Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Сфера производства и переработки масличного сырья, в том числе подсолнечника, - важная составная часть российского агропромышленного комплекса. Его конечная продукция - растительное масло, маргарины, майонезы - является высокоценным продуктом питания, пользующимся повышенным спросом населения страны. Растительные масла и маргариновая продукция используются в качестве сырья на предприятиях хлебопекарной, кондитерской, пищеконцентратной, овощеконсервной отраслей. Кроме того, растительные масла находят сравнительно широкое применение при выработке мыла, моющих и косметических средств, медицинских препаратов, олифы и других видов непищевой (технической) продукции. Продукты переработки масличного сырья (жмыхи и шроты) являются высокобелковыми компонентами кормов в животноводстве, без которых невозможно создание полноценных рационов питания скота и птицы.
Введение 2
1 Интеграционные процессы в зернопродуктовом подкомплексе АПК 6
1.1 Понятие, сущность и значение агропромышленной интеграции в новых экономических условиях хозяйствования 6
1.2 Тенденции и проблемы в развитии интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе 11
1.3. Основные направления совершенствования взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с перерабатывающими в системе АПК 17
2 Состояние и уровень развития переработки и реализации зерна 19
2.1 Описание организации 19
2.2 Сырьевая зона перерабатывающей организации, ее характеристика 21
2.3 Взаимоотношения с поставщиком сырья 22
2.4 Материально-техническая база предприятия 23
2.5 Трудовые ресурсы, их состав и использование 27
2.6 Объемы производства продукции, ассортимент 32
2.7 Производительность труда и себестоимость продукции 35
2.8 Качество продукции переработки зерна, ее конкурентоспособность 36
2.9 Каналы реализации, маркетинговая деятельность, эффективность сбыта продукции 42
3. Основные направления развития зерноперерабатывающей организации 47
3.1 Обоснование сырьевой базы 47
3.2 Реконструкция, расширение производственных мощностей ОАО «Маслобойный завод» 48
3.3 Обоснование объемов производства продукции переработки 52
3.4 Маркетинговые исследования сбытовой деятельности организации 54
Выводы и предложения 58
Список использованной литературы 62
Долгое время ОАО «Маслобойный завод» удовлетворял потребности только городского населения. ОАО «Маслобойный завод» успешно осваивает розничные просторы Томска, Кемерово, Новокузнецка. Причем доля продукции под торговой маркой , отправляемой сегодня на "региональный экспорт", постоянно растет. Алтайская продукция ОАО «Маслобойный завод» неизменно пользуется сегодня высоким спросом у жителей других сибирских городов.
ОАО «Маслобойный завод» на рынке Алтайского края занимает лидирующие позиции в следствии мощной материальной и технической баз. Плюсы в заключаются в заслуженном доверии и уважении покупателей, как к лидеру в данной отрасли, минусами или сложностями можно назвать жесткую конкуренцию в данном сегменте и зависимость от ценовой политики торговых сетей.
ОАО «Маслобойный завод» занимает первую позицию в рейтинге среди производителей масла. Предприятие работает со всеми крупными торговыми сетями города. Кроме того, ОАО «Маслобойный завод» имеет розничную сеть фирменных киосков, а также фирменный магазин при комбинате. Продукция ОАО «Маслобойный завод» известна не только в Алтайском крае, но и далеко за его пределами.
Маслобойный завод длительное время сотрудничает с агропромышленным комплексом и предприятиями переработки сельхозпродукции. Список выполненных и выполняемых работ для агропромышленного комплекса включает проекты производств: нерафинированного, рафинированного и дезодорированного растительного масла .
Все проекты производств завода отличаются:
- Экологически чистой технологией
- Низкими энергетическими затратами
- Минимальными материальными (сырьевыми) издержками
В хозяйствах Алтайского края идет массовая уборка подсолнечника на маслосемена. Плантации подсолнечника только в коллективных хозяйствах региона в этом году занимают более 236 тысяч гектаров. С каждого гектара механизаторы сейчас намолачивают по 6,5 центнера, что на полтора центнера больше прошлогоднего.
