Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности прибыли и механизма её формирования.
2. Изучение методов и финансовых результатов инструментов управления прибылью предприятия.
3. Проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «ПетроДом»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Значение, функции и виды прибыли 6
1.2 Организационные основы управления прибылью на
предприятии 13
1.3 Методы управления прибылью 19
Выводы 26

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ПетроДом» 29
2.2 Анализ прибыли ООО «ПетроДом» 36
2.3 Анализ показателей рентабельности 44
Выводы 50

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ПЕТРОДОМ» 52
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли 52
3.2 Планирование прибыли ООО «ПетроДом» 62
3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом» 69
Выводы 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Работа содержит 1 файл

Система управления прибыльюъ.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

ЭОР =Дмп = 5552/1545=3,4       (4)

Показатель операционного  рычага имеет важное практическое значение. Если объем продаж возрастет, например, на 5% то, пользуясь показателем операционного  рычага, можно заранее определить, что прибыль увеличится на 17% (5%*3,4)

В случае снижения выручки  на 5% приведет к существенному изменению  прибыли на 17%. Сила воздействия операционного  рычага указывает на степень предпринимательского риска. В данном случае он достаточно велик.

Запас финансовой прочности (ЗФП) — это величина, показывающая, на сколько можно сокращать объем продаж, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет собой разницу между запланированным объемом реализации (В) и точкой безубыточности (Вмин):

ЗПФ= В — Вмин=28544-20035=8509 тыс. руб.    (5)

Запас финансовой прочности  не очень большой, поэтому финансовое положение предприятия не такое  прочное и большой риск потерь.

Ориентировочные расчеты  прибыли важны не только для самого предприятия, но и для поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной деятельности организации.

Эффективность планирования будет зависеть от упорядочения ведения бухгалтерского учета, а именно разделения затрат на постоянные и переменные. Конечно, в условиях нестабильности трудно определить перечень постоянных затрат, но, например, заключив договор аренды на год или больше с фиксированной суммой, а также установив лимит на те или иные виды расходов, эта задача вполне решаема.

Необходимо также стремиться к тому, чтобы темп роста выручки  и темп роста себестоимости изменялся  пропорционально, поскольку при  более высоком темпе роста  себестоимости по сравнению с выручкой значительно снижается валовая прибыль, что в итоге влияет на конечный финансовый результат.

Для увеличения размера  выручки необходимо проведение грамотной  товарной политики, в рамках которой  целесообразно проводить маркетинговые  исследования, изучать спрос потенциальных покупателей, предложения конкурентов, отслеживать новинки. Основной задачей здесь является предложение таких товаров, которые полностью бы удовлетворяли спрос покупателей и их потребности.

Важным моментом в  увеличении спроса на товар и соответственно роста выручки является проведение грамотной коммуникационной политики, инструментами которой выступают реклама, стимулирование сбыта, выставочные мероприятия и другие инструменты. При этом всегда необходимо определять эффективность тех или иных мероприятий, т.е. отношение дополнительной прибыли, полученной в результате применения, например рекламы, к затратам на неё.

На основании предложенных мер можно составить прогноз  показателей деятельности ООО «ПетроДом» на 2011 год.

Из данных Приложения 4 и  Таблицы 3 мы видим, что выручка показала 10,1% снижения за 2010 год. Поэтому предприятие планирует способствовать увеличению выручки в 2011 году на 30%, следовательно, выручка от продаж в 2011 году составит:

Выр2011=28544*1,3=37107,2 тыс.руб.

На основании данных рекомендаций себестоимость проданных  товаров будет расти пропорционально  объему продаж, что в принципе соответствует выбранной ценовой политике и будет равна:

Себестоимость2011=22992* 1,3= 29889,6 тыс. руб.

В 2011 году планируется увеличение коммерческих и управленческих расходов на 5%. Таким образом, коммерческие расходы в планируемом периоде будут равны 3013 тыс. руб., а управленческие 1194 тыс. руб.

Прочие доходы и расходы  являются незначительными и по ним  не планируются какие-либо изменения.

Так как предприятие  использует вмененную систему налогообложения, при которой налоговые платежи  стабильны, то, следовательно, налог  существенно не изменится и будет  в размере 210 тыс. руб.

Финансовый директор и главный бухгалтер, для того чтобы фактические данные соответствовали запланированным, должны контролировать все виды затрат, взвешенно принимать решения, поверять цены на расходные материалы и контролировать экономичность их использования, искать более выгодные предложения со стороны поставщиков.

Все запланированные  показатели дают возможность составить  прогноз формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» на 2011 год (таблица 16).

 

 

 

 

 

 

Таблица 16

Прогноз «Отчет о прибылях и убытках» ООО «ПетроДом» на 2011г.

Показатели 

2010 г., тыс.руб

2011 г., тыс.руб

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (без  НДС)

28544

37107,2

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

22992

29889,6

Валовая прибыль

5552

7217,6

Коммерческие расходы

2870

3013

Управленческие расходы

1137

1194

Прибыль (убыток) от продаж

1545

3010,6

Прочие доходы

-

-

Прочие расходы

93

93

Прибыль от налогообложения

1452

2917,6

ЕНВД

210

210

Чистая прибыль

1242

2707,6


 

По прогнозу «Отчета о прибылях и убытках» на 2011 год проведем анализ динамики изменения показателей.

Из Таблицы 17 видно, что произошло значительное изменение финансовых результатов деятельности с положительной динамикой.

В результате увеличения выручки, пропорциональному увеличению себестоимости, а так же оптимизации издержек в организации произойдем рост всех видов прибыли.

 

Таблица 17

Состояние изменения  прибыли ООО «ПетроДом» на 2011г.

