Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
1. Исследование экономической сущности прибыли и механизма её формирования.
2. Изучение методов и финансовых результатов инструментов управления прибылью предприятия.
3. Проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «ПетроДом»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Значение, функции и виды прибыли 6
1.2 Организационные основы управления прибылью на
предприятии 13
1.3 Методы управления прибылью 19
Выводы 26

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ПетроДом» 29
2.2 Анализ прибыли ООО «ПетроДом» 36
2.3 Анализ показателей рентабельности 44
Выводы 50

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ПЕТРОДОМ» 52
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли 52
3.2 Планирование прибыли ООО «ПетроДом» 62
3.3 Управление рентабельностью ООО «ПетроДом» 69
Выводы 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Работа содержит 1 файл

Система управления прибыльюъ.doc

— 715.50 Кб (Скачать)

Прибыль от продаж определяется как разница между валовой  прибылью и коммерческими (расходами  по сбыту) и управленческими (общехозяйственными) расходами, если управленческие расходы  признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности. Прибыль от продаж можно исчислять и другим способом: путем вычитания из выручки от продаж полной себестоимости реализованной продукции. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль от налогообложения  рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляют (вычитают) сальдо прочих доходов и расходов. Показатель прибыли (убытка) до налогообложения – это финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, и, следовательно, показатель эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Это  та часть прибыли, которая предназначена исключительно для использования на цели, определяемые самой организацией. Она является источником средств для их распределения между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале. В соответствии с учредительными документами часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда, капитализацию прибыли, а в акционерных обществах и на формирование специального фонда средств для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.2

Механизм формирования прибыли представлен на Рисунке 2 – прибыль формируется путем  сложения доходов, поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих  расходов и отчислений.3

Рис. 2. Механизм формирования показателей прибыли

 

Таким образом, прибыль в  торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного  обращения, а так же части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства, и направляемого в торговлю через механизм цен, на товары, тарифов, надбавок. Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат хозяйственной деятельности предприятия.

 

    1.  Организационные основы управления прибылью на предприятии.

 

Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятию управленческих решений по обеспечению эффективности деятельности, которая выражается в достигнутых финансовых результатах.

В условиях рыночной экономики  величина прибыли зависит от множества  факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

  • варьирование границей отнесения активов к основным средствам;
  • ускоренная амортизация основных средств;
  • применяемая методика амортизации малоценных и быстро изнашивающихся предметов;
  • порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
  • порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
  • порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;
  • порядок создания резервов по сомнительным долгам;
  • своевременное списание безнадежных долгов;
  • порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;
  • состав накладных расходов и способ их распределения;
  • снижение налогов за счет использования льготного налогообложения и др.

Управление прибылью и рентабельностью является составным  элементом менеджмента предприятия. Поэтому принципы управления прибылью опираются на принципы управления экономикой. Выделим основные из них:

- правовая регламентация  управления (законность управления) - опора на нормативно-правовую  базу при определении, учете,  распределении прибыли предприятия;

- социальная ориентация (повышение  благосостояния населения, работников, качества жизни и т.п.) - улучшение, как условий жизни и труда работников своего предприятия, так и благосостояния обслуживаемого населения;

- системный подход к управлению  прибылью, под которым понимается  рассмотрение экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющих выход (реализация цели), вход (ресурсный потенциал), взаимосвязь с внешней средой - управление организацией, как гармоничным организмом;

- сохранение и дальнейшее развитие  конкурентных преимуществ объекта управления, предусматривающее выявление сильных и слабых сторон объекта, что позволяет сформировать стратегию его развития на основе прогнозирования и добиться превосходства над конкурентами.

Особая роль в процессе управления прибылью отводится макроэкономическим рычагам государственного регулирования прибыли предприятия, которое осуществляется в основном через систему налогообложения.

В теории управления прибылью с позиции финансового менеджмента  выделяют следующие основные правила:

1. Уравновешивая спрос  и предложение, сосредоточивать  внимание не на издержках, а  на цене.

2. Устанавливать цену, исходя не из величины издержек, а из потребности рынка.

3. Осуществлять продажи  не на всем рынке, а в отдельных  его сегментах.

4. Приберегать продукты и услуги для более ценных клиентов.

5. Принимать решения,  основываясь не на своих предположениях  и опыте, а на исчерпывающей  и точной информации.

6. Неизменно определять  потребительский цикл каждого  из продуктов.

7. Постоянно отслеживать,  все ли возможности использованы для увеличения прибыли.

Все эти принципы построены  на управлении ценовой политикой  организации, сегментарном управлении, дифференциации клиентов компании, маркетинговой  стратегии, что находит свое отражение  в управленческом учете, стратегическом управлении прибылью, маржинальном анализе и других науках.

Практическое использование  этих принципов позволит стабильно  повышать прибыль предприятия за счет:

- управления номенклатурой  выпускаемых типов продукции  (оказываемых услуг), предварительно ранжировав их в порядке убывания рентабельности, путем прекращения производства нерентабельной продукции и подготовки к выпуску перспективных изделий;

- разработки порядка  и сроков замены изношенного  и устаревшего оборудования и  внедрения новых технологий;

- оценки привлекательности  и целесообразности реализации  инвестиционных предложений и  проектов;

- определения приемлемых  условий привлечения кредитов  и дополнительного акционерного  капитала;

- разработки оперативных  и долгосрочных планов развития производства;

- определения инвестиционной  и дивидендной политики фирмы;

- оценки надежности  деловых партнеров.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых  к нему требований формируется его  цели и задачи.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели, можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью4.

1. Обеспечение максимизации  размера формируемой прибыли,  соответствующего ресурсному потенциалу  предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования.

2. Обеспечение оптимальной  пропорциональности между уровнем  формируемой прибыли и допустимым  уровнем риска.

3. Обеспечение высокого  качества формируемой прибыли.  В процессе формирования прибыли  должны быть в первую очередь  реализованы резервы её роста  за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть удалено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных её видов.

4. Обеспечение выплаты  необходимого уровня дохода на  инвестированный капитал собственникам  предприятия. Этот уровень при  успешной деятельности предприятия  должен быть не ниже средней  нормы доходности на рынке  капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования  достаточного объема финансовых  ресурсов за счет прибыли в  соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ей размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль.

6. Обеспечение постоянного  возрастания рыночной стоимости  предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую её части.

7. Обеспечение эффективности  программ участия персонала в  прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны – обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной защиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.5

Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом  взаимосвязаны, хотя отдельные из них  и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому, в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой6.

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами  различного вида и относительной  значимости. Согласно новому плану  счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и условно-постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Производственный и  финансовый риски обобщаются понятием общего риска, т.е. риска, связанного с  возможным недостатком средств  для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия .

Характер распределения  прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в  различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.

Итак, в завершении всего  вышесказанного, хочется отметить, что прибыль является главной  движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом  деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.

Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и  принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.

 

1.3 Методы управления прибылью

Информация о работе Экономическая сущность прибыли механизм управления прибылью в практике современной России