Подсолнечник традиционно на Алтае убирают в самую последнюю очередь. После первых морозов растения окончательно сбрасывают листву, что значительно упрощает обмолот. К тому же мороз понижает влажность подсолнечных шляпок, что также влияет на качество обмолота.
Наиболее урожайными в 2008 году оказались поля в Смоленском районе. С каждого гектара сейчас здесь получают почти по 15 центнеров. Более 13 центнеров на круг берут комбайнеры Романовского района, по 12 намолачивают механизаторы Советского района. В семи районах края урожайность подсолнечных плантаций сейчас превышает 10 центнеров.
В Завьяловском районе подсолнечником на маслосемена в нынешнем году было занято почти 7,5 тысяч гектаров.
Все эти факторы необходимо учитывать и заранее планировать объемы производства подсолнечника, совершать закуп сырья сразу после уборки урожая исходя их потребностей предприятия в сбыте.
Анализ
состояния организационно-
Становление и дальнейший генезис интеграционных процессов в масложировом подкомплексе Алтайского края считается одним из приоритетных направлений повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса региона. В этой связи в области целесообразно создание интегрированного формирования холдингового типа ОАО «Маслобойный завод».
Холдинговая
форма интеграции наиболее полно
соответствует реалиям рыночной
экономики. Формирование структуры
холдингового типа подразумевает существенную
степень централизации
Участниками создаваемого
1. Предприятия по производству маслосемян подсолнечника.
2. Предприятия по хранению и переработке масличного сырья.
3.Предприятия
по переработке растительного
масла и производства майонеза,
горчицы, кондитерских семечек,
4. Научная организация.
5.Торговые организации.
Таким
образом, в агропромышленном формировании
в едином комплексе будет осуществляться
производство масличного сырья в
объеме, необходимом для его
В процессе формирования сырьевой зоны важное значение имеет не только определение размера посевной площади подсолнечника в хозяйствах сырьевой зоны, обеспечивающего нормальную работу маслобойного завода, но и оптимизация посевов культуры в соответствии с требованиями севооборотов. С целью оптимизации размещения посевов подсолнечника в хозяйствах сырьевой зоны ОАО «Маслобойный завод» нами была решена задача по размещению посевов с критерием оптимальности «минимум материально-денежных затрат». В результате решения задачи симплексным методом был получен оптимальный вариант размещения посевов подсолнечника по хозяйствам - потенциальным участникам сырьевой зоны завода. В целом посевные площади в 65 хозяйствах сырьевой зоны сократятся до уровня, соответствующего требованиям севооборотов. Сформированная сырьевая зона обеспечит загрузку производственных мощностей завода на 87%.
Таким образом, из анализа и оценки результатов деятельности объединений холдингового типа в различных отраслях АПК следует, что эта форма интеграции позволит и в масложировом подкомплексе Алтайского края решить следующие задачи:
-стабилизировать экономику
-централизовать
финансовые средства и
-оздоровить финансовое
-расширить возможности регулирования уровня отпускной цены на конечную продукцию;
-
расширить возможности
-
увеличить возможности
- преодолеть локальный монополизм и вытеснить из оборота посредников;
-использовать
в производстве достижения научно-
Одной из важнейших задач создаваемого агрохолдинга ОАО «Маслобойный завод» является реализация экономического механизма, отражающего взаимную выгоду партнеров по производству конечной продукции масложирового подкомплекса. В интегрированных агропромышленных формированиях могут применяться различные модели экономических взаимоотношений в зависимости от формы объединения, уровня экономического развития предприятий, целей и задач интеграции.
В ОАО «Маслобойный завод» могут быть применены две модели экономических отношений:
а)
распределительная, основанная на распределении
выручки или прибыли
б) ценовая, предусматривающая использование расчетных цен.
