Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить рынок, определить в чем заключается сущность рынка, структура, условия его формирования, изучить рыночный механизм, преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, а так же влияние государства на рыночную экономику.
Введение
1.Экономическое содержание рынка
1.1. Сущность рынка и условия его возникновения
1.2. Характерные черты рынка
1.3. Система и структура рынка. Виды рынков
2.Рыночный механизм и его основные элементы
2.1 Рыночный механизм: определение, особенности и элементы
2.2 Спрос, предложение, их взаимодействие и формирование равновесной цены
2.3 Конкуренция и её роль в функционировании рыночной экономики
2.4 Рыночная инфраструктура, её элементы и значения в развитии рынка
3. Рынок и государственное регулирование
3.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма
3.2. Роль государства в рыночной экономике
3.3. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Экономическое содержание рынка
1.1. Сущность рынка и условия его возникновения
1.2. Характерные черты рынка
1.3. Система и структура рынка. Виды рынков
2.Рыночный механизм и его основные элементы
2.1 Рыночный механизм: определение, особенности и элементы
2.2 Спрос, предложение, их взаимодействие и формирование равновесной цены
2.3 Конкуренция и её роль в функционировании рыночной экономики
2.4 Рыночная инфраструктура, её элементы и значения в развитии рынка
3. Рынок и государственное регулирование
3.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма
3.2. Роль государства в рыночной экономике
3.3. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, т.е. это система отношений между предложением и спросом.
В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рыночная система формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить рынок, определить в чем заключается сущность рынка, структура, условия его формирования, изучить рыночный механизм, преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, а так же влияние государства на рыночную экономику.
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой, теме мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА.
1.1 Сущность рынка и условия его возникновения .
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес и т.д.).
Рынок представляет собой сферу обмена, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домашние хозяйства, предприятия и государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Также субъектами рынка являются такие экономические единицы: фирма; домашнее хозяйство или семья; государство.
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.[1]
Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.
Объектами рынка являются товары, товарные услуги, ресурсы, ценные бумаги, валюта, государственные и муниципальные льготы, трансферты и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Участникам рынка нужна информация о предложении товаров и спросе на них. Рынок передает информацию, в основном, в форме цен. Обеспечивают функционирование рыночной экономики спрос и предложение, которые определяются величиной поступления товаров и услуг на рынок, величиной доходов покупателей, развитостью их потребностей. Спрос является стимулом не только расширения предложения, но и производства.
Условия возникновения рынка. Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально-экономического развития и с тех пор перетерпел существенные качественные и количественные изменения.
Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. В настоящее время под рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.
Рынок - это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг.
Главными условиями, сделавшими рынок объективно необходимым, являются :
1. Общественное разделение труда. Оно возникло еще в глубокой древности. Истории известны три крупные ступени общественного разделения труда.
Первая ступень - отделение скотоводства от земледелия
Вторая ступень - отделение ремесла от земледелия
Третья ступень- возникновение купечества.
В дальнейшем стали дробиться отдельные отрасли, углублялась специализация производства на основе обособления все новых видов трудовой деятельности, что способствовало значительному росту производительности труда.
Благодаря этим трем крупным ступеням общественного разделения труда, и были созданы материальные предпосылки для регулярного обмена, возникновения частной собственности и разделения общества на классы. Прогресс в общественном разделении труда характеризует уровень развития производительных сил общества. Процесс этот по своей сути бесконечен, как бесконечно развитие производительных сил и совершенствования орудий труда.
2. Экономическая обособленность производителей. Товарный обмен, вызванный к жизни общественным разделением труда, обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Ни один из участников обмена не хочет проиграть, поэтому все они стремятся получить взамен своего товара равноценное количество другого товара. Впервые экономическое обособление производителей исторически возникло на базе частной собственности на средства производства.
3. Конкуренция, которая предоставляет всем субъектам ведения хозяйства возможность свободной предпринимательской деятельности: свободы выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов, принуждает предпринимателей применять передовую технику и технологии, способствуя этим уменьшению расходов производства, повышению эффективности экономики.
4. Свободное ценообразование, которое как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулирующей функции рынка способствует сочетанию интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать элементы производства.
Если подобных условий не создано, тогда, то, что называют рынком, является псевдорынком, на котором деньги не выполняют своих функций.
1.2 Характерные черты рынка.
Существуют, по меньшей мере, шесть признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономической деятельности.
1. Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить разными способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей семьи или родственников; нанять рабочих и создать предприятие или фирму. Именно таким путем происходило формирование классического капитализма с присущей ему эксплуатацией, основанной на извлечении прибавочной стоимости, как это детально было прослежено К.Марксом в "Капитале". Участвовать в рыночной деятельности можно и путем покупки акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.
2. Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
3. На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
4. Рынок, должен обеспечить, в принципе, равные шансы для всех его участников. Поэтому признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах, спецификации товаров и др. Это позволяет каждому участнику сделать; наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большими трудностями.
5. На свободном рынке исключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками, т.к. в условиях свободной совершенной конкуренции число товаропроизводителей велико, то доля каждого в совокупном объёме производства и предложения незначительно. Поэтому устанавливается уровень цен, и решение производителя продать товар выше или ниже этого уровня не отражается на установившейся рыночной цене. Уровень цен устанавливается в результате конкуренции продавцов и конкуренции покупателей. Такой механизм был назван А. Смитом «принципом невидимой руки». А. Смит также обозначил и обосновал объективную причину возникновения рынка: естественная ограниченность производственных возможностей субъекта во времени и в пространстве.
Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарактеризовали шестью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается - порой значительно - от рынка реального.
1.3 Система и структура рынка. Виды рынков.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также их удельный вес в общем объеме.
Совокупность всех рынков, расчленённых на отдельные элементы, на основе разнообразных критериев образует систему рынка. Систему рынка можно рассматривать по следующим направлениям:
1. По типу экономических отношений:
Р. свободной конкуренции - структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Монополистический рынок - рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Р. монополистической конкуренции или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты
Олигополистический рынок - рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Информация о работе Рынок. Экономическая сущностью.Рыночный механизм