Показатели

2010г., в тыс.руб

2011г., в тыс.руб

изменения

Темп роста или снижения

В тыс.руб

В %

Выручка о реализации

28544

37107,2

8563,2

130

30

Себестоимость

22992

29889,6

6897

130

30

- в % к выручке

80,5

80,5

-

0

-

Валовая прибыль

5552

7217,6

1665,6

130

30

- в % к выручке

19,4

19,4

-

0

-

Коммерческие расходы

2870

3013

143

105

5

- в % к выручке

10

8,1

-

-1,9

-

Управленческие расходы

1137

1194

57

105

5

- в % к выручке

4

3,2

-

-0,8

-

Прибыль от продаж

1545

3010,6

1465,6

194,8

94,8

- в % к выручке

5,4

8,1

-

2,7

-

Прочие расходы

93

93

0

0

0

- в % к выручке

0,3

0,2

-

-0,1

-

Прибыль от налогообложения

1452

2917,6

1465,6

200,9

100,9

- в % к выручке

5,1

7,8

-

2,7

-

ЕНВД

210

210

70

1,3

98,7

- в % к выручке

0,7

0,7

-

0

-

Чистая прибыль

1242

2707,6

1465,6

218

118

- в % к выручке

4,3

7,2

-

2,9

-


Валовая прибыль увеличится на 30% или с 5552 тыс.руб. до 7217,6 тыс.руб. При этом в среднем уровень наценки останется на прежнем уровне, это будет сделано для того, чтобы спрос на товары не уменьшился.

С учетом рассчитанного ранее эффекта операционного рычага, изменение прибыли or продаж при условии роста выручки на 30% должно было составить:

30%* 3,4 = 102%

Таким образом, планируемый объем прибыли от продаж должен был составить 3120,9

Однако вследствие увеличения коммерческих и управленческих расходов прибыль от продаж увеличилась ни 94,8% или с 1545 тыс. руб. до 3010,6 тыс. руб. Удельный вес в выручке вырос на 2,7 п.п. и стал 8,1%. В торговле, одним из самых главных показателей прибыли является прибыль от продаж, и его увеличение свидетельствует об эффективной деятельности предприятия.

Возросла сумма прибыли до налогообложения с 1452 тыс. руб. до 2917,6 тыс. руб. или в процентном выражении на 100,9%. Но так как предприятие использует вмененную систему налогообложения, то налог останется неизменным.

Все изменения хорошо скажутся на чистой прибыли. Ее доля в выручке вырастет с 4,3% до 7,2%. В абсолютном выражении чистая прибыль увеличится с 1242 тыс. руб. до 2707,6 тыс. руб., что является положительным результатом деятельности предприятия.

 

3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом»

 

Целью управления и планирования прибыли является не только обеспечение роста ее размера, но и повышения рентабельности:

-на основе увеличения оборота и улучшения его структуры;

-наиболее эффективно использования материальных, трудовых и финансовых результатов.

Управление рентабельностью  означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (т.е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т.е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов деятельности.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления предприятием в условиях рыночной экономики; повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений; четкое определение источников формирования оборотных средств.

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Для  этого в дипломной работе была представлена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффективность преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2010г. экономическая деятельность ООО «ПетроДом» была рентабельной (таблицы 12,13,14). Но не все показатели имеют хорошее значение. Для того чтобы выявить факторы и пути повышения рентабельности проведем анализ.

Рассчитывается влияние  различных факторов с помощью  трехфакторной модели рентабельности:15

Пчс = (Пч/В)*(В/К)*(К/Сс),       (6)

где Пч - чистая прибыль;

Сс - собственные средства;

В - выручка от продаж;

К - все активы.

Как видим, рентабельность собственного капитала зависит от изменения  уровня рентабельности продаж, скорости оборота совокупного капитала и  соотношения собственного и заемного капитала.

Проведем факторный  анализ ООО «Петро Дом». Сначала построим факторную модель за 2009 год:

1404/3052 = (1404/31778)*(31778/5001 )*(5001/3052)

0,46 = 0,0442*6,3* 1,6

Далее построим факторную  модель за 2010 год:

1242/2243 = (1242/28544)*(28544/2899)*(2899/2243)

0,55 = 0,0435*9,8*1,3

Рентабельность продаж в 2009 году была низкой, а в 2010 году снизилась еще на 0,7 п.п., что является плохим результатом.

Эффективность использования  капитала в 2010 году повысилась. Отдача с одного вложенного рубля была 6,3 рубля, а стала 9,8 рубля.

Увеличилась у предприятия  финансовая зависимость с 1,6 до 1,3.

Из приведенной зависимости  следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при снижении доли заемных средств  в составе совокупного капитала, а также увеличения скорости оборота совокупного капитала.

Стоит уделить внимание показателю рентабельности продаж. Его  снижение приводит к уменьшению рентабельности собственного капитала.

Если отталкиваться  от мнения, что минимальный уровень  рентабельности продаж розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3-5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы ООО «ПетроДом» по данным таблицы 14 можно назвать удовлетворительной.

Из прогноза «Отчета  о прибылях и убытках» ООО «ПетроДом» на 2011 год (таблица 17) видно, что все абсолютные показатели изменились.

Рассмотрим показатели рентабельности затрат и показатели, характеризующие рентабельность продаж ООО «ПетроДом».

Таблица 18

Показатели рентабельности затрат ООО «ПетроДом»

Показатели 

2010г.

2011г.

Изменения

Рентабельность текущих  затрат (продукции)

5,7

8,8

3,1

Рентабельность себестоимости  продаж

24,1

24,1

0

Рентабельность издержек обращения

53,8

99,9

46,1

Информация о работе Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России