В формируемом агрохолдинге ОАО «Маслобойный завод» может быть использован ценовой механизм, основанный на ценах и взаиморасчетах между участниками интегрированного формирования. При использовании ценового механизма возможно применение прямого и реверсивного (обратного) расчета цен с использованием нормативных уровней рентабельности, обеспечивающих ведение расширенного и простого воспроизводства для сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий (таблица в приложении 2).
Совершенствование ценообразования должно идти в направлении большего учета качества продукции. Высокое качество сырья позволяет экономить труд и материальные ресурсы, и в итоге, обеспечивает более высокий выход конечной продукции – масла. Стимулирование повышения качества должно быть действенным, а размеры доплат ощутимыми. Это объясняется тем, что доходность масложировой отрасли легче повысить за счет роста урожайности масличных, чем за счет их масличности.
В этой связи нам представляется целесообразным при расчете закупочной цены на подсолнечник применение коэффициента масличности сырья, рассчитываемый как отношение фактической масличности семян подсолнечника к базовому уровню на основе средних сложившихся показателей за ряд лет.
Устанавливать базисную масличность и размеры доплат за ее повышение на маслобойных заводах следует производить в разрезе природных зон Алтайского края, так как поставщиками сырья являются хозяйства из различных районов. Данный подход в наибольшей мере стимулирует поиск путей повышения масличности подсолнечника на основе мероприятий, которые рассчитаны на длительный срок.
Общее направление ценового регулирования должно предусматривать постепенный переход от сложившихся неэквивалентных уровней доходности к их нормализации за счет постепенного наращивания доли цены на сырье в цене конечной продукции.
В работе показано, что результатом использования предлагаемого механизма ценообразования является повышение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене растительного масла и сокращение разницы между оптовыми и розничными ценами и стоимостью масличного сырья.
В приложении 3 представлены предварительные расчеты эффективности создания интегрированного формирования в рамках «Маслобойный завод» и хозяйств сырьевой зоны.
Данные таблицы свидетельствуют, что функционирование «Маслобойный завод» в условиях интеграции позволит получить прибыль в размере 81,2 млн. руб. против 35,8 млн. руб., что позволит окупить затраты на 133,0% против 123,6 % в условиях дезинтеграции.
Распределение
выручки между участниками
Принятию перспективных стратегических решений в холдинге будет способствовать проведение маржинального анализа эффективности производства растительного масла.
Представленный в таблице 3.1 маржинальный анализ производства и реализации растительного масла в рамках ОАО «Маслобойный завод» до и после создания интегрированного формирования показал, что безубыточный объем производства на заводе составляет 3696,7 тонн (2009г.) и 2056,8 тонны (проект 2010 г.) соответственно.
Таблица 3.1 - Маржинальный анализ развития интегрированного формирования в рамках «Маслобойный завод» и хозяйств сырьевой зоны
Показатели | В условиях дезинтеграции (2009г.) | В условиях интеграции (проект 2010 г) |
1. Производство подсолнечного масла, тонн | 8539 | 10920 |
2.
Коэффициент использования |
66,7 | 80,0 |
3. Реализовано продукции, тонн | 8539 | 10920 |
4.Полная
себестоимость реализованной |
151977,1 | 209358,2 |
в том числе сумма переменных затрат, тыс. руб. | 124621,1 | 182002,2 |
5.Выручка от реализации растительного масла, тыс.руб. | 187858,0 | 327600,0 |
6.Сумма маржинального дохода -всего, тыс. руб. | 63236,9 | 145597,8 |
7.Маржинальный доход на 1 тонну реализованного растительного масла, тыс.руб. | 7,4 | 13,3 |
8.
Безубыточный объем |
3696,7 | 2056,8 |
9.
Безубыточный объем |
81327,4 | 61704,0 |
10.
Зона безопасности |
4842,3 | 8863,2 |
11.
Зона безопасности производства, % |
56,7 | 81,2 |