внереализационных остатков готовой продукции на начало и  конец планируемого периода.

Аналитический метод  показывает влияние различных факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.7

Метод, основанный на эффекте производственного рычага (операционного рычага) - СVP анализ. Этот метод планирования базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается материальная прибыль. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли и без убытка.

Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные, и условно-переменные, и расчете маржинальной прибыли.

Маржинальную прибыль  еще называют "валовая прибыль", "маржинальный доход", "предельный доход". Выручка от реализации продукции  без НДС, акцизные марки, таможенные пошлины - из них вычитают условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль.

Выручка - переменные затраты = прибыль + постоянные затраты Далее  из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или  убыток.

Точка безубыточности - это такой объем выручки при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка (рис. 3).

 

Рис. 3 Точка безубыточности

 

Прямые 1-3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна её полной себестоимости.

После определения точки  безубыточности планирование прибыли  строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором  предприятие может позволить  себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.

Эффект операционного  рычага состоит в том, что любое  изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого  эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного  рычага. И наоборот, при росте  объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Сила воздействия операционного  рычага рассчитывается по формуле: Маржинальная прибыль / Прибыль = Сила воздействия   (2)

В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится  формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано.

Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте  категорией левериджа, т.е. некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.

Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпановки и детализации статей «Отчета  о прибылях и убытках» предприятия:

  1. Производственный леверидж;
  2. Финансовый леверидж;
  3. Производственно - финансовый леверидж.

Логика такой группировки  заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу  между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового  характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.

Величина чистой прибыли зависит  от многих факторов. С позиции финансового  управления деятельностью предприятия  на нее оказывают влияние:

-то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы;

-структура источников средств.

Первый момент находит  отражение в структуре основных и оборотных средств и эффективности  их использования.

Основными элементами себестоимости  продукции являются постоянные и  переменные расходы, причем соотношение  между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Итак, производственный леверидж- это потенциальная возможность  влиять на валовый доход путем  изменения структуры себестоимости  и объема выпуска.

Второй момент находит  отражение в соотношении собственных  и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Таким образом, финансовый леверидж - это потенциальная возможность  влиять на прибыль предприятия путем  изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Исходным является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь  между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом.

Обобщающим критерием  является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь  трех показателей: выручка, расходы  производственного и финансового  характера и чистая прибыль.

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами  различного вида и относительной  значимости. Согласно новому плану  счетов возможны два варианта учета  затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат - на переменные и условно-постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Производственный и  финансовый риски обобщаются понятием общего риска, т.е. риска, связанного с  возможным недостатком средств  для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия .

Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.

Итак, в завершении всего вышесказанного, хочется отметить, что прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.

Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и  принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.8

Для данного предприятия ООО  «ПетроДом» далее в работе был проведен анализ доходов и расходов, распределение и использование прибыли, факторный анализ и анализ показателей  рентабельности.

 

Выводы

 

Прибыль — это один из составных  элементов рыночных отношений. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, услуг в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом.

Оптимальное соотношение  доли прибыли, аккумулируемой в доходах  бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов, является одной из важнейших проблем распределения  прибыли. С развитием рыночной экономики организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды организаций.

Управление прибылью представляет собой процесс выработки  и принятия управленческих решений  по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и  планирования в организации.

К методам управления прибыли относят:

метод прямого счета (укрупненный  метод и метод по ассортиментного  планирования);

Информация о работе